Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Злобин Ю История Оренбургская.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

§ 4. В. А. Перовский на посту оренбургского военного губернатора

Происхождение и начало служебной карьеры.

Среди руководителей Оренбургского края первой по­ловины XIX века особое место принадлежит военному губернатору Василию Алексеевичу Перовскому. Пе­риод его пребывания на этом посту, а затем в качестве генерал-губернатора современники событий и некото­рые исследователи называли «золотым веком» орен­бургской истории. В. А. Перовский родился в 1795 го­ду и был внебрачным сыном графа А. К. Разумовского и его служанки М. М. Соболевской. Родители дали ему фамилию Перовский по названию одного из под­московных имений графа — села Перова. Ценой дли­тельных унижений граф А. К. Разумовский добился от императора Александра I признания своего 9-летнего сына потомственным дворянином. Эта история нало­жила отпечаток на его личность — В. А. Перовский был самолюбив, щепетилен в вопросах чести и горд- Он получил основательное гражданское образование

134 в стенах Московского университета, а затем и военное образование в Муравьевском училище колонновожа­тых, готовившем офицеров. В чине поручика участво­вал в Отечественной войне 1812 года, был ранен в Бо­родинском сражении. При отступлении русской армии из Москвы попал в плен к французам, был отправлен во Францию, а в 1814 году с приходом русских войск бежал из плена. В своих неоконченных воспоминаниях В. А. Перовский писал: «Надо быть в плену и вытер­петь то, что я вытерпел, чтобы понять чувство на­дежды через несколько минут быть среди соотечест­венников и на свободе». Вернувшись в Россию, он стал быстро продвигаться по службе. В 1815 году его за­числили в гвардейский Генеральный штаб, в 1816 году перевели в лейб-гвардии Егерский полк, а затем в 1817 году в чине капитана — в лейб-гвардии Измайловский полк. В том же году В. А. Перовский был назначен ди­ректором канцелярии Морского штаба. В 1818 году он сопровождал великого князя Николая Павловича (бу­дущего императора Николая Г) в путешествии по Рос­сии, оставил о себе хорошее впечатление и стал его личным адъютантом в чине полковника.

Вращаясь в кругах гвардейской офицерской мо­лодежи, В. А. Перовский вошел в состав декабрист­ской организации «Союз Благоденствия». В связи с болезнью он был вынужден уехать в 1822—1824 годах в Италию на лечение и в поздних декабристских орга­низациях не участвовал. По возвращении в Россию он снова стал адъютантом великого князя Николая Пав­ловича. В. А. Перовский был при нем в день вступле­ния Николая на российский престол. В ходе событий в Петербурге 14 декабря 1825 года он был контужен на Сенатской площади, чем завоевал еще большее до- I 135 верие императора. В. А. Перовский, как и Николай I, обладал властным характером, отличался повышенной требовательностью к себе и окружающим. Один из его биографов писал: «Красавец собой, статный, повыше среднего роста, хорошо воспитанный, он в обществе производил чарующее впечатление. Особенно в вое- торге от него были дамы... Подчас он так умел оча­ровывать их, что, как говорится, в душу влезет. Но другой раз от одного его сердитого взгляда эти же дамы падали в обморок».

В. А. Перовский отличился в русско-турецкой вой­не 1828—1829 годов, был тяжело ранен в грудь, на­гражден орденом Святого Георгия 4-й степени и стал генерал-майором, а затем и генерал-адъютантом свиты императора Николая I. В 1833 году император доверил своему 38-летнему генерал-адъютанту ответственный пост военного губернатора Оренбургской губернии и командира Оренбургского отдельного корпуса.

На посту военного губернатора. По возрасту В. А. Перовский оказался самым молодым из всех ру­ководителей Оренбургского края в первой половине XIX века. Его огромная энергия требовала выхода в деятельности, не скованной рамками столичной служ­бы. Назначение в Оренбург вполне соответствовало его стремлениям. Должность военного губернатора и командира корпуса давала ему не только значительную власть, но и возможность проявить себя в роли госу­дарственного деятеля. К тому же он всегда мог рассчи­тывать на поддержку царя. Военный инженер генерал И. Ф. Бларамберг в своих «Воспоминаниях» отмечал: «В Оренбурге находилось много гвардейских офицеров из Петербурга, которые служили под началом воен­ного губернатора генерал-адъютанта В. Перовского,

136 собравшего возле себя блестящий круг образованных военных и гражданских чиновников, так что жизнь протекала тут очень интересно и отдаленность от столицы не ощущалась». В. А. Перовский умел окру­жать себя талантливыми людьми, ценил их труд и в то ясе время презирал тупость и бездарность чиновников иного рода, вызывавших у него гнев и презрение. Лю­ди типа Перовского, которым были свойственны и все пороки той жестокой эпохи, тем не менее, не могли не стать гордостью России.

