Действия второго партизанского отряда
Во время высадки японцев 2-й партизанский отряд находился у деревни Чиписани и имел 2 склада у Владимировки (ныне г. Южно-Сахалинск) и один между озерами Тунайча и Свободное (в районе нынешнего охотничьего хозяйства «Свободное»). Чтобы не оказаться отрезанными от своих продовольственных складов, командир отряда штабс-капитан Гротто-Слепиковский отвел отряд к озеру Тунайча, а затем 2 июля — к первому складу между Тунайчой и озером Свободным, где и было возведено укрепление. Все эти дни производилась разведка расположения и сил противника, часто группы разведчиков-дружинников вступали в столкновение с японцами. В одной из таких операций японцами был захвачен в плен дружинник Залеванный. Несмотря на мучительнее пытки, он не выдал врагу место расположения отряда. Жительница поста Корсаковского крестьянка из ссыльных Т. Ф. Поюровсжая рассказывала, что Залеванного привезли в п. Корсаковский и пытали в присутствии врача; чтобы добиться показаний, втыкали штык в бедро, затем штык вьнимали и рану заклеивали пластырем и так много раз.
Не добившись ничего, враги казнили Залеванного. Ни тяжелый каторжный режим, ни издевательства тюрем кое администрации, ни пытки врагов не смогли сломить у героя чувство глубокого патриотизма и любви к Родине.
Только 20 июля было обнаружено место лагеря. Перед ним появился полубатальон японцев. Вот как рассказывает о дальнейших событиях сестра милосердия в отряде крестьянка из ссыльных, жившая до начала военных действий в посту Корсаковском, Матрена Пичинежская: «20 июля еще было темно, когда из-за озера Тунайчи показались около 400 японских солдат без орудий и стали сильно стрелять но нашим ложементам. Ложементы были устроены так, что человека в рост закрывали от неприятельского огня; японцы влезали даже на деревья, чтобы высмотреть расположение нашей дружины. Сражение с японцами продолжалось до 11 часов ночи. День был ясный и жаркий. Во время сражения у нас было убито 11 человек и ранено 13 человек, а у японцев убито было около 300 человек, в том числе и их командир; мы сами ходили смотреть убитых японцев на другой день сражения. Японцы отступил обратно к Тунайче в 11 часов ночи 20 июля, и до 28 июля, за исключением их разведчиков, мы японцев не видали».
Новую атаку японцы решили подкрепить артиллерией. 28 июля крейсер «Адзума» подошел к протоке, соединяющей озеро Тунайча с Охотским морем, и спустил два паровых катера с 4 орудиями на каждом. Катера пересекли озеро, и орудия были размещены на берегу по обе стороны лагеря, примерно в 4 км с каждой из сторон. В это же время подошли 3 роты, артиллерийские и саперные подразделения японцев со стороны Охотска и Озерска. Лагерь Гротто-Слепиковского был окружен. Около двух часов длился артиллерийский обстрел. Все это время командир с биноклем в руках стоял на валу, ободряя людей. В 9 часов прямым попаданием снаряда штабс-капитан Б. В. Гротто-Слепиковский был убит. После его гибели канонада еще продолжалась и дружина, понеся большие потери, была окружена и взята в плен.
35 дней продержался небольшой отряд, полностью укомплектованный дружинниками. Он приковал к себе большие силы противника и с честью выполнил свой долг. Даже японцы вынуждены были это признать, похоронив с воинскими почестями Б. В. Гротто-Слепиковского. Дальнейшая судьба дружинников трагична. Отделив сестер милосердия и отправив их на судне в Де-Кастри, японцы расправились с оставшимися в живых. Никто из этой дружины после заключения мирного договора не вернулся.
