Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правдин.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.64 Mб
Скачать

Биологическая классификация рыб по е. В. Бурмакину и п. В. Тюрину Непроходные рыбы

1. Морские рыбы, нагуливающиеся и размножающиеся преимущественно в водах с морской соленостью и не совершающие миграций в реки. Примеры: сельдевая акула, полярная акула, тихоокеанская сардина, атлантическая сельдь, тихоокеанская сельдь, мойва, треска, пикша, сайда, морской окунь, тунец, палтус, камбала-ерш.

2. Рыбы солоноватоводные, нагуливающиеся и размножающиеся преимущественно в солоноватоводных участках морей или в солоноватых озерах (типа Арала и Каспия) и не совершающие миграций в реки. Примеры: тюлька, хамса, анчоусовидная килька, долгинская сельдь, салака, аральская вобла, морской судак, барабуля, бычок-кругляк, аральская шемая *, аральский лещ *, лобан, сингиль, ледовитоморская рогатка, полярная камбала.

3. Рыбы пресноводные, нагуливающиеся и размножающиеся преимущественно в пресных водах и не совершающие нерестовых миграций, связанных с резкой сменой среды. Могут быть разделены на три подгруппы:

а) озерные, предпочитающие стоячие воды. Примеры: палья, сиг лудога, снеток, озерный гольян, линь, карась, голец *, ряпушка *, пелядь*, балхашская маринка *.

б) речные, предпочитающие текучие воды. Примеры: лопатонос, таймень, ленок, тугун, валек, чукучан, елец, голавль, подуст, пескарь, калуга*, стерлядь*, сибирский осетр*, ручьевая форель, балхашская маринка *;

в) общепресноводные, живущие и нерестующие как в озерах, так и в реках. Примеры: щука, плотва, язь, красноперка, уклея, синец, окунь, ерш, пыжьян*, лещ*, чехонь*, сазан *, налим *, судак *.

4. Рыбы разноводвые, способные постоянно жить, нагуливаясь и размножаясь в пресных, солоноватых или морских водах. Пример: трехиглая колюшка.

Проходные рыбы

5. Морские проходные рыбы, нагуливающиеся в море, откуда для нереста они входят в реки и совершают по ним миграции. Примеры: кета, горбуша, чавыча, семга, восточная красноперка, кумжа, голец *.

6. Солоноватоводные проходные рыбы, нагуливающиеся в солоноватоводных участках морей или в солоноватых озерах (типа Арала и Каспия), откуда для нереста входят в реки и совершают по ним миграции. Примеры: каспийская минога, белуга, севрюга, черноспинка, черноморская сельдь, каспийский лосось, белорыбица, сибирская ряпушка, омуль, муксун, азиатская корюшка, тарань, каспийская вобла. кутум, черноморская шемая, каспийская шемая, рыбец, калуга *, сибирский осетр *, нельма *, ряпушка *, пыжьян *, корюшка *, лещ*, аральский лещ*, сырть *, чехонь*, сазан*, судак*.

7. Пресноводные проходные рыбы, нагуливающиеся в пресных озерах или пресных морских губах, откуда для нереста входят в реки и совершают по ним миграции. Примеры: озерный лосось, байкальский омуль, чир, волховский и сунской сиги, нельма*, пелядь*, пыжьян*, корюшка*, балхашская маринка *, сырть *, налим *.

8. Катадромные проходные рыбы, нагуливающиеся в пресных водах, откуда для нереста мигрируют по рекам в море. Пример: угорь.

Наиболее грандиозны по масштабам — по количеству особей и по протяженности передвижений—миграции морских проходных и солоноватоводных проходных рыб. К ним, в частности, относятся дальневосточные лососи (кета и горбуша), которые миллионами особей устремляются на нерест в Амур, Камчатку и другие реки Дальнего Востока. Многим морским рыбам, например сельдям и треске, также свойственны весьма длительные по времени и протяженности миграции, кормовые и нерестовые. Миграции пресноводных рыб не так значительны по количеству мигрирующих рыб и по протяженности самих миграций, что вполне понятно, если иметь в виду размеры морских и пресноводных водоемов.

Каково же биологическое значение миграций рыб? Миграции следует рассматривать как одно из приспособлений к увеличению численности вида, развивавшееся и закрепленное в процессе его эволюции.

При миграциях рыбы «активно меняют условия своего существования, используя наиболее выгодные стороны разных биотопов, избегая по возможности их невыгодных сторон» (Мантейфель, 1959). В пределах одного и того же вида значительно большая численность бывает у мигрирующих форм, чем у популяций с ограниченным ареалом.

Так, в Каспийском море имеется несколько форм бражниковской сельди (Alosa brashnikovi), но из них наибольшей численностью обладает «долгинка», совершающая миграции из Южного Каспия в Северный. Среди многих форм океанической сельди (Clupea harengus) самыми многочисленными являются атлантическая, норвежская и тихоокеанская сельди с очень большими по протяженности кормовыми миграциями (Никольский, 1963).

При таких миграциях рыбы полнее используют кормовые ресурсы водоемов, удлиняется и период их нагула. В этом отношении весьма показательные примеры приводятся Б. П. Мантейфелем (1959) для сельди и трески.

Атлантическая сельдь в Норвежском и Гренландском морях питается преимущественно рачками Calanus и Jhemisto в период их преднерестовых скоплений. Но эти скопления кратковременны и биомасса рачков, используемая в данном районе планктофагами, не восстанавливается. Однако в Норвежском и Гренландском морях размножение рачков и их преднерестовые скопления происходят не одновременно, а постепенно перемещаются в северном направлении. Соответственно этому основное стадо сельди также постепенно мигрирует на север, причем скорость его передвижения соответствует срокам преднерестовых скоплений рачков в разных районах. Мигрирующие сельди, говорит Б. П. Мантейфель, все время переходят с одних преднерестовых скоплений рачков Calanus и Themisto на другие, вновь образующиеся севернее предыдущих. В результате длительных миграций с юга на север сельдь значительно увеличивает период откорма.

Треска после зимовки и нереста .у Лофотенских островов мигрирует в южной части Баренцева моря в восточном направлении. С февраля по апрель она держится у мест зимовок мурманской сельди, питается также находящимися здесь мойвой и молодью тресковых рыб. В июне—июле треска появляется на склонах отмелей центральных районов Баренцева моря, где в это время в огромных количествах скопляется рачок «капшак» (Euphausiacea). Уничтожив капшака, треска передвигается в восточные районы моря, переходя на питание креветками и сайкой.

Таким образом, указывает Б. П. Мантейфель, треска использует ежегодно сроки и места скоплений наиболее массовых кормовых организмов. «Кормовая миграция, возникшая в процессе эволюции, как адаптация к использованию пищи при ее наибольшей доступности, отражает в себе особенности биологии кормовых организмов. Разнообразные внешние и внутренние сигналы миграций, вероятно, дают возможность мигрирующей популяции выдерживать соответствующие сроки, не опаздывая и не опережая сроков скоплений кормовых организмов» (Мантейфель, 1959).

Нерестовые миграции, согласно В. В. Васнецову (по Мантейфелю, 1959), следует рассматривать как защитную адаптацию от хищников, истребляющих икру и молодь рыб. Так рассматриваются миграции проходных рыб, откладывающих икру в реках с меньшей численностью рыб — хищников, чем в морях (или озерах). Нерестовые миграции «полупроходных» (солоноватоводных проходных) рыб, считает Б. П. Мантейфель, имеют и то значение, что их развивающаяся молодь оказывается в более благоприятных условиях в отношении обеспечения кормом в полоях (где нерестятся эти рыбы).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]