- •1. Факторы, формирующие медиасистемы.
- •2. Влияние специфики исторического развития на функционирование национальной медиасистемы.
- •Вопрос 3.
- •4. Роль техники и технологий в развитии медиасистем: история и современность
- •Вопрос 5.
- •6.Специфика функционирования медиасистемы в условиях рынка.
- •7. Массовая газета как элемент современной медиасистемы.
- •8. Сми и государство на примере Франции
- •Вопрос 9.
- •11. Основные характеристики медиасистемы сша.
- •12. Сходство и различия американской и западноевропейской моделей сми.
- •13. Транснациональные компании и глобализация рынка сми: американский опыт
- •14. Особенности аудиовизуального сектора сша
- •15. Локализация как основной принцип формирования медиасистемы сша.
- •16. Швейцария
- •17.Мультикультурализм и его влияние на становление медиасистемы Швейцарии.
- •18. Особенности политической системы и медиапредпочтений швейцарцев.
- •19. Основные характеристики медиасистемы Германии.
- •20. Локализация как основной принцип формирования медиасистемы Германии
- •21. Специфика становления и современное состояние сектора общественно-правового вещания фрг
- •20. Крупные немецкие медиаконцерны
- •23. Основные характеристики медиасистемы Франции
- •24. Особенности государственной медиаполитики во Франции
- •25. Концентрация сми по-французски
- •26. Переход во Франции от национальной к региональной модели печати
18. Особенности политической системы и медиапредпочтений швейцарцев.
Швейцария является федеративной республикой. Каждый кантон и полукантон имеет конституцию, парламент и правительство. Не следует думать, что Швейцария – Конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны. В чем тут дело?
Дело в том, что немецкое самоназвание Швейцарской Конфедерации – «Schweizerische Eidgenossenschaft» (в дословном переводе – «Швейцарское Клятвенное Содружество») не нашло адекватного аналога во французском, итальянском и ретороманском, а так же в русском, языках.
Поэтому с течением времени в качестве альтернативы укрепилось латинское понятие «Confoederatio», в буквальном переводе - «союз», которое, упрощенно говоря, в 18-м веке обозначало как раз то, что сейчас называется именно «федерация».
Швейцария не всегда была национальным государством в современном смысле, представляя собой свободный союз автономных кантонов, объединившихся только лишь в 1848 году. Принятая в том же году Конституция превратила страну в единое федеративное государство.
Центральная власть в стране развита относительно слабо (что не означает, что центральная власть неэффективна). Большое количество политических полномочий отдано кантонам. Прерогативой федерального центра являются только некоторые сферы, такие, как внешняя политика.
Правительство
Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входят семь федеральных советников, раз в четыре года избираемых Федеральным собранием (двумя палатами парламента на совместном заседании).
Согласно Конституции, все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Каждый из них руководит одним из семи федеральных Департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом.
Президент Конфедерации председательствует на заседаниях Федерального совета. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета сроком на один год на основе принципа ротации и выполняет, являясь «первым среди равных», в основном представительские функции.
Федеральный совет формируется в настоящее время (по состоянию на конец 2012 года) пятью основными партиями. От членов кабинета требуется быть выше своих партий и работать, опираясь исключительно на интересы всей страны и общества.
Прямая демократия
Швейцария предоставляет своим гражданам возможность принять непосредственное участие в процессе принятия политических решений.
Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.
Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеет право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.
Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.
Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как "дамоклов меч", что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).
Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о вступлении Швейцарии в число Шенгенских стран, референдум по которому прошел в 2005 г.).
Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.
Два из 26-ти кантонов страны – Аппенцель-Внутренний и Гларус - по-прежнему проводят ежегодные собрания всех избирателей под открытым небом («Ландсгемайнде») для решения различных вопросов методом поднятия руки. Это – древняя форма прямой демократии. В последние столетия акцент в Швейцарии все сильнее сдвигался от древних форм прямой демократии к современным.
Кантоны и общины
В административно-территориальном отношении Швейцария состоит из 20 «целых» кантонов и 6 полукантонов. «Полукантон», как уже упоминалось, с конституционно-правовой точки зрения является полноценным субъектом федерации, обладающим всей полнотой прав и обязанностей.
Из этих в сумме двадцати шести субъектов федерации девятнадцать считаются немецкоязычными, шесть франкоязычными и один италоязычным. Ретороманцы не имеют собственного кантона и проживают в основном на территории немецкоязычного кантона Граубюнден.
Каждый кантон – это по сути, самостоятельное государство, со своей конституцией и органами законодательной и исполнительной власти. Кантоны самостоятельны постольку, поскольку их права не ограничены федеральной конституцией.
Самый молодой кантон Юра отделился от кантона Берн и был принят в Конфедерацию в ходе национального референдума в 1979 году.
Кантоны, вне зависимости от размеров и населения, равны между собой в смысле ярко выраженного осознания собственной автономии и суверенности, в их самоидентификации в качестве полноценного, исторически легитимированного, «государственного образования».
За небольшим исключением (кантон-город Базель-городской, или миниатюрный кантон Аппенцелль-Иннероден) все кантоны состоят из большого числа частично автономных и неравных (по размерам и ресурсам) общин.
