Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диалектическая философия Ивакина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Раздел III. Гносеология

249

включая логику субъектного бытия в мире, логику творчества общественно-исторического субъекта129.

Возникновение субъекта есть одновременно и акт развития суб­станции, есть процесс развития и субстанциального и субъектного содержания. «Делая всеобщим определением своей предметной де­ятельности универсально-всеобщие определения, атрибуты субстан­ции, субъект наследует и атрибут креации, порождения нового»130.

Автор приведенного высказывания — A.A. Хамидов различает принцип развития, теорию развития и категорию развития, счи­тая, что последняя должна быть построена из своих собственных субкатегорий. Последними для нее (так же, как и для абстракт­ных ее проявлений категорий движения и становления) являются категории пространства и времени. Именно происходящее в куль­турно-историческом контексте изменение понимания содержания категорий пространства и времени конкретизирует и наполняет категорию «развитие»131

Каждой форме движения (а значит и становления и развития) материи присущи свои пространственно-временные характеристи­ки. «Пространство выражает экстенсивный, а время — интенсив­ный аспект процесса развития». Причем, «...чем выше уровень развития, тем менее значим пространственный фактор, тем суще­ственнее становится время». Таким образом, когда «...мы вступа­ем в область человеческой истории, то мы вступаем преимуще­ственно в сферу бытия времени»132. Как сказал Маркс: «Время есть пространство человеческого развития»133.

Человеческие пространство и время не есть лишь физико-астро­номические характеристики данных категорий, у них иное — куль­турно-историческое измерение. Поэтому культурно-историческое пространство и время (прежде всего — время) суть пространство и время саморазвития субъектов посредством созидания форм предметной действительности культуры (креативное время)134.

Объективными формами направленности процесса развития являются прогресс и регресс. С содержательной стороны, про­гресс выражает креативную (творческую) тенденцию процесса развития, а регресс — деструктивную.

Возможен ли универсальный критерий прогресса и регресса? Положительный ответ на этот вопрос, по мнению A.A. Хамидова,

250

Диалект и ческая философия

возможен: универсальный критерий это — развитие субстанции в направлении возникновения субъекта и становление субъекта из освоения им субстанции135. Иными словами, если линия развития форм движения материи ведет к возникновению субъекта, то эта линия прогрессивна. С другой стороны, прогресс деятельности любого субъекта (и человечества как совокупного субъекта) есть освоение универсальных характеристик материи-субстанции и превращение их в свои собственные, формотворящие, творческие силы.

Роль и «удельный вес» прогресса и регресса по-разному осве­щается в философской, художественной и религиозной литерату­ре. Существуют и оптимистические и пессимистические концеп­ции. По-видимому, диалектика прогрессивного и регрессивного, если брать Универсум в целом, совершается в рамках кругообо­ротов. Однако это принципиально незамкнутые, спиралевидные круговороты136. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся в конце нашей работы.

Считая изложенную выше позицию интересной и продуктив­ной, добавим к ней, однако, несколько соображений по поводу критерия развития. Во-первых, следует согласиться с тем, что целый ряд распространенных в философской литературе критери­ев носит второстепенный, или даже — некорректный характер. Сюда относится определение процесса развития как качествен­ное изменение, необратимый процесс, рост организованности си­стем, движение от простого к сложному, восхождение от низшего к высшему137. Необходимо пользоваться иным, не атрибутивным и не формально-логическим, а субстанциональным определением, которое можно было бы кратко определить как «развертывание сути дела»138. «Стало быть, развитие есть производство, порож­дение предметом своих собственных состояний, есть самопорож­дение или, выражаясь словами Гегеля, самоосуществление пред­мета»139. Развитие, таким образом, выступает как развертывание, осуществление сущности предмета. В этом смысле прав Гегель: начало процесса развития тождественно с его конечной целью. Просто начало — это неразвернутая, неразвитая, а итог развития — развернутая и развитая сущность любой развивающейся сис­темы. При этом, разумеется, процесс развития есть разрешение