Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Metodichka_operator.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
708.1 Кб
Скачать

Беспорядки

Оператор заблаговременно узнал, что подростки собираются устроить митинг протеста против грубых действий полиции. Прие­хав в указанное место задолго до начала митинга, чтобы не попасть в дорожную "пробку" и устроиться поближе к центру со­бытий, он увидел, что был далеко не первым: сотни демонстран­тов быстро превратились в воинствующую толпу, пытавшуюся пе­ревернуть машины в городской автобус. На размышления, у опера­тора не было времени. Пренебрегая собственной безопасностью (человек с камерой всегда становится объектом нападения разъяренной толпы), оператор быстро снял несколько кадров. В такой ситуации не могло быть и речи об интервью, каких-то деталях, которые можно будет снять позже в более спокойной обстановке. Оператор снимал на ходу, нагибаясь или взбираясь на высокие предметы. Он сделал общие планы участников митинга и полицей­ских, средние планы схваток, крупные планы взволнованных лиц. То, что снял оператор, оказалось не беспорядочным нагро­мождением не связанных друг с другом кадров по двум причинам: он догадался снять эти события в разных планах и последова­тельно передал ход событий, редактор и репортер нанизывали кад­ры на сюжетную линию и выстроили рассказ вокруг основных сцен.

... 1983 год. Безработица достигла уровня, невиданного со времен Великой депрессии. На местный телецентр несколько раз звонит человек, который сообщает, что собирается под­жечь себя в знак протеста против безработицы. Полицейские, уведомленные об этом, едут на городскую площадь, никого там не находят и уезжают. Вскоре приезжает съемочная группа и устанавливает свет. Человек, звонивший, как позднее выясни­лось, в нетрезвом состоянии, выходит из укрытия. Съемочная группа пытается переубедить его, но сразу же включает камеру, как только он касается спичкой своей куртки, пропитанной сжи­женным газом для зажигалок. После третьей спички одежду охва­тывает пламя. Звукооператор бросается вперед, чтобы сбить огонь. Через несколько секунд прохожему, привлеченному осветительными приборами, удается погасить пламя. Все это время камера рабо­тает.

Присутствие телекамер существенно влияет на ход событий. Некоторые акции протеста проводятся в расчете на то, что о них расскажет ТВ. Возникает вопрос, действительно ли безработ­ный поджег бы себя, не окажись на улице съемочной группы.

Хорошему оператору нужны быстрая реак­ция, здравый смысл, и многие другие человеческие качества. Чаще всего эти качества раскрываются в экстремальных ситуа­циях.

... 1984 год. Зимний Чикаго. Четырехлетний мальчик прова­ливается под лед озера Мичиган. Отец пытается спасти его и тоже оказывается подо льдом. Съемочная группа местного теле­центра перехватывает по радио разговор полицейских об этом. Мгновенно прибыв на место происшествия, телерепортеры пол­ностью забывают о съемке и включаются в операцию по спасению утопающих. Благодаря их помощи и отец, и сын спасены. "Нам пришлось на некоторое время забыть, что мы из службы телено­востей", - вспоминали члены съемочной группы.

Оператор должен поступать в каждом конкретном случае так, как ему подсказывает совесть и профессиональный долг, отме­чает И.Фэнг.

Парад

Утренняя газета сообщила о времени начала парада, месте его проведения, маршруте движения колонн, расположении трибу­ны и другую важную для оператора информацию. Он прибыл к месту проведения парада заранее на тот случай, если журналистское удостоверение и пропуск не позволят ему подъехать поближе. Однако он поставил машину подальше от площади, где должен был состояться парад, у самого высокого здания на пути следования колонн, чтобы потом забраться на крышу дома и снять шествие, растянувшееся вдоль улицы. Эти кадры можно будет использовать в начале или в конце сюжета.

Потом оператор прошел по маршруту парада в сторону площа­ди, время от времени останавливаясь, чтобы запечатлеть на видеопленку кучки зрителей, детей, сидящих на бордюрах, ре­бенка на плечах отца и младенца, спящего в заплечной сумке матери. Снимая этих терпеливо ждущих зрителей, он держал ка­меру одной рукой, а другой взмахивал и громко при этом кричал: "Здорово!", "Салют, эй, вы там!" и т.п. Заскучавшие зрители моментально оживлялись. Одни кричали в ответ, другие махали руками. Понятно, что это будет выглядеть, как приветствие зри­телями парада.

В месте начала парада оператор не тратил понапрасну плен­ку на участников, без дела слонявшихся по площади. Вместо это­го он походил в толпе, выискивая отдельных людей, небольшие группы и другие примечательные детали, на которые следует об­ратить внимание во время шествия. Затем он занял место в двух кварталах от исходной точки с расчетом, что на этом расстоя­нии колонны выровняются и согласуют шаг.

Здесь он находился в течение всего парада, снимая общим планом марширующие оркестры, средним - ряды оркестрантов и участников парада, крупным - отдельных музыкантов, средним планом знаменосцев, ряды кавалеристов и платформы на колесах, средним и крупным планом нескольких барабанщиц. Оператор снял высоко взлетающие палочки барабанщиц и потом попросил двух зрителей посмотреть вверх и снял это как реакцию на действие барабанщиц. Он запечатлел на пленке, как участники парада появляются далеко впереди, приближаются и идут парал­лельно с ним.

Телеоператор всегда оставался на одной стороне улицы. Ко­лонны двигались мимо его камеры справа налево. Если бы он пе­ресек улицу, то колонны пошли бы в кадре слева направо, что могло бы ввести телезрителей в замешательство. (Во всех своих сюжетах оператор снимает движение в одном направлении - иду­щего человека, движущуюся машину - если, конечно, не хочет показать путаницу в направлении движения, например, при огром­ных скоплениях автомобилей, на которых люди возвращаются ве­чером с работы, или пешеходов, спешащих на службу.)

Когда оператор услышал хорошо звучащий оркестр, он про­шел с ним часть пути на таком расстоянии, чтобы слышать его без сильных помех общего шума, а когда увидел, что дирижер готовится начать новый марш, направил микрофон на оркестр и шел и ним до конца мелодии. В этой ситуации оператора больше волновал звук, чем изображение. Этот звук, не связанный кон­кретно ни с каким отдельным эпизодом, можно позднее использо­вать при монтаже сцен парада.

Оператор не стал снимать марширующие ноги с близкого рас­стояния, потому что из-за острой нехватки времени при монтаже видеоматериала практически невозможно согласовать движение марширующих ног с барабанным ритмом.

Сняв заключительную сцену на крыше, оператор постарался поскорее добраться до машины, чтобы не попасть в "пробку", ко­торая неминуема после окончания парада.

Видеопленка была смон­тирована и показана в вечернем выпуске новостей как раз тогда, когда зрители и участники парада пришли домой и включили теле­визор, чтобы посмотреть местные новости.