Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tiflopsikhologia_Litvak.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Критика знаковой теории ощущений

Первые попытки объяснить особенности ощущений слепых бы­ли связаны с идеалистической теорией символов.

Основной тезис знаковой теории ощущений в тифлопсихологии был сформулирован А. А. Крогиусом, который считал, что «оценка и определение значения их (знаков. — А. Л.) зависят от контекста, в который они вписываются, от внутреннего строя ду­ши, которая их принимает». Данная трактовка практически сов­падает с основным положением автора знаковой теории Г. Гельмгольца, утверждавшего, что между объектом и его изображением на сетчатке, с одной стороны, и переживаемым ощущением — с другой, нет и не может быть никакого соответствия. Именно это утверждение является наиболее уязвимым и порочным в знако­вой теории, так как неизбежно ведет к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму. Дейст­вительно, если ощущение является только знаком, если его оцен­ка сугубо субъективна и является решающим фактором для по­знания, то следует признать, как это делали тифлопсихологи-идеалисты, что отсутствие зрения не только не затруднит познавательной деятельности, но, напротив, будет стимулировать развитие высших психических функций, способствовать самопознанию (познанию духа).

В то же время сторонники знаковой теории признают, что в чувственном опыте слепых имеются значительные пробелы, что полная замена зрения другими органами чувств невозможна, что между зрительными и осязательными ощущениями имеются оп­ределенные различия и т. д. Возникает неразрешимое противоре­чие между чувственным и логическим познанием. Выход из него тифлопсихологи идеалистического толка находят в отрицании за­висимости и взаимосвязи между «низшими» и «высшими» функ­циями психики.

Подобное отрицание влияния непосредственно получаемых чувственных образов на формирование понятий и развитие интел­лектуальных способностей слепых, отрицание их значения в образовании общих понятий пространства, времени, причины и других привели к разрыву между чувственным и понятийным.

В отличие от этой концепции материалистическая психология утверждает, что ощущение, будучи отражением отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздейст­вии на органы чувств, в то же время является начальным момен­том сенсомоторной реакции, первой ступенью познания.

Нарушение функций зрительного анализатора приводит к то­му, что, с одной стороны, у слепых и слабовидящих либо выпада­ют полностью, либо ослабляются, редуцируются зрительные ощу­щения, а с другой — ощущения других модальностей получают в процессе деятельности компенсаторную гиперфункцию. Однако выпадение или редуцирование зрительных ощущений и замена их ощущениями иных модальностей не может принципиально из­менить характер отражения слепыми и слабовидящими объектив­ного мира, нарушить соответствие между образами и оригинала­ми, превратить ощущения в знаки отображаемой действительнос­ти. Об этом свидетельствует адекватность поведения инвалидов по зрению в самых разнообразных ситуациях.

Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении

Между ощущением и вызвавшим его раздражителем существует определенная связь, которая проявляется в качестве, интенсивности и длительности ощущения. В процессе развития человеческих ощущений посте­пенно сложился их определенный диапазон, относительно строго ограниченный минимальной и максимальной силой раздражите­лей, вызывающих адекватную реакцию. Психофизическими исследованиями показано, что диапазон, например, зрительных ощуще­ний растянут для электромагнитных волн в пределах длин от 360— 390 ммк (фиолетовый цвет) до 780—800 ммк (красный цвет); для слуховых ощущений — от 16—20 до 20000 гц и т. д. Эти ус­тановившиеся в процессе эволюционного и исторического разви­тия границы наиболее полно отвечают тем задачам, которые встают перед человеком в процессе чувственного отражения, со­ответствуют условиям и образу его жизни.

Минимальная и максимальная интенсивность раздражителей определяет верхний и нижний абсолютные пороги чувствитель­ности. Абсолютный порог характеризует чувствительность рецептора, которая выражается величиной, обратно пропорциональной порогу. Помимо абсолютных, существуют разностные пороги ощу­щений, показывающие способность человека к дифференцирова­нию раздражателей различной интенсивности.