Каждый из кантонов опирается на горизонтальную политическую систему (разделение властей), характерной особенностью которой являются прямое народное избрание исполнительной власти, наличие инструментов прямой демократии (право кантона организовывать референдум и выступать с законодательной инициативой) и собственный уникальный партийный ландшафт.
Кантоны имеют одинаковое представительство в малой палате парламента Швейцарии, в Совете кантонов (по два депутата от кантона и по одному от полукантона), формально имея одинаковые позиции в рамках всей структуры швейцарского федерализма.
Все кантоны обладают своими собственными компетенциями и финансовыми ресурсами. Кантоны издают свои законы в сфере энергетики, здравоохранения, образования, правоохранительных органов, охраны и использования природных ресурсов и т.д. Все это укрепляет кантоны в роли «кирпичиков» и «составных частей» всего здания швейцарского федерализма.
Местный уровень
Община/коммуна является в Швейцарии базисным институтом всей структуры федерализма.
Практически все кантоны в стране состоят из довольно большого количества разнообразных по размерам общин, каждая из которых обладает собственным политическим и гражданским самосознанием и управляется методами прямой демократии.
На начало 2009 г. в Швейцарии насчитывалось 2 636 общин. Среднее число жителей одной общины составляет 2300 человек. 40% общин в стране насчитывают менее 500 жителей. Число общин постоянно сокращается.
Человек в Швейцарии является гражданином общины, частью гражданской и политической системы кантона, и, наконец, в силу принадлежности к общине, он обладает правами гражданина всей Швейцарии.
Гражданин Швейцарии живет в общине. Здесь он оформляет себе бумаги и документы на все случаи жизни, от рождения до смерти.
В общине человек реализует свои права избирателя. В общинах создаются рабочие места. Автономия общин – это не только политическая аксиома, но и общественная ценность.
В общине человек платит налоги. Швейцарская демократия в целом есть демократия налогоплательщика, а не получателя социальной помощи. Для понимания швейцарских реалий этот факт имеет фундаментальное значение.
Политические партии
Швейцария отличается стабильными политическими структурами и институтами. Однако это не означает, что в стране "ничего не происходит".
С 1959 по 2003 гг. в Швейцарии доминировали следующие политические партии:
Радикально-демократическая партия Швейцарии, либералы (FDP / PLR); Эта партия является старейшей партией страны, стоявшей у истоков современной Швейцарии в 1848 г. Относится к партиям бюргерского правого центра, представляет интересы промышленных и банковских кругов страны. В последние годы постоянно теряет избирателей (ее доля голосов сейчас - примерно 14,7% голосов избирателей).
Христианско-демократическая народная партия, демохристиане (CVP / PDC); Представляет католические регионы центральной Швейцарии, относится к партиям правого бюргерского центра, так же теряет избирателей, за нее голосуют только 13% избирателей.
Социал-демократическая партия, социалисты (SP / PS); Классическая левая партия, близкая к профсоюзам и отстаивающая интересы лиц наемного труда. На последних выборах за нее отдали свои голоса 17,6% избирателей.
Швейцарская народная партия, «народники» (SVP / UDC); Сильнейшая партия страны,выступающая с правых и, временами, популистских позиций. Выступает против неконтролируемой миграции и вступления Швейцарии в ЕС. Результаты последних выборов - 25,3% избирателей.
Сегодня Швейцария - одна из стран Европы, наиболее насыщенных СМИ. На 1 000 жителей приходится 41 5 экз. (выше показатели только в Скандинавских странах и Японии) ежедневных газет и 2440 экз. всей издаваемой в стране периодики, что ставит Швейцарию на 2 место в Европе (после Нидерландов).
В Швейцарии издается 1 600 журналов: 63 - общественные, 674 - специальные и «хобби»-журналы, 875 - специализированные. Самые высокие тиражи у журналов с радиотелепрограммами. Журнал «ТВ плюс» выходит как приложение к ряду газет и имеет тираж 800 тыс.экз. Тиражи большинства крупнейших швейцарских журналов не превышают 200 тыс.экз.
В стране принимается более 100 радио- и телевизионных программ. Крупнейшим из них является Швейцарское радиотелевизионное сообщество ^О). Оно транслирует по одной теле- и трем радиопрограммам для немецкого, французского и итальянского языковых регионов страны и одну передачу на ретороманском языке. В 1993-1995 гг. выходила национальная передача «С плюс», а с 1995 г. - открыт новый канал «Швейц-4». Кроме того работает международный канал швейцарского радио и страна участвует в двух совместных международных телепрограммах: 8% немецкоязычной программы «З САТ» (совместно с Германией и Австрией) и столько же франкоязычной программы «ТВ 5 Еуроп энд ТВ 5 Кэнэда» (совместно с Францией, Бельгией и Канадой). Три четверти доходов в бюджет БКО поступает от абонементной платы, и лишь четверть - от рекламы. Кроме того работают частные радио- и телестанции. Правовые условия их работы определяют законы о радиовещании и телевидении, принятые в 1 992 г. Финансируются в основном за счет рекламы. 85 процентов домов в Швейцарии подключены к кабельным сетям, в городах - 100. Всего в стране 1500 кабельных сетей. Ими владеют крупные компании. Конкуренция способствует улучшению качества и содержания передач.
