- •Казахстан и Джунгария во внешней политике России и Китая.
- •Государственность Казахстана в эпоху Абылая
- •Административные реформы России в Казахстане в первой половине XIX в.
- •Завершение присоединения Казахстана к Российской империи.
- •Реформы Российской империи в Казахстане во второй половине XIX в.
- •Социально-экономическое развитие Казахстана в конце хiх - начале XX вв.
- •Формирование полиэтнического общества в Казахстане: общая характеристика
Государственность Казахстана в эпоху Абылая
Возрождение казахской государственности в 30-40-х гг. ХVIII века связано с именем султана, а позже хана Абылая. Один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности хан Абылай был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было сохранение и укрепление Казахского ханства.
Настоящее имя хана Абылая - Абилмансур. Он сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Канышера («кровопийца»), прозванного так за неодолимую храбрость и ярость в бою с врагами, потомок хана Барака в 9-м колене. Предки хана Абылая происходят от знаменитого основателя Казахской орды Жанибека, потомка Джучи, старшего сына Чингисхана.
Отец Абилмансура погиб, защищая Туркестан во время походов Цэван Рабдана. С 12-летнего возраста Абылай рос среди чабанов, что помогло ему впоследствии стать всенародным лидером. С юношеских лет Абилмансур участвовал в различных сражениях, особенно ярко проявляя себя в единоборствах. Одной из побед, принесших ему известность, была битва где неизвестный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает батыра Шарыша, непобедимого ранее джунгара.
В конце 20-30-х гг. Абилмансур принимает участие в боях вначале как рядовой воин, затем становится одним из наиболее влиятельных батыров. Он принимает имя деда Абылая, прославившегося в поединках. Бухар-жырау пел об Абылае следующее: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».
В конце зимы 1741 г. 30-тысячная армия Галдан Цэрена вторглась в Казахстан и дошла до Тобола и Ишима. В ходе этих сражений султан Абылай попал в плен. Там он близко познакомился с джунгарскими князьями (Амурсана, Даваци). Летом 1741 г. в Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных. Переговоры завершились успешно.
Российская администрация равнодушно наблюдала за событиями в степи, и только, когда появилась непосредственная угроза русским владениям, привела в боевую готовность войска Оренбургской линии и потребовала от джунгар увода своих отрядов. Все это заставило хана Абильмамбета заявить: "Галдан-Церен отдает в прежнее владение город Туркестан с тридцатью двумя городами, если ему сына не послать, то он будет губить, а Россия-де не пособит".
В 1740 г. в Ташкенте был убит хан Жолбарыс, большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе-бия принесли присягу хану Абильмамбету и его советнику Абылаю. С принятием Абулхаиром русского подданства многие роды Младшего жуза, управлявшиеся Батыр-ханом, также подчинялись им. Хан Абылай стал последним казахским ханом, авторитет которого был непререкаем практически во всех казахских землях. Лишь небольшая часть родов Младшего жуза, кочевавших вблизи пограничной линии, признавала власть сыновей Абулхаира, принявшего российское подданство.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался идти против законного правителя Казахской Орды, понимая, что Российская империя пытается расколоть единство. Только после смерти хана в 1771 г., Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Султаны, батыры трех жузов объединились под одним флагом благодаря дальновидной политике хана Абылая.
Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Чокан Валиханов писал, что «Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. В то же время он не мог полностью сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей». Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек-бий и Бухар-жырау.
Вся внутриполитическая деятельность Абылая была направлена на создание централизованного и независимого государства. Его власть была практически неограниченной, но пользовавшейся всеобщей поддержкой народа. Вот что писал на этот счет Ш. Уалиханов: «Обязанный своему возвышению только личным достоинством, он умел заслужить уважение народа ... ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти как Абылай. Он первым предоставил своему произволу смертную казнь ... усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов». Свои усилия Абылай направил по следующим направлениям.
Во-первых, ему удалось воссоздать централизованное государство. В 1771 году в Туркестане он был провозглашен ханом всех трех жузов. Этому во многом способствовало и его выдающаяся роль в разгроме джунгар и волжских калмыков.
Во-вторых, для лучшего управления подданными в каждом из трех жузов Абылай назначил правителями улусов своих сыновей и близких родственников. Так, в Семиречье (Жетысу) от его имени правили султаны Адил и Суюк, в Центральном Казахстане - султан Касым, в Прииртышском регионе - двоюродный брат хана султан Султанбет с многочисленными сыновьями, в Восточном Казахстане - сын Абулмамбета Абулфеис. Хану также помогал многочисленный отряд преданных ему толенгутов.
