- •Тема 10. Оценочное интервью
- •10.1. Основные характеристики оценочного интервью
- •10.2.1. План проведения интервью
- •10.4.2. Факторы, зависящие от интервьюируемого
- •I. Социальная желательность определенных качеств, паттернов поведения
- •2. Угроза своему «я»
- •Стремление к исполнению ожиданий
- •Потребность в признании и одобрении
- •Потребность в сочувственном понимании
- •10.4.4. Организация пространства интервьюирования
- •10.6.1. Блочная стратегия
- •10.7.1. Открытые и закрытые вопросы
- •10.7.2. Активные и пассивные вопросы
- •Конструктивные и деструктивные вопросы
- •Понимание респондента в процессе интервью
- •Активное слушание
- •Присутствующее поведение
- •1. Физическое присутствие
- •2. Психологическое присутствие
- •Невербальное поведение испытуемого
- •Анализ и интерпретация информации о респонденте
- •10.10.1. Оценочное интервью как процесс категоризации
- •Искажающие установки интервьюера, приводящие к ошибкам категоризации
- •Этапы аналитической интерпретации результатов интервью
- •Завершение оценочного интервью
Тема 10. Оценочное интервью
10.1. Основные характеристики оценочного интервью
10.1.1. Достоинства и недостатки метода интервью
Среди методов оценки персонала интервью занимает особое место, связанное с частотой его применения для решения широкого спектра вопросов, возникающих при работе с кадрами: оно используется при приеме на работу, аттестации, формировании кадрового резерва, анализе и изменении корпоративной культуры и социальной политики и во многих других случаях. Фактически оценочное (или диагностическое) интервью является наиболее популярным средством исследования персонала и организации в целом.
В столь широкой востребованности интервью кроются одновременно и возможности, и опасности. Этот метод наиболее чувствителен к квалификации использующего его специалиста. Опытный оценщик, опираясь на результаты интервью и наблюдения за испытуемым, способен весьма точно поставить «диагноз», т.е. указать на достоинства и недостатки работника, определить степень его пригодности для выполнения определенных профессиональных обязанностей, работы в специфических условиях, выявить причину конфликта в коллективе, а также получить большой объем другой полезной информации. При этом стоимость оценочных процедур будет значительно ниже, чем при использовании иных методов.
Однако отсутствие должной квалификации у оценивающего специалиста нередко приводит к прямо противоположным результатам. В результате собеседования неопытный интервьюер может не только не получить нужной информации, но и неправильно интерпретировать ответы испытуемого, сделать ошибочные выводы, а возможно, и спровоцировать нарушение коммуникации со своим респондентом и другие неблагоприятные последствия.
Большое значение имеют не только квалификация оценивающего специалиста, но и конкретные техники интервью, и ситуация, в рамках которой данный метод применяется. В то время как неструктурированное интервью (собеседование) отличается крайне низкой валидностью при проведении оценки, именно оно оказывается более пригодным при консультировании.
В структуре ассессмент-центра интервью обычно выступает в качестве итоговой процедуры, которая проводится уже после индивидуального и ситуационно-поведенческого тестирования. Поэтому задачи, которые возлагаются на данный метод, являются достаточно специфическими.
В ходе интервью мы можем проверить и подтвердить или, наоборот, опровергнуть гипотезы относительно профессионально важных качеств испытуемого, разрешить возникшие противоречия, если они не были устранены на предыдущих этапах исследования, уточнить то, что осталось невыясненным ранее. Отличаясь максимальной гибкостью по сравнению с другими методами оценки, интервью позволяет выстраивать исследование так, что оно окажется способным затронуть наиболее сложные в плане диагностики аспекты. Но это возможно только при условии грамотной разработки самой процедуры исследования, использования адекватных методов и техник интервьюирования.
Рассмотрим основные принципы проведения интервью. Многие из них могут показаться очевидными и не требующими специального упоминания. Однако с регулярной частотой эти принципы нарушаются специалистами, использующими данный метод оценки.
10.1.2. Основные принципы построения интервью
1. Этические принципы. Эти принципы являются одним из болезненных мест современной системы менеджмента персонала. Речь идет не только и не столько об этике конкретной организации, сколько об этике общечеловеческой. В качестве основных этических принципов следует назвать следующие:
Конфиденциальность получаемой информации.