Другой сильной стороной деятельности В. А. Пе­ровского было умение отчетливо определять возни­кавшие проблемы и быстро находить способы их решения. Его младший современник и историк Орен­бургского казачьего войска генерал-майор И. В. Чер­нов первым отметил это в своих «Записках...»: «Умом и умением излагать свои мысли убедительно и с пол­ным знанием дела равняться с Перовским никто не мог». Отчитываясь перед Николаем I о своей деятель­ности, В. А. Перовский, например, так определил роль и место вверенной ему в управление губернии в Рос­сийской империи: «Оренбургский край имеет двоякую важность: как источник богатств, еще мало исчер­панных, и как оплот и опорная точка для влияния на племена, некогда обуревавшие Европу своими вторже­ниями».

Разработав обширную программу изучения при­родных богатств Оренбургского края, В. А. Перовский привлек для ее выполнения способных чиновников, привезенных им из Петербурга, ученых из соседних губерний, политических ссыльных. По его распоряже­ниям были собраны образцы почв и лесных пород из каждого уезда. В южной безлесистой части губернии

137

впервые в России были проведены массовые посадки саженцев молодых деревьев в количестве 200 тыс., в Оренбурге было открыто специальное учебное заведе­ние, готовившее ученых агрономов и лесоводов.

Преобразовательная деятельность В. А. Перовско­го распространилась и на место его постоянного пре­бывания — Оренбург. Деревянный, с покосившимися строениями и землянками на окраинах, город произвел на военного губернатора тягостное впечатление уже в день приезда летом 1833 года. Поэтому он не жалел средств на его благоустройство. Общественные зда­ния сооружались уже не из дерева, а из кирпича. В их числе были губернаторский дом, дом военного комен­данта, здание Дворянского собрания, здание штаба Оренбургского корпуса и др. Самым замечательным строением по праву считается Караван-Сарай, постро­енный по проекту архитектора А. П. Брюллова, нахо­дившегося в приятельских отношениях с В. А. Перов­ским. Владельцам ветхого жилья, которых набралось 221 человек, были выданы для строительства денеж­ные пособия в 50 рублей и по 50 бревен каждому. Их обязали строить новые дома по утвержденным губер­натором планам и фасадам. В городе возникло осве­щение — на его улицах появились фонари, с 1835 года заработал водопровод, были разбиты городские сады, клумбы с цветами.

Намеченные преобразования военный губернатор проводил в жизнь жесткими мерами. Для обеспечения местных казаков продовольствием на случай неуро­жаев, увеличения доходов казачьего войска он прика­зал ввести общественную запашку земли и выстроить «запасные магазины», то есть склады для хранения зерна. Это вызвало в 1835 году волнения среди части

138 оренбургских казаков, не знавших прежде такой обя­занности. В. А. Перовский жестко наказал казаков, не подчинившихся его приказу. Были организованы мас­совые порки «ослушников» шпицрутенами, часть из них была лишена казачьего звания и отдана в солда­ты. Еще более жестоко были подавлены им волнения башкир в том же 1835 году и восстание части казахов Букеевской орды против притеснений хана Джангера в 1837—1838 годах под предводительством Исатая Тайманова.

Но из этих событий военный губернатор сделал надлежащие выводы. В 1840 году он провел коренную реформу Оренбургского казачьего войска. Оно полу­чило в вечное пользование огромную территорию в 7,8 млн. дес. земли и четкое административное деле­ние. Во главе войска был поставлен наказной атаман, подчинявшийся только военному губернатору. Все войско было разделено на 2 военных округа, каждый из них, в свою очередь, состоял из 5 полковых округов. В полковом округе было по 2500 казачьих семейств, из которых формировался казачий полк. Во главе воен­ных и полковых округов губернатором были поставле­ны окружные начальники и полковые командиры. Ка­зачье население подчинялось им как в военном, так и в гражданском отношении. Каждый казак, начиная с 17- летнего возраста, получал 30-десятинный надел земли и право свободной торговли на территории войска. Са­мо войско могло сдавать излишки земли в аренду всем желающим и разрабатывать богатства недр, добывать золото, соль, каменный уголь. В результате этой рефор­мы была значительно увеличена численность оренбург­ских казаков и улучшено их материальное положение. Государство, в свою очередь, получило 10 казачьих пол- В 139 ков по 870 человек в каждом, одну конно-артиллерийс­кую бригаду в составе 774 человек и войсковую сотню мастеровых в 250 человек, занимавшуюся ремонтом вооружения и изготовлением кавалерийского снаряже­ния. Схожие реформы были проведены губернатором в Башкирском и Уральском казачьих войсках. В. А. Пе­ровский поставил перед правительством вопрос об уп­разднении ханской власти в Букеевской орде, который был решен положительно при его преемнике на посту военного губернатора — В. Л. Обручеве.

