Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mazilov_v_a_teoriya_i_metod_v_psihologii_period_stanovleniya.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

4.2. Проблема, предмет исследования, опредмеченная проблема

Любое исследование начинается с проблемы. Проблема предполагает выделение предмета исследования. В психологии предмет исследования тесно связан с трактовкой предмета психологии в целом. Поэтому в психологическом исследовании реально имеют дело с опредмеченной проблемой. Не будем здесь останавливаться на этом сложном вопросе.

В психологии возможно несовпадение декларируемого предмета и реального предмета. Скажем, объявляется, что предмет психологии - душа (или психика). Отметим, что реальный предмет в этом случае может заключаться в исследовании феноменов самосознания или характеристик поведения.

Так или иначе, но исследователь реально имеет дело с опредмеченной проблемой (где в неявном виде зафиксирована трактовка предмета психологии).

4.3. Предтеория

Проблема, которая будет исследоваться, должна быть конкретизирована. Одно "направление" конкретизации было указано в предыдущем разделе: в проблеме необходимо увидеть психологический феномен, она должна "опредметиться". Другая важная конкретизация проблемы происходит тогда, опредмеченная проблема соотносится с моделирующими представлениями. Это совершенно необходимый этап. Мышление как таковое представляет собой абстракцию, которую невозможно изучать, для этого оно должно во что-то воплотиться. Это "что-то" и есть моделирующие представления: решение задачи, соотношение понятий, понимание выражений, прохождение лабиринта и т.д. Примеры моделирующих представлений, использовавшихся в психологии мышления приводились в разд. 3.3.8.

Понятие моделирующие представления, введенное Н.Г.Алексеевым и Э.Г.Юдиным [7, 329], представляется полезным для нашего анализа. Н.Г.Алексеев и Э.Г.Юдин справедливо указывают, что любое исследование может быть описано через совокупность процедур [7, c.164]. Но смысл исследования к совокупности процедур сведен быть не может: важно понять, почему применяются те или иные процедуры, каким образом их последовательность организуется в целостность и т.д. Н.Г.Алексеев и Э.Г.Юдин подчеркивают, что эти моменты могут не фиксироваться в описании, но их наличие обязательно, т.к. без них последовательность процедур остается неорганизованной: "они необходимы как потребителю, так и его создателю: первому для понимания научного продукта, второму - для его построения" [7, c.164]. Авторы статьи полагают, что моделирующие представления всегда являются искусственной конструкцией, привлекаемой для объяснения. Н.Г.Алексеев и Э.Г.Юдин поясняют вводимое ими понятие следующим образом: "Так, в случае с научением крыс одним из таких представлений, организующим последовательность применяемых процедур, может служить, в частности, представление о прохождении лабиринта. Это представление обеспечит целостность последовательности процедур и может содержать некоторые обоснования на этот счет. Подобные схемы, как правило, замыкаются на образ материальных предметов и связей между ними, мы и обозначаем как моделирующие представления" [7, c.164].

Опредмеченность проблемы (напомню, латентное присутствие трактовки предмета психологии) "подсказывает" идею метода. Если исследователь исходит из того, что реальный предмет - непосредственный опыт, он, несомненно, будет стремиться использовать метод самонаблюдения в той или иной форме. Если же, подобно Н.Н.Ланге, исследователь полагает, что "как известно, прямо определять (инструментально) продолжительность психических процессов мы не можем. Все, что мы в состоянии, это - определять продолжительность между появлением какого-нибудь внешнего раздражения и каким-нибудь нашим сигнальным движением, которое обозначает, что это раздражение нами сознано" [149, c.3], это будет означать выбор объективных методов. Обращаю внимание на то, что здесь речь идет только об идее метода.

Дальнейшее уточнение связано с выбором базовой категории. Базовая категория - понятие, которое в конечном счете определяет общую ориентацию исследования. В качестве базовых категорий, как показали исследования, выступают понятия структура, функция акт, процесс. Базовой категория определяет тип организующей схемы. Организующая схема - способ организации исследования, которое может быть направлено на раскрытие структуры, функции изучаемого явления или на выявление его процессуальных характеристик. (Отмечу, что в психологических концепциях более позднего периода использовались генетическая, уровневая и т.д. организационные схемы, а также различные комплексные варианты: структурно-функциональный, функционально-структурный, функционально-генетический, структурно-уровневый и т.д.). Понятие организующая схема образовано по аналогии с объяснительной схемой, описанной Э.Г.Юдиным [329]. Э.Г.Юдин пишет: "Под схемой объяснения... понимается способ организации концептуального аппарата, задающий общую стратегию исследования" [329, c.26]. Введенное Э.Г.Юдиным понятие представляется чрезвычайно важным. Полагаю, что имеет смысл говорить о схемах в более широком контексте: действие схем начинается не с объяснения (что, несомненно, также имеет большое значение), но значительно раньше, т.к. действие схем организует все исследование и определяет его стратегию. Поэтому принимая определение, данное Э.Г.Юдиным, будем рассматривать его более широко, распространяя не только на объяснение, но и на получение фактов, т.е. на эмпирическое исследование.

Таким образом, в структуру предтеории как исходных представлений исследователя, конкретизирующих понимание проблемы, входят моделирующие представления, идея метода и базовая категория, определяющая ориентацию исследования, что находит выражение в понятии организационная схема.