Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дипломная работа (2).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
340.53 Кб
Скачать

2.3. Институт медиации в российском гражданском процессе

Медиация представляет собой примирительную процедуру и на данный момент является наиболее актуальным способом мирного урегулирования споров. О необходимости внедрения института медиации в российскую правовую действительность обращалось внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 года1. Для реализации положений Послания был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Федеральный закон о медиации), основной целью которого было создание правовых основ для широкого применения данной процедуры. Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1 были внесены соответствующие изменения в ГПК РФ, АПК РФ и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». Также была утверждена Программа подготовки медиаторов, реализация которой призвана создать в России корпус профессиональных специалистов в урегулировании споров. В связи с указанными факторами повысился теоретический и практический интерес к проблеме реализации процедуры медиации в российской правовой реальности.

В настоящее время термин «медиация» становится все более общеизвестным. Само слово произошло от латинского mediare - посредничать, занимать середину между двумя точками зрения либо сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно2. Следовательно, медиация – это примирительная процедура, осуществляемая с помощью нейтрального беспристрастного третьего лица – медиатора или посредника3. И.В. Решетникова и Ю.С. Колясникова также отмечают, что медиация – внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством третьего нейтрального лица – посредника, не наделенного правом вынесения обязательного для сторон решения4.

В статье 2 Федерального закона о медиации закреплено следующее значение данной процедуры: процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения5. Как отмечается в комментарии к данному Федеральному закону, в предлагаемом законодателем понятии процедуры медиации заложены основные признаки, позволяющие отграничить этот способ урегулирования правовых споров от других1.

Во-первых, медиация – процедура, представляющая собой определенную последовательность стадий, четкое следование которым обеспечивает достижение результатов по урегулированию правового спора.

Во-вторых, правовой спор между сторонами урегулируется при содействии медиатора, который не является субъектом спорного материального правоотношения, имеет равноудаленное отношение к обеим сторонам.

В-третьих, процедура медиации начинается, продолжается и завершается только при наличии обоюдного согласия сторон процедуры медиации.

Наконец, целью процедуры медиации является достижение сторонами взаимовыгодного соглашения, которое бы в равной мере удовлетворяло интересы каждой из сторон.

Законодательное определение процедуры медиации отражает ее ключевые особенности и в целом соответствует международным определениям данной процедуры. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» под согласительной процедурой понимается процедура, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ним2. Согласно п. а ст. 3 Европейской Директивы относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах термин «медиация» означает любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о развитии их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством государства - члена ЕС1.

Однако, нельзя не отметить, что медиация является не только особым способом мирного урегулирования правового спора, но и правовым институтом. Е.И. Носырева отмечает, что медиация как деятельность по урегулированию конфликтов представляет собой определенную сферу общественной жизни, и эта сфера в настоящее время регулируется правом. Поэтому в целом о медиации можно говорить как о правовом институте2. В теории права под правовым институтом понимается относительно обособленная взаимосвязанная между собой группа правовых норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений3. Исходя из этих позиций, суждение о том, что медиация – это правовой институт, подтверждается следующими обстоятельствами.

Во-первых, в отношении медиации сформировалась самостоятельная группа правовых норм, которые содержатся в законах – Федеральном законе о медиации, ГПК РФ, АПК РФ, Федеральном законе «О третейских судах», а также в подзаконных актах – в Приказе Министерства науки и образования РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении Программы подготовки медиаторов»4.

Во-вторых, указанные правовые нормы регламентируют особые общественные отношения, возникающие в процессе медиации, отличные от тех, которые возникают при использовании других процедур.

Таким образом, на наш взгляд, медиация является правовым институтом, представляющим собой совокупность специальных правовых норм о процедуре медиации и регулирующим определенные общественные отношения, возникающие в ходе применения процедуры медиации.

Вопрос об отраслевой принадлежности данного правового института требует особого внимания. В теории под отраслью права понимается совокупность правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений1. Как правило, основным критерием деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования, однако, по нашему мнению, для целей данного дипломного исследования наиболее важно выделить такой критерий как характер регулируемых общественных отношений. Так, по характеру общественных отношений выделяют нормы материального и процессуального права. В связи с этим возникает проблема отнесения института медиации к отрасли материального или процессуального права.

В современной юридической литературе существует мнение, согласно которому институт медиации относится к нормам материального права. Например, Е.В. Михайлова говорит о том, что нормы института медиации имеют материальную природу, поскольку посредничество – это институт гражданского права: «Посредничество – это институт гражданского права, основы его урегулированы в положениях ГК РФ и, поскольку нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (п. 2 ст. 3 ГК РФ), очевидно, что медиация должна иметь ту же правовую природу, что и посредничество, и пониматься как одна из его разновидностей…»2.