В. А. Перовский расширил территорию Оренбург­ской губернии в южном направлении за счет присо­единения к ней в 1835 году Ново-Линейного района, попутно укрепив Оренбургскую пограничную линию на востоке губернии. Заселив этот район площадью 4 млн. десятин оренбургскими казаками и солдатами линейных батальонов, он пресек постоянные стол­кновения российских подданных башкир и казахов за находившиеся здесь степные пастбища, а попутно поставил заслон набегам кочевников из Хивы. Чтобы защитить население губернии от этих набегов на за­падном участке границы, В. А. Перовский начал стро­ительство в степи новых укреплений и форпостов.

Хивинский поход В. А. Перовского. В Хивин­ском ханстве удерживались в плену на положении ра­бов около 2 тыс. россиян, захваченных в результате разбойничьих набегов. В. А. Перовский первоначально предпринял попытку освободить русских пленных пу­тем давления на ханскую администрацию. В 1836 году по его приказу было задержано 500 хивинских карава­нов с товарами на сумму более 1,5 млн. руб. Взамен он потребовал от хана возврата пленных. В 1837 году Хи­ва впервые вернула 25 человек, а на следующий год — 140 только 5 бывших невольников. Военному губернатору стало ясно, что с ханом Хивы можно вести дела только с позиции силы. Он, вопреки мнению военного мини­стра князя А. И. Чернышева, решил совершить зимой 1839—1840 годов военный поход против ханства. Экс­педиционный отряд состоял из 3,5 батальонов пехоты и 3 казачьих полков (всего около 5 тысяч человек) при 20 орудиях и с обозом из 10 тыс. верблюдов. В середи­не ноября 1839 года он выступил из Оренбурга на юг четырьмя эшелонами. Время для похода было выбрано крайне неудачно. Сильные морозы (ниже 30 градусов), бураны, недостаток топлива и теплой одежды, глубо­кий снег препятствовали продвижению войск. Плохо одетые, лишенные горячей пищи и тепла, солдаты и казаки обмораживали лица, руки и ноги. Заболевших не отправляли назад в Оренбург, что сдерживало про­движение войск. На середине пути в строю осталось всего 1900 человек, уцелело лишь 5200 верблюдов. Под давлением обстоятельств В. А. Перовский принял решение о возвращении. Потери экспедиции состави­ли свыше 1000 человек умершими от стужи, цинги и других болезней.

Несмотря на явную неудачу, Хивинский поход

В. А. Перовского имел и положительные последствия. Напуганный внушительной военной демонстрацией, хан летом 1840 года освободил 418 пленников, среди которых были женщины и дети. Обеспечив их всех продовольствием, он с караваном верблюдов перепра­вил пленных в ближайший от Хивы российский город Гурьев. Николай I продемонстрировал благоволение своему любимцу, наградив его в апреле 1841 года ал­мазными знаками ордена святого Александра Невского за «ограждение русских торговых интересов в Азии, \ 141

обеспечение спокойствия русских киргизов и освобож­дение русских пленников». Но сам В. А. Перовский крайне болезненно воспринял эту свою неудачу. Под предлогом ухудшения состояния здоровья, подорван­ного 3-месячным походом, что действительно имело место, он в ноябре 1841 года запросился в отставку и был отозван в Петербург.

Вопросы и задания:

  1. Как повлияли черты личности В. А. Перовского на его служеб­ную карьеру?

  2. Определите основные направления деятельности В. А. Перовско­го на посту военного губернатора и оцените их результативность.

  3. Какие отрицательные и положительные последствия имел Хи­винский поход В. А. Перовского?

  4. Познакомьтесь с приведенным ниже документом. Как объяснил военный губернатор своим подчиненным провал Хивинской экспедиции в приказе от 1 февраля 1840 года?

Документ

Приказ В. А. Перовского по отряду войск Хивинской экспедиции от 1 февраля 1840 года

Товарищи! Скоро три месяца, как выступили мы по ве­лению Государя Императора в поход с упованием на Бога и с твердою решимостью исполнить царскую волю. Поч­ти три месяца сряду боролись мы с неимоверными трудно­стями, одолевая препятствия, которые встречаем в необыч­но жестокую зиму от буранов и непроходимых, небывалых здесь снегов, заваливших путь нам и все корма. Нам не бы­ло даже отрады встретить неприятеля, если не упоминать о стычке, показавшей все ничтожество его. Невзирая на все перенесенные труды, люди свежи и бодры, лошади сыты,

запасы наши обильны, одно только нам изменило: значи­тельная часть верблюдов наших уже погибла, остальные обессилены, и мы лишены всякой возможности подчинять необходимое для остальной части пути продовольствия. Как ни больно отказаться от ожидавшей нас победы, но мы должны возвратиться на сей раз к своим пределам. Там будем ждать новых повелений Государя императора; в дру­гой раз будем счастливее. Мне утешительно благодарить вас всех за неутомимое усердие, готовность и добрую волю каждого при всех перечисленных трудностях. Всемилости- вейший Государь и Отец наш узнает обо всем.