В-третьих, он усилил судебную власть хана, в то же время опираясь и на авторитет крупных казахских биев, а также на именитых батыров. Абылай прекратил междоусобицу и барымту.
В-четвертых, он поощрял занятие земледелием, сенокошением и рыболовством. Хан всячески поддерживал в Степи караванную торговлю. Также он выступил инициатором строительства кузниц в Степи.
После смерти Галдан-Церена в Джунгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Поддерживая поочередно, то одного, то другого претендента на престол, Абылай сумел добиться значительных территориальных уступок от джунгар. В 1752 г. правитель Джунгарии Лама-Доржы начинает войну против Абылая. Абылай отправляет калмыцкого претендента на трон вместе со своими лучшими 500 воинами в орду Лама-Доржы. Не ожидавший войск противника, Лама-Доржы попал в плен и был казнен в 1753 г.
В 1753–1754 гг. батыры Абылай-хана Богенбай, Жанатай, Кабанбай, Керей, Жанибек и др. регулярно нападали на калмыцкие улусы. Весной 1755 г. победоносные походы сарбазов продолжаются. В результате в истории двухсотлетней войны между ойратами и казахами хан Абылай добился полной победы.
Китай заранее признал за Абылаем ханский титул и неоднократно предлагал свою помощь. Это обстоятельство потребовало от Абылая продуманной внешней политики, лавирования между Китаем и Россией, при этом с сохранением независимости Казахского ханства, что ему в определенной степени удавалось. В этом плане показательна его дипломатическая миссия в Пекине в 1757 году, куда он поехал и вступил в подданство китайского императора как «ван» — вассальный князь, сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань.
В 1778 г. Россия желает даровать ему титул великого хана, но Абылай не едет на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Для сохранения независимости, Абылай отказался от принесения присяги в Петербурге. Абылай полагал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности чужеземным императорам. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляла суверенитет Казахского ханства.
Во время правления Абылай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире. Абылай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем, проводя знаменитую политику «между львом и драконом». Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана.
С установлением в Джунгарии китайской власти земельный вопрос на востоке Казахстана обострился. Китайцы возвели в долине р. Или и на Тарбагатае военные укрепления, чтобы не допустить на освободившиеся от джунгар земли казахские кочевья. В 1761 г. китайский император издал указ о запрещении казахам кочевать южнее р. Аягуз. Однако с этим запретом никто не считался, и казахи продолжали занимать пастбища Тарбагатая. Китайские войска в 1762–1765 гг. совершили несколько карательных операций по выдворению казахов из Джунгарии, но они не имели успеха, т. к. с наступлением зимы и уходом китайцев, казахи вновь возвращались на эти территории. Более того, во второй половине 60-х гг. приток казахов в Джунгарию увеличился, и Цинское правительство в 1767 г. вынуждено было разрешить казахам пользоваться пастбищами в районе Тарбагатая и р. Или. В обмен китайцы требовали выплаты арендной платы и принятия китайского подданства. В итоге к концу ХVIII в. часть казахов Среднего и Старшего жузов приняли китайское подданство и заняли богатые пастбища Тарбагатая, долины р. Или и Монгольского Алтая. Эти территории вошли в состав "Новой провинции" Китая Синьцзяня. Это привело к разделу казахского этноса между Россией и Китаем.
Налаживание отношений с Китаем позволило Абылаю борьбу за возврат исконных казахских земель. В 1765, 1770 гг. Абылай объявляет войну кыргызскому улусу, в 1771 г. – волжским калмыкам, результатом походов стало расширившаяся граница государства. В 1768 г. возвращает города Ташкент, Созак, Сайрам.
Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил кюи «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» и др. Абылай был покровителем поэтов, музыкантов и религиозных деятелей.
Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи.
У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен. Его внуком был Кенесары Касымов, а правнуком – Шокан Уалиханов. Известна легенда, по которой Абылай обращается к Бухар жырау, с просьбой разгадать несколько раз снившийся сон: умерший Абылай, у одной его руки лежит перо, у другой – кинжал. Бухар-жырау ему объясняет, что у него будет два потомка, один, из которых прославится как воин, другой как ученый. Ему же приписывается следующее изречение - «Я – лев, мои сыновья – тигры, внуки станут не крупнее волков, а их дети не страшнее собак».
