Глава 2. Кодай
2.1 Период Асука
На рубеже V – VI веков Япония плавно переходит из стадии древности в студию средневековья. Этот процесс связан с развитием феодального общества, развитием производственных сил и в особенности с возобновлением отношений со странами континента. Из Кореи и Китая в Японий были переняты государственные институты, формы образования, религии и искусства. Этот процесс заимствования помог Японии сравняться со странами Востока.
Первым этапом становления японской культуры стал период Асука (552-645гг.), названный в честь древней столицы, которая располагалась вблизи одноименной реки. Особое влияние на развитие культуры этого периода оказал буддизм. Зародившаяся в Индии, эта религия, прежде чем попасть в Японию, претерпела существенные изменения. Фактически, вместе с буддизмом в Японию пришей многовековой человеческий опыт и отстоявшиеся художественные идеи старн Востока. Хотя буддизм изначально был воспринят только верхушкой японского общества, он довольно быстро привнес изменения в духовную культуру Японии. Например, распространение кремации положило конец возведению могильных курганов, а за ним и созданию ханива.
Развитие японской пластики периода Асука во многом связано с формированием буддийского архитектурного ансамбля. Расцвет строительства буддийских культовых сооружений пришелся на конец VI – начало VII века. Архитектура прошлых веков походила на первобытные стоянки, которые перемещались в случае походов или смерти императора. В период Асука эта традиция осталась в прошлом. Новым веянием стали монументальные, постоянные храмы, занимающими обширную территорию. Подробно рассмотреть изменения, которые произошли в японском зодчестве можно на примере буддийского монастыря.
Территория буддийских святилищ стала местом проведения торжественных церемоний и обрядов, в отличие от незаметных скудно украшенных синтоистских культовых мест. Буддистские храмы отличались многообразным орнаментальным оформлением, возвышенной праздничностью, которая производила впечатление с далекого расстояния. Важнейшим компонентом каждого храма стала башня-пагода, доминирующая над всеми прочими сооружениями. Башня служила воплощение оси мира и в паре с Кондо, Золотым залом, где располагалась алтарная композиция, стала главной святыней ансамбля.
На первом этапе распространения буддизма храмы были типичны. В большинстве своем это прямоугольные помещения, которые строились по принципу стоечно-балочной каркасной системы. Интерьер храма был заполнен резьбой и росписями, призванными отразить идею красоты и величия мироздания.
Художественным центром храма и главной святыней монастыря стала композиция алтаря, которая отражала представления об устройстве мира и рассказывала о буддийских святых. Алтарная композиция складывалась на протяжении веков. Изначально она была частью чужеродной культуры, но затем ассимилировалась с особенностями японской культуры и стала неотделимой её частью.
Святыня буддийского монастыря украшалась бронзовыми и деревянными скульптурами. Металл использовали для каноничных божеств, а дерево – для менее каноничных бодхисаттв (в японской традиции - босацу), вобравших в себя местные понятия о красоте. Особое внимание стоит уделить пмолучившим широкое распространение статуям двух босацу – Каннон и Мироку.
Каннон – богиня милосердия. Её образ вместе с буддизмом пришел в Японию из Китая. Каннон ассоциировалась с земным воплощением рая, что было одной из причин широкого распространения её культа. Изображения богини отличаются изысканной орнаментацией одежды, обилием украшений и особым вниманием мастеров к деталям одежды – складкам, драпировкам, лентам.
Мироку – божество грядущих времен, Будда нового мира. Он принадлежит к числу милосердных богов. Разработка его образа тесно связана с усилением интереса к духовному миру человека. Мироку – будущий Учитель, однако он уже сейчас готов оберегать и напрвлять человечество. Именно таким его изображают мастера Асука. Чаще всего его фигура выглядит следующим образом: «Мироку сидит на невысоком троне, имитирующем покатую округлость горной вершины, в канонизированной позе «ханка» (одна из ступней опущена, другая закинута на колено). Тело Мироку, словно соскальзывающее со скалы, изображается в легком наклоне вперед. Оно как бы служит выражением готовности божества явиться на помощь к людям. Характерный сострадательный жест руки, поднесенной к лицу, исполнен задумчивой нежности»1.
Образ Мироку стал уникальным симбиозом восточных традиций красоты и местных представлений об эстетическом идеале. Пластика и декоративные решения, использованные в оформлении множества изображений этого божества, стали своеобразным каноном для мастеров последующего поколения.
