Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диалектическая философия Ивакина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел IV. Социальная философия и философия человека

277

Пока что, однако, вернемся к доступной для непосредственно­го научного и философского изучения эволюционной линии разви­тия живой природы, неотъемлемой частью которой является, как выражался Тейяр де Шарден,хф£номен"чёл<5века)

К проблеме антропосоциогенеза~1ГлёДует-тг0дходить не просто с позиций принципа историзма, но именно с позиций конкретно­го историзма. В частности, с этой целью необходимо выделить а) предпосылки, б) начало-сущность и в) условия возникновения и становления социальной формы движения.

Наша градация истории и соответственно этапов реализации принципа историзма здесь носит упрощенный характер ß, ставя акцент именно на условиях, подготовивших возникновение новой системы и на условиях возникновения и дальнейшего становле­ния возникшей системы. Зачастую это те же предпосылки, но уже превращенные в недрах новой системы во внутренние усло­вия своего существования.

Предпосылкой в самом широком смысле здесь является вся эволюция присущего бытию свойства отражения. В более узком смысле — это явление «цефализации», то есть развитие цент­ральной нервной системы животных, явление стадности, а также появление таких морфологических и этологических признаков, как прямохождение, достаточно хорошее развитие пальцев пере­дних конечностей, гортани и т. д.

Говоря о стадности как о предпосылке будущего коллективиз­ма, следует вслед за Ф.Т. Михайловым подчеркнуть важность особого, интимного единства отдельной особи с группой род­ственных ей особей, единства, дающего впоследствии начало за­рождению важнейшего свойства человеческой души — способно­сти творческого, продуктивного воображения7.

Начало-сущность, то есть то, что знаменует собой скачок в но­вое, социальное, качество, — это труд, целесообразная деятель­ность, в процессе которой становящийся человек при помощи орудий труда уже не приспосабливается к природе, а наоборот, — приспосабливает ее к себе, к своим потребностям. Уже, наки­нув на плечи шкуру животного и разложив костер в пещере, становящийся человек создал вокруг себя искусственный климат, сделал шаг по превращению натуры в культуру.

278

Диалект и ческая философия

Адекватно понятная сущность, как было сказано выше, есть противоречие.

Внешне труд выступает как специфический процесс противо­речивого обмена веществом и энергией с окружающей средой. Этот обмен в сути своей есть процесс отражения и является за­кономерным продолжением эволюции этого атрибута Субстан­ции. Успешность трудового материального отражения социальной системой разнообразных воздействий на нее окружающей среды обеспечивается внутренним устройством этой системы.

Внутреннее противоречие трудовой деятельности заключается в единстве отношения людей к природе и их отношения друг к другу. На каждой конкретной ступени исторического процесса происходит вполне конкретное отождествление, приведение в единство отношения людей к природе, которое вырастает в совокупную производительную силу, и отношения людей друг к другу, которое складывается в производственные отношения. Эти два типа отношений невозможны друг без друга (ибо труд может быть только коллективной деятельностью) и в то же время они постоянно находятся в неизбывном противоречии друг с другом. Последовательное разрешение этого противоречия и дает нам все богатство жизненных укладов человеческой истории.

С самого начала существования социальной формы движения оба типа названных отношений носят материально-идеальный характер. Все дело в том, что природному существу трудовую информацию хранить, практически, негде: в генах она не фикси­руется и не передается. Поэтому сразу же в виде важнейшего условия возникновения социальной системы появляется, сначала как бы во «вплетенном» в материальные действия состоянии, идеальный компонент трудового процесса. Опыт людей, в виде удачно найденных трудовых способов освоения ими мира фикси­руется в символах: в ритуале и слове, а способ кодирования и раскодирования этих заместителей реальных способов деяния (узелков на память) хранится в памяти взрослых людей, особен­но — стариков. Они были как бы своеобразными консервами зна­ний и умений племени. Количественное увеличение элементов этого умения (идеального) все больше и больше затрудняло про­цесс хранения и передачи трудовой информации. И важнейшим