В отличие от консультационных программ, в оценочном интервью конфиденциальность можно назвать относительной. С одной стороны, интервьюер не имеет права разглашать сведения о личной жизни респондентов (за исключением сведений уголовного характера). С другой, у него имеются обязательства перед заказчиком исследования — руководством организации, которому он обязан предоставить свои выводы о профпригодности респондента. Т.е. конфиденциальность в данном случае имеет ограничения, связанные с самой ситуацией оценки, и заключается в том, что результаты исследования мы имеем право сообщить только его непосредственному заказчику, а также самому респонденту.
Требование конфиденциальности снимается в том случае, если интервьюируемый изначально извещен о том, что полученные от него сведения могут быть переданы третьей стороне, и согласился на проведение интервью в данных условиях.
• Недопущение демонстрации негативного отношения к респонденту.
Один из важнейших этических принципов звучит следующим образом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Даже если респондент вызывает у нас неприязнь, мы не имеем права показать свое отношение к нему. Крайне нежелательно также использование тех методов стресс-интервью, которые связаны с оскорблением, насмешкой, унижением и т.д.
Этот же принцип запрещает нам затрагивать в интервью такие темы, которые могут быть оскорбительными или неприемлемыми для человека, например, вопросы о его сексуальной жизни, этнической принадлежности, в отдельных случаях — и о свободном времяпровождении и т.д.
Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у сотрудников негативного образа как конкретного менеджера, рекрутера, психолога, так и всей службы персонала. Весьма вероятно, что менеджеру по персоналу впоследствии придется неоднократно общаться как с данным сотрудником, так и с его коллегами, друзьями. Негативное отношение может существенно осложнить такое общение.
Высоко вероятным становится также и снижение лояльности работника, испытавшего подобное отношение, к организации в целом. Увидев, что компания использует деструктивные варианты взаимодействия со своим персоналом, сотрудник может позволить себе такое же поведение и в отношении к организации, которое он не допустил бы в иных условиях.
2. Целенаправленность интервью. Данный принцип подразумевает, что интервью не является обычным разговором, но всегда строго детерминировано целью оценки конкретного сотрудника или кандидата. Это требует тщательного отбора тем, которые могут быть затронуты в беседе, и вопросов, которые можно и нужно задавать.
Достаточно часто многие вопросы озвучиваются интервьюером только потому, что он не знает, о чем еще можно спросить, либо потому, что некоторая тема просто интересна ему сама по себе, безотносительно цели исследования. Нередко также оценивающие специалисты пытаются понять не то, насколько респондент обладает необходимыми для профессиональной деятельности качествами, сколько то — приятный и интересный ли он человек.
Возможно, подобная стратегия и имеет право на существование, но только в том случае, если она не препятствует главной цели оценки и, например, позволяет сформировать команду с благоприятным социально-психологическим климатом. Правда, если на время отказаться от эгоцентрической позиции, то можно легко понять, что тот, кто понравился мне как человек, вовсе не обязательно понравится другим.
3. Критериальность интервью. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Вопросы строятся в соответствии с критериями, полученными в ходе профессиографического исследования, т.е. в интервью диагностируются те качества сотрудника, которые имеют первостепенное значение в его будущей или настоящей деятельности.
Если же обсуждение некоторой темы ничего не дает для диагностики профессиональных или профессионально важных качеств респондента, то вопросы, посвященные ей, недопустимы. Данное требование обесценивает применение многих вопросов, которые традиционно задаются испытуемым в ходе подобной процедуры.
Нередко оценщики начинают затрагивать в ходе интервью темы, связанные с личной жизнью оцениваемого работника, например, его музыкальные пристрастия, любимые книги или фильмы. Ничего предосудительного в подобных темах для обсуждения нет, однако имеет смысл озвучивать тот или вопрос только в том случае, если мы четко представляем себе, о каком личностном свойстве, способности, умении и т.д. говорит определенный ответ испытуемого. Теоретически, ответ: «Я предпочитаю Моцарта» свидетельствует о более утонченных эстетических вкусах, чем ответ — «Люблю Rammstein». Практически он может быть всего лишь результатом социальной желательности, стремлением произвести впечатление. Но даже если этот ответ правдив, уверены ли мы в том, что успешный юрист или менеджер должен слушать именно Моцарта?
