Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диалектическая философия Ивакина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел IV. Социальная философия и философия человека

295

оно и находится внизу табл. №5, подчеркивая своим положением связь с базисом, с экономикой, с общественным бытием. Если говорить об идеологической части содержания политического со­знания, то оно в классовом обществе распадается на консерватив­ную, позитивную идеологию, направленную на сохранение и укреп­ление существующего общественного строя, и на негативную, ре­волюционную, направленную на замену одного общественного строя другим. Ядро политической идеологии составляет вопрос о власти. Именно через него выражают идеологи свое отношение к общественному строю. Политическая идеология оказывает огром­ное влияние на экономическое развитие, а также на все без исклю­чения формы общественного сознания.

Правосознание непосредственно и органически связано с пра-

вом, формируется и движется с ним как бы в едином комплексе. Право же — это особый вид общественных отношений, связан- ный с сохранением устойчивости и упорядоченности общества, без которых, в конечном счете, немыслимы такие завоевания цивилизации, как свобода, демократия, справедливость и т. д. Основные понятия правосознания: законное, справедливое, долж- ное и т. д. Правосознание так же, как и политическое сознание, не носит характер чего-то врожденного, и прививается человеку его жизнью в обществе. Знание права имеет очень большое зна- чение в воспитании людей, хотя, конечно, и не делает человека автоматически лояльным по отношению к праву (преступники- рецидивисты, как правило, большие знатоки правовых норм).

Поэтому речь здесь должна идти не только и не столько о зна- нии реальной совокупности законов и постановлений (так называ- емое положительное, или позитивное, право), а о понимании, о переживании, как выражался И.А. Ильин, человеком так называ- емого «естественного права». «Переживание естественного права присуще каждому человеку, но у большинства оно остается смут- ным, неуверенным и неосознанным «правовым чувством», как бы «инстинктом правоты». Осознать содержание этого естественно- го права и раскрыть его значит положить начало зрелому есте- ственному правосознанию, сделать его предметом воли и оправ- данного аффекта, т.е. превратить эту единую и объективную правоту в любимую и желанную цель жизни, — значит развить

296

Диалект и ческая философия

и осуществить в себе естественное правосознание». И далее: «Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право» и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, непредметность и слабость естественного правосоз­нания будет создавать «непредметное», т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу «положи­тельное право»20.

По главному содержанию своему естественное право — это право человека стать, быть и оставаться человеком. Это — его право соответствовать своей богоподобной сущности. И соответ­ственно позитивное право своим идеальным предназначением должно иметь задачу всячески способствовать поддержанию и осуществлению стремления людей к бесконечной реализации в себе этой сущности.

Право играет чрезвычайно важную роль в борьбе с разруша­ющими социальную систему явлениями. Однако для осуществле­ния этой своей благородной роли позитивное право должно ори­ентироваться не на формально, а на содержательно понимаемое естественное право.

Сказанное означает, что естественное право есть не просто право человека на жизнь, свободу и собственность, как это часто декларируется в научной и философской литературе, во многих политических и правовых документах, а — на достойную и осмыс­ленную жизнь, позволяющую человеку через развитие своего мышления, свободы и творчества реализовать свою сущность, на свободу «для» достижения этой цели и — на собственность как прежде всего — духовную собственность (материальная же соб­ственность — это не самоцель, а лишь субстратное основание духовной).

Чрезвычайно интересны в данном контексте размышления X. Ортеги-и-Гассета. Когда просветители, пишет он, выдвинули идею о том, что человек уже фактом своего появления на свет обретает основные политические права, названные правами чело­века и гражданина, они не думали, во что это впоследствии вы­льется. Когда эта благородная идея, будучи понятая односторон­не и формально, овладела массовым сознанием, то она из идеала