Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
98-120.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
173.56 Кб
Скачать

Вопрос 102. Общая характеристика невербальной коммуникации

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в сво­ей совокупности составляют средства не­вербальной коммуникации. Истоки знакомства с этими средствами вос­ходят к древности, на что обратил внимание французский просвети­тель XVIII в. Жан-Батист Дюбо, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта».

Виды НК:

1) оптико-кинети­ческая;

2) пара- и экстралингвистическая;

3) организация простран­ства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

5) такесика (тактильный контакт).

Функции НК:

дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Первоначально исследования в этой области были осу­ществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специ­ально имеет дело с этими проблемами. Так, например, специальному исследованию подвергаются раз­личные проявления мимики (выявлена связь между проявлением ка­кой-либо эмоции и положением определенной «зоны» лица — П. Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представите­лей разных культур — М. Аргайл), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, «твер­дой» или «тяжелой» — А. Пиз). Различные проявления мимики, жес­тикуляции и пантомимы сигнализируют партнеру по общению об эмоциональном состоянии участника ком­муникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с парт­нером, о желаемом уровне общения.

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «до­бавку» к вербальной коммуникации. Паралингвистика — это система вокализации, т.е. качество голо­са, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровож­дается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также неко­торых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса, по В. Н. Куницыной, часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека. Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст. Все эти проявления увеличивают семантически значи­мую информацию, но не посредством дополнительных речевых вклю­чений, а «околоречевыми» приемами, считает П. Экман.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса часто несет смысловую нагруз­ку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, разме­щение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению кон­такта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основа­тель проксемики Э. Холл, который называет ее «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной органи­зации общения у животных. В настоящее время проблемы проксемики включены в особую об­ласть психологии, получившую название «экологическая психология», или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нор­мы оптимального расположения партнеров по коммуникации, при­ближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфи­ческих наборов пространственных и временных констант коммуника­тивных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. Первоначально этот термин был введен А. А. Ухтомским и позднее использован М. М. Бахтиным.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в ком­муникативном процессе, — это «контакт глаз», или визуальное обще­ние. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологичес­ким феноменом в области зрительного восприятия — движением глаз. Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: инфор­мационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сиг­нализировать о готовности поддержать и продолжить общение, де­монстрировать степень психологической близости и пр.

Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц обра­зуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представ­ляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Несколько более скромный вариант, как уже отмечалось, предло­жен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отме­чается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то класси­фицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и по­лучившая название FAST. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяют­ся шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в нормальных ситуациях общения.

Другой важной методологической проблемой является проблема интерпретации невербального поведения. По сравнению с речью интерпретировать различные невербальные проявления весьма слож­но. Это обусловлено не только значительными культурными различи­ями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтан­ность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психоло­гическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, при­надлежностью к разным субкультурам в одной культуре и т.п. Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогатель­ную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.