Надо сказать, что в Европе и США вопросы, касающиеся личной жизни, используются сегодня весьма редко по причине широкой распространенности мнения, что они дискриминируют респондентов. Стоит признать такую постановку вопроса несколько некорректной, обусловленной пресловутой «толерантностью», которая является своеобразной религией современного западного мира. Профессиональная жизнь не может рассматриваться как независимая от личной, и поэтому вопросы, касающиеся последней, имеют право на существование, но только в том случае, если интервьюер хорошо понимает их предназначение и строго соблюдает этические принципы, о которых было сказано ранее.
4. Принцип системного анализа. Один и тот же ответ респондента может свидетельствовать о принципиально разных характеристиках, качествах, процессах. Слова, вырванные из контекста, в котором они прозвучали, нередко приобретают смысл, противоположный изначальному. Неучет предыдущих и последующих слов испытуемого, опора исключительно на формальные связи в ответах (по принципу: «испытуемый сказал А, отсюда обязательно следует вывод Б»), невнимание к невербальным аспектам коммуникации и многим другим элементам интервью приводят к тому, что огромный массив полезнейшей информации теряется, делаются неправильные выводы и оценка становится невалидной.
Для предотвращения этого необходимо помнить о взаимосвязи между упомянутыми аспектами интервью и проводить системный (или синдромный) анализ получаемых нами данных. Он представляет собой сопоставление отдельных высказываний, способов выполнения заданий, ошибок испытуемого и т.д. с целью выявления в них общих моментов. Если у нас возникает некоторая гипотеза относительно наличия у человека какого-то качества, необходимо задать дополнительные вопросы, которые смогут подтвердить или же опровергнуть ее.
Системный анализ дает прекрасную возможность выявить взаимосвязи между отдельными характеристиками человека, его внутренним миром и поведением, его личностными характеристиками и типичными для него ошибками в профессиональной деятельности и т.д. В конечном итоге мы должны описать то, что на клиническом языке называется синдромом — это закономерное сочетание отдельных симптомов (или феноменов). В основе синдрома всегда лежит один или несколько ключевых факторов, которые определяют собой его структуру, а значит, и все отдельные проявления. Идеальным (хотя и не всегда достижимым) итогом системного анализа является выделение этих ключевых факторов, что позволяет с высокой точностью прогнозировать поведение человека в большинстве ситуаций.
Например, исследование конкретного работника может показать нам, что испытуемый ведет себя весьма самоуверенно, демонстрирует высокую самооценку, постоянно подчеркивает свою компетентность, хорошее образование и высокую заработную плату, которую он, по его словам, получал на предыдущем месте работы. В общении он предпочитает наступательную позицию, однако его достаточно легко смутить жесткими прямыми вопросами, после чего он некоторое время приходит в себя. В деятельности этот работник берется за выполнение очень тяжелых дел, однако во многих случаях не доводит их до конца, после чего расстраивается и долго не может заставить себя вернуться к работе. В данном случае анализ поведения позволит нам выделить ключевые факторы, определяющие поведения и деятельность испытуемого — неустойчивую самооценку, связанную с мотивацией избегания неудач.
Окончательные выводы относительно характеристик человека имеет смысл делать уже после проведения всего исследования и подробного системного анализа всех аспектов интервью.
Итак, соблюдение этических и других принципов интервью имеет не только аксиологический, но и практический смысл. Их нарушение влечет за собой снижение эффективности оценки в целом, а также другие неблагоприятные последствия в виде ухудшения социально-психологического климата в организации, снижения лояльности сотрудников и др. Важной задачей, таким образом, становится правильная организация процесса проведения интервью.
10.2. Типология интервью
Технология оценочного интервью включает в себя различные варианты, которые сходны между собой только тем, что основным источником информации о работнике является его беседа с оценивающим специалистом. Интервью могут различаться между собой по степени формализованности диалога, количеству участников, стратегиям построения вопросов и ряду других характеристик. Рассмотрим основные варианты интервью, используя названные нами основания классификаций.