Так как последствия нарушений зрения сказываются в первую очередь в области ощущений, тифлопсихологические исследования, начиная с 80-х годов прошлого века, были направлены главным образом на измерение порогов чувствительности различных мо­дальностей.

Кроме области зрительных ощущений частичнозрячих и слабо­видящих, где повышение порогов и соответственно снижение чув­ствительности совершенно очевидно и находится в прямой зави­симости от глубины дефекта, исследования не дали однозначных результатов.

Широко распространенное среди тифлопсихологов мнение об «изощренности» ощущений слепых подтвердилось в исследовани­ях Чермака, Крогиуса и др., обнаруживших у слепых повышение чувствительности сохранных рецепторов. У ряда других исследо­вателей (Грисбах, Кунц и др.) данные о пороговой чувствитель­ности имеют диаметрально противоположное значение и свиде­тельствуют о повышении порогов. Несмотря на это, упомянутые исследователи пытались представить полученные ими данные как общие для всех слепых психофизические закономерности ощуще­ний (снижение или повышение чувствительности, обусловленное слепотой). Однако полученные ими данные свидетельствуют лишь о наличии большого диапазона индивидуальных и возрастных ко­лебаний абсолютной чувствительности слепых, которые наблюда­ются и в норме. Противоречивость результатов исследований чув­ствительности слепых объясняется рядом причин: недостаточным количеством испытуемых, недифференцированным подходом, не учитывающим возраст, время и степень потери зрения, профессию испытуемых, а также несовершенством экспериментальных мето­дик.

В большинстве же исследований, как старых, так и современ­ных, при измерении порогов абсолютной чувствительности различ­ных модальностей у слепых не выявлено никаких значительных отклонений ни в сторону повышения, ни в сторону понижения по сравнению с нормой.

Изучение абсолютных порогов чувствительности не может полностью раскрыть способность человека реагировать на всю ту массу раздражений, которые он получает как извне, так и из внутренней среды организма. Весьма существенной для жизнедея­тельности человека является его способность различать одноимен­ные (звуковые, температурные, вкусовые и т.д.) раздражители по их силе. Эта способность определяется пороговой чувствитель­ностью к различению.

Сравнительное изучение порогов различительной чувствитель­ности слепых и зрячих показывает, что по мере увеличения воз­раста различительная чувствительность повышается как у тех, так и у других. Однако различительная чувствительность сохран­ных анализаторов развивается при прочих равных условиях (включение в деятельность и др.) у слепых быстрее и достигает более низких порогов, нежели у нормально видящих. Этот факт легко объяснить, если обратиться к деятельности слепых, в кото­рой они в гораздо большей степени, чем зрячие, используют слух, осязание, обоняние, что и дает эффект сенсибилизации, проявляющийся в снижении порогов и повышении различительной чувствительности.

Кроме того, необходимо отметить, что пороги чувствительнос­ти (абсолютной и различительной) при дефектах зрения так же, как и в норме, не являются величинами постоянными и меняются как на протяжении жизни (возрастные изменения), так и под влиянием физического состояния индивида, его отношения к той или иной деятельности и ряда других факторов.

Итак, компенсаторные изменения в сфере ощущений происхо­дят преимущественно на уровне порогов чувствительности к раз­личению. Снижение порогов различительной чувствительности, способствующее более быстрому и тонкому дифференцированию раздражителей, осуществляется в процессе активного участия в деятельности сохранных анализаторов и в значительной мере воз­мещает утраченные или редуцированные зрительные функции.

Известно, что колебания абсолютных и различительных поро­гов чувствительности связаны с действием ряда психофизических закономерностей, к которым относятся явления адаптации, одно­временного и последовательного контрастов, взаимодействия ощу­щений, сенсибилизации и др. Все эти закономерности в равной мере присущи как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения, хотя их проявления у последних имеют некоторые особен­ности.

В учебниках по общей психологии основные закономерности ощущений рассматриваются обычно на примере протекания зри­тельных ощущений, которые либо полностью выпадают, либо ос­лабляются при патологии зрения. Очевидно, что при нарушениях зрительных функций проявление закономерностей ощущений в деятельности зрительного анализатора будет зависеть от его со­стояния. Например, сенсибилизация зрения хотя и имеет место у частичнозрячих и слабовидящих, однако повышение остроты зре­ния, цветовой и световой чувствительности, расширение поля зре­ния под влиянием зрительной работы происходит очень медленно и снижение порогов оказывается весьма незначительным.

