Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВКР Наумов 11Ю2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
88.16 Кб
Скачать

Глава 3. Пути противодействия и профилактики преступлений, связанных с использованием оружия 3.1. Иностранный и исторический опыт.

Следует отметить, что в практике большинства развитых стран (США, Германия, Италия, Франция и т. п.) ключевое внимание уделяется именно профилактическим аспектам в борьбе с вооруженной преступностью. Однако далеко не всегда методики эффективны, таким образом, стратегия «задабривания» мигрантов (а именно они совершают большую часть преступлений с использованием оружия) посредством внушительных социальных выплат слишком дорого обходится для налогоплательщиков, а аппетиты растут, не переставая. К слову говоря, аналогичная политика проводится ныне российским руководством в отношении Чечни и нам следует задуматься о ее стратегической целесообразности.

Также в западных странах пристальное внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, непосредственно взаимосвязанной и взаимозависимой с вооруженной преступностью. В США многие годы действует так называемый «закон РИКО», детально регламентирующий вопросы борьбы с организованной и вооруженной преступностью, закреплены пятьдесят составов преступления17. В Японии одним из главнейших направлений профилактики вооруженной преступности является построение «социальных лифтов», в т. ч. внутри корпораций и на государственной службе, а борьба с преступностью приобрела общенациональный характер — действует масса общественных организаций, с которыми правоохранительные органы активно сотрудничают18.

В 1996 году австралийское запретило владение большим количеством разновидностей огнестрельного оружия. Количество вооруженных ограблений только за 1996-2004 выросло на 59%19. В Великобритании владение огнестрельным оружием было запрещено в начале 1997 года. В свою очередь, с 1996 по 2003 годы количество преступлений с использованием оружия увеличилось в Великобритании на 88%; число вооруженных ограблений – на 101%; число изнасилований – на 105% и убийств – на 24%20. На руках у граждан ФРГ находится 10 млн единиц легального оружия. Сообразно с ростом количества легального оружия общее количества преступлений, связанных с использованием оружия, за период с 1971-го по 1994 год сократилось на 60%21. В целом, вся мировая практика показывает, что наиболее эффективным способом противодействия вооруженной преступности является либерализация законодательства в сфере оборота оружия, в т.ч. огнестрельного.

Российский исторический опыт противодействия и профилактики вооруженной преступности строится, как водится, на запретах и ограничениях. Подход показывает свою неэффективность: при вдвое большем количестве населения в России совершается на порядок больше преступлений с использованием оружия, убийств нежели в США22, где куда более либеральное законодательство в интересующей нас сфере23.

Исходя из этого, нам следует задуматься: верно ли мы строим стратегию противодействия и профилактики вооруженной преступности в России?

3.2. Противодействие вооруженной преступности.

Исследователи отмечают тот факт, что количество преступлений, связанных с использованием оружия, последнее время снижаются, хоть и достаточно медленными темпами, причиной чему является общее старение населения (вооруженная преступность, как правило, детонируется молодым населением до 35 лет)24. Однако вопросы противодействия вооруженной преступности рассматриваются, как правило, в призме совершенствования деятельности правоохранительных органов25 и внесения изменений в действующее законодательство26. Есть и другое направление, весьма свойственное российской правовой доктрине — стремление ограничить все, что можно. Так, В.А. Казакова считает, что важнейшим аспектом противодействия вооруженной преступности является «недопущение изменений законодательства в целях расширения легального оборота оружия»27. Мало того, что в качестве метода противодействия нам предлагают бездействия, данное предложение противоречит логике исторического развития и социального поведения.

После исследования ряда доктринальных источников мы пришли к выводу, что российские ученые в интересующей нас области, мыслят достаточно однобоко, что в целом соответствует руководящим напутствиям высказанным В.В. Путиным: «я не поддерживаю идею о свободном обороте оружия в России. У нас и так на руках у населения много оружия. Даже слишком много. Поэтому искусственно стимулировать этот процесс очень опасно»28. Однако было бы странно, если Путин придерживался иной позиции, ведь ныне используемая политика противодействия вооруженной преступности эффективна в тактическом ключе, но совершенно бессмысленна стратегически, а стратегия для президента неинтересна, так как ее результаты будут ощутимы через десятилетия, а не в рамках электорального цикла. Кроме того, вооруженное (и недовольное) население чрезвычайно опасно для государственного аппарата.

Мы же предлагаем отделить «зерна от плевел», а противодействие преступности от текущей политической целесообразности. В целях настоящего исследования мы определили следующие направления противодействия вооруженной преступности:

- оперативные. В эту группу мы можем отнести повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с вооруженной преступностью.

- стратегические. Существует большой соблазн поместить в эту часть меры профилактики, однако мы сконцентрируемся здесь на том, что можно сделать в существующих условиях. Наиболее общественно опасными являются преступления, связанные с использованием огнестрельного оружия, а основными бенефициарами от его распространения являются представители преступных сообществ, в т.ч. транснациональных. При этом нужно отметить, что в современном мире, конечно, вооружённая организованная преступность уже не действует столь открыто, маскируясь под законную деятельность. Так, например, поступают структуры, занимающиеся охраной криминальных авторитетов: для легализации владения оружием формально создается охранное агентство. Необходимо особое внимание уделять борьбе с организованной преступностью, благо современные технические разработки позволяют проводить оперативные мероприятия куда более эффективно, чем десять — двадцать лет назад, во времена особого разула ОПГ.

Таким образом, существуют системы дистанционного обнаружения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, недостаточно активно использующиеся в настоящее время29.