Считаем, что данная позиция слишком широко трактует правовую природу медиации, поскольку не учитывает, что посредничество осуществляется именно в процессуальной форме и служит целью мирного урегулирования возникшего правового спора. На наш взгляд, медиация имеет процессуальную природу и это подтверждается следующими обстоятельствами.

Во-первых, медиация представляет собой процедуру, то есть упорядоченный нормами права процесс урегулирования спора. В законе о медиации определены условия, порядок и сроки проведения указанной процедуры, что также свидетельствует о процессуальной направленности данного института. Так, в соответствии со статей 7 Федерального закона о медиации, применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон. В указанном соглашении стороны сами определяют порядок проведения процедуры (ст. 11 Федерального закона о медиации). В данном соглашения стороны также устанавливают сроки проведения процедуры, однако при этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней, и не быть в общей сложности больше ста восьмидесяти дней (ст. 13 Федерального закона о медиации).

Во-вторых, нормы института медиации начинают действовать только после возникновения правового спора. Они применяются к спорам, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (п. 2 ст. 1 Федерального закона о медиации). В этой же статье в пункте 4 определяется, что процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах. Данная процедура может быть проведена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Все это позволяет утверждать, что правоотношения, регулируемые институтом медиации имеют процессуальный характер, и соответствуют следующим признакам:

1) возможны только в правовой форме, то есть в отличие от материальных отношений не могут существовать как фактические;

2) являются следствием возникновения спора, конфликта;

3) представляют собой совокупность правоотношений, составляющих систему, которая служит цели мирного урегулирования спора1.

Помимо возникновения правового спора (фактическое основание), одним из условий проведения медиации является наличие соглашения о применении процедуры медиации (юридическое основание) – соглашения сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением (п. 5 ст. 2 Федерального закона о медиации).

Далее, в соответствии с п. 4 статьи 7 Федерального закона о медиации, если между сторонами возникает спор, предусмотренный медиативной оговоркой, стороны заключают письменное соглашение о проведении процедуры медиации, где определяют условия о:

1) предмете спора;

2) медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) порядке проведения процедуры медиации;

4) условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) сроках проведения процедуры медиации.

Основные условия соглашения о проведении процедуры медиации закреплены в статье 8 Федерального закона о медиации.

После проведения медиации стороны заключают медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме (п. 7 ст. 2 Федерального закона о медиации). В соответствии со статей 12 Федерального закона о медиации основными его условиями являются:

1) сведения о сторонах;

2) о предмете спора;

3) о проведенной процедуре медиации;

4) сведения о медиаторе;

5) согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

На основании статьи 13 Федерального закона о медиации, если медиативное соглашение было достигнуто после передачи спора на рассмотрение суда, то суд утверждает его в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством. Если оно было достигнуто без передачи спора на рассмотрение суда, то оно имеет силу гражданско-правовой сделки. В этом случае к нему будут применяться правила, предусмотренные гражданским правом.

Таким образом, можно заключить, что медиация является институтом процессуального права. Практика применения процедуры медиации в рамках гражданского процесса свидетельствует о том, что граждане обращаются к данной процедуре по следующим категориям дел:

1) по делам о защите прав потребителей;

2) по жилищным спорам (о нечинении препятствий в пользовании жилым помещением; о нечинении препятствий в проживании и пользовании жилым помещением; о признании утратившим право пользования жилым помещением; о реальном разделе жилого дома);

3) по спорам, возникающим из семейных отношений (об определении места жительства ребенка и порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об изменении порядка общения с ребенком; о взыскании алиментов в твердой денежной сумме на содержание несовершеннолетнего ребенка; о лишении родительских прав, о разделе имущества, нажитого в период брака);

4) по делам, возникающим из имущественных и иных отношений (о взыскании долга);

5) по иным категориям дел (об обязании восстановить межевые знаки; о ликвидации разворотной площадки и др.)1.

Обобщение судебной практики показало, что процедура медиации наиболее часто используется сторонами после обращения в суд общей юрисдикции, поскольку сами стороны редко самостоятельно принимают решение об обращении к медиации и заключают соглашение о проведении процедуры медиации, только после разъяснения судьей существа и преимуществ данного института. Следовательно, информирование судьями граждан о возможности проведения медиации посредством наружного размещения соответствующей информации на стендах и сайтах судов и судебных участков мировых судей, в определениях о подготовке дела к слушанию, направляемых сторонам, в ходе рассмотрения дела является недостаточно эффективным. В связи с этим считаем необходимым дополнить статью 3 ГПК РФ следующим положением: «По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть урегулирован сторонами на любой стадии гражданского судопроизводства с использованием процедуры медиации, в порядке, установленным федеральным законом». Прямое установление права на обращение к медиатору наряду с обращением в суд или третейский суд позволит привлечь внимание к процедуре медиации, вызвать доверие к ней2.