Закономерности ощущений и их проявления при слепоте и слабовидении изучены еще крайне недостаточно. Однако в тифлопсихологии имеется ряд фактов, на основании которых можно утвер­ждать, что все известные закономерности ощущений действуют и при нарушениях анализаторных функций, хотя их проявление имеет некоторые особенности. Так, например, известно, что в ходе темновой адаптации у слабовидящих и частичнозрячих повышает­ся световая чувствительность, но при сильной близорукости, глаукоме, дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва и некото­рых других заболеваниях происходит ослабление темновой адаптации. Явление одновременного положительного контраста ведет у них к некоторому повышению остроты зрения. Последейст­вие раздражителя проявляется в наличии последовательных обра­зов, хотя возможность возникновения отрицательного последова­тельного образа наблюдается не у всех слабовидящих и частично-зрячих. Кроме того, возникающие у них последовательные образы часто искажены по форме, цветности, величине. Однако наличие специфических особенностей последовательных образов не иска­жает самой сущности закономерности последействия раздражите­лей.

Среди закономерностей ощущений для компенсации дефектов зрения очень большое значение имеет взаимодействие ощущений, в результате которого под влиянием деятельности одной анали­заторной системы повышается чувствительность другой. Напри­мер, зрительная чувствительность у слабовидящих и частичнозрячих повышается под воздействием слабых звуковых раздражите­лей; мышечно-суставные ощущения резко повышают тактильную чувствительность; аналогично действуют на последнюю слабые температурные раздражители, тогда как сильные температурные раздражители влекут за собой ее понижение. Возможно также и взаимодействие ощущений одной модальности. Например, воздей­ствие на глаз зеленым цветом повышает световую чувствительность. Более подробно эти закономерности будут рассмотрены при ана­лизе ощущений различных модальностей в последующих парагра­фах этой главы, но уже сейчас нужно подчеркнуть, что их знание помогает педагогу управлять учебным процессом, добиваться бо­лее высокой работоспособности учащихся. Так, для достижения высокого темпа и правильности чтения брайлевского (рельефно-точечного) шрифта или при осязательном обследовании объектов, находящихся в определенной зависимости от уровня тактильной чувствительности, необходимо поддерживать в классе нормальную температуру, так как при ее резких повышениях или понижениях острота осязания снижается. Для поддержания зрительной работоспособности и предотвращения преждевременного утомления в школах для слепых и слабовидящих применяется зеленая окрас­ка помещений, столов и т. д.

У некоторых лиц с дефектами зрения наблюдается явление синестезии, при которой происходит переход ощущений одного ви­да в другой, а точнее, при воздействии раздражителя одной мо­дальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путем ощущение в другой анализаторной системе. Например, при раз­дражении слухового анализатора у некоторых лиц возникают ощу­щения цвета (так называемый цветной слух). У слепых и слабо­видящих имеют место все виды синестезий. Так, фотизмы (световые) и хроматизмы (цветовые синестезии), возникающие под действием звуковых раздражителей, проявляются как у лиц с пониженной остротой зрения, так и у ослепших, имеющих зрительные представления. Кроме того, у незрячих часто наблюдают­ся тактильные кинестезии — возникновение тактильных ощущений при звуковом раздражении. Например, у некоторых слепых звук трубы вызывает ощущение прикосновения к зубцам пилы, звук флейты — ощущение холодных и гладких поверхностей и т. д.

Очевидно, что для практики обучения слепых и слабовидящих и включения их в трудовую деятельность наиболее важным явля­ется изучение тех закономерностей ощущений, которые дают эф­фект сенсибилизации. Изучение условий, при которых наиболее полно проявляются закономерности ощущений, имеет большое значение для компенсации дефектов зрения, организации практи­ческой деятельности инвалидов по зрению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]