В соответствии с п. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела для проведения процедуры медиации на срок, не превышающий 60 дней. Изучение судебной практики показало, что суд откладывал слушание дела на срок от 6 дней до двух месяцев. Однако п. 1 ст. 154 ГПК РФ предусмотрен общий срок рассмотрения гражданского дела в суде общей юрисдикции – 2 месяца. По общему правилу, срок, на который отложено разбирательство дела, включается в общий срок рассмотрения и разрешения гражданских дел. В этом случае, если судья отложит дело для проведения медиации, то он одновременно нарушит сроки рассмотрения дела. Напротив, в согласно п. 3 ст. 152 АПК РФ срок, на который судебное разбирательство было отложено по основаниям, предусмотренным АПК РФ, не включается в общий срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства. Считаем необходимым унифицировать данные положения и включить подобную норму в ГПК РФ. Это позволит урегулировать коллизию норм о сроках процедуры медиации между ГПК РФ и Федеральным законом о медиации.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона о медиации, медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством. Обобщение практики показало, что стороны чаще всего заключали медиативное соглашение, которое впоследствии утверждалось судом в качестве мирового1. Однако, медиативное соглашение часто выходит за рамки предмета и основания иска, а иногда и подведомственности спора2.

В зарубежной практике одним из оснований прекращения дела, наряду с принятием решения по делу, заключением мирового соглашения, отказом от иска, является заключение медиативного соглашения3. Считаем необходимым включение указанного положения в ГПК РФ, поскольку конструкция медиативного соглашения отличается от мирового соглашения и не стоит их смешивать. На практике подобную проблему решают следующим образом: стороны вырабатывают дополнительные соглашения о совершении различных процессуальных действий – уменьшение исковых требований, отказ от иска, признание иска1. Включение предложенной нормы позволит избежать подобных случаев.

Наконец, одной из наиболее острых проблем, стоящих перед формированием института медиации, как реальной альтернативы судебному рассмотрению споров, является создание корпуса профессиональных медиаторов. Как отмечает С.К. Загайнова, «уже сегодня достаточно понятно, что именно фактическое отсутствие профессиональных посредников (медиаторов) становится основным препятствием в достижении одной из основных целей принятия Федерального закона о медиации – разгрузки судов»2. В соответствии со статьей 15 Федерального закона о медиации, медиатор может осуществлять свою деятельность как непрофессионально, так и на профессиональной основе. Непрофессиональный медиатор должен удовлетворять следующим требованиями – быть совершеннолетним, полностью дееспособным и не иметь судимости (п.2 ст. 15 Федерального закона о медиации). Профессиональный медиатор, должен отвечать дополнительным требованиям, предусмотренными в статье 16 Федерального закона о медиации:

1) возраст – от 25 лет;

2) высшее образование;

3) дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Очевидно, что профессиональный медиатор будет осуществлять свою деятельность более качественно и квалифицированно. В связи с этим, следует расширить сеть специализированных центров подготовки медиаторов. Их можно создавать на основе высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. На наш взгляд, наиболее прочным образовательным фундаментом в подготовке будущих профессиональных медиаторов является высшее юридическое образование, поскольку медиаторы призваны оказывать помощь в урегулировании именно правовых споров. С.К. Загайнова также утверждает, что наиболее простым и экономичным способом подготовки профессиональных медиаторов является их подготовка из числа профессиональных юристов1, поскольку сформировать необходимые для медиации компетентности, обучить техникам эффективной коммуникации и управления конфликтом существенно проще, нежели дать серьезные юридические знания. Именно поэтому считаем обоснованным внесение изменения в пункт 1 статьи 16 Федерального закона о медиации о том, что профессиональными медиаторами могут быть только граждане, получившие высшее юридическое образование.

Таким образом, процедура медиации является достаточно новым, но вместе с тем наиболее актуальным способом мирного урегулирования споров. Положительными моментами данной процедуры являются:

1) небольшой срок урегулирования конфликта, поскольку нет необходимости собирать доказательства, привлекать свидетелей, назначать экспертизу;

2) в отличие от судебного разбирательства при проведении процедуры медиации не может быть третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования;

3) добровольность;

4) конфиденциальность;

5) удовлетворение взаимных интересов.

Медиация, как наиболее востребованная из примирительных процедур, призвана оптимизировать судебную нагрузку, повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.