Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tiflopsikhologia_Litvak.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушений

Психическая деятельность — это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступ­ление необходимой для нормальной жизнедеятельности информа­ции из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы, лежа­щие в основе так называемых гностических, т. е. имеющих наиболь­шую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ве­дущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира ис­ключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировал­ся как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обуслов­лено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться в ок­ружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространст­венные отношения между ними по их освещенности. В то же время зрительный анализатор обладает необыкновенно высокой чувстви­тельностью. Зрительные рецепторы являются наиболее совершенными детекторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов, и если бы можно было создать идеальные условия для восприятия (абсолютно прозрач­ный воздух и др.), то человек мог бы видеть горящую свечу на расстоянии около 27000 м.

Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наиболь­шее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фикса­ций только за один день достигает у человека примерно 100000, хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия. Немаловажным является и то обстоятельство, что поле зри­тельного восприятия практически неограниченно.

И. М. Сеченов писал о том, что глаз различает восемь катего­рий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.

Разумеется, зрение не является единственной структурной еди­ницей чувственного познания, правильно отражающей окружаю­щий мир, однако, писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наи­более совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные вос­приятия — наиболее «опредмеченные», объективированные воспри­ятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия». Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветного зрения, способствующего лучшему восприятию предметов. «Люди, — писал Гёте, — в общем, очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми».

Здесь же следует отметить и ту важную роль, которую зрение играет в таких видах деятельности, как ориентировочная и трудо­вая. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий. «Так, например, при формировании навыка письма контроль за движениями руки нормально видящий ребенок осуществляет визуально. Слепой в этом случае следит за правильностью движений с помощью руки. Это обстоятельство существенно усложняет и затрудняет выработку данного навыка.

Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная по­теря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ни­чем не возместимые потери в области чувственного отражения. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь, причем опыта, приобретаемого человеком непосредственно, отме­чалось многими психологами. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкаль­ности его звучания так, как если бы он их непосредственно вос­принял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости твор­чества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил».

Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, свето- и цветоразличения) на развитие и проявления психики слепых и слабовидящих имеют как количественный, так и качественный характер.

Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значи­тельно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощуще­ния и восприятия, соответственно уменьшается количество пред­ставлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.

Что касается качественных особенностей психики лиц с дефек­тами зрения, то они проявляются, хотя и в различной степени, почти во всех областях психической деятельности: изменяется сис­тема взаимодействия анализаторов, возникают определенные спе­цифические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность и т. д.

Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью простран­ственной ориентации и вызванным этим ограничением слепых в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою оче­редь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофунк­ции внутренних органов и т. д.

Перечисленные даже в самых общих чертах изменения в пси­хическом и физическом развитии слепых и слабовидящих с доста­точной убедительностью показывают необходимость специального изучения их психики для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствий дефектов зрения.

Предмет тифлопсихологии

Тифлопсихология (от греческого typhlos — слепой) в букваль­ном переводе — психология слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось и обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.

Тифлопсихология — это самостоятельная отрасль психологиче­ской науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой пред­мет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых. В настоящее время центр тя­жести исследования перемещается на частичнозрячих и слабови­дящих. Это вызвано сокращением контингента абсолютно слепых и относительным увеличением числа частичнозрячих и слабовидя­щих.

Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, един­ством субъективного и объективного. В ней отражается объектив­ная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Действительно, любое событие, любая мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по-разному, субъ­ективно, в зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния. И в то же время возника­ющие в сознании образы, мысли, чувства отражают более или менее адекватно объективную реальность. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормальновидящих тем, что, помимо общечеловеческой субъектив­ности ее проявлений, на последние оказывают существенное вли­яние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), маскирующие и зачастую искажающие проявления основных за­кономерностей психических процессов, состояний и свойств лич­ности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономер­ностей и специфических особенностей психики слепых и слабови­дящих при осложнении дефектов зрения патологическими изме­нениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствую­щих слепоте и слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нару­шения речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встреча­ются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические от­клонения, психофизический инфантилизм., При этом в процентном отношении число случаев слепоты и слабовидения, осложненных другими дефектами, имеет тенденцию к повышению. С одной сто­роны, это объясняется сокращением числа случаев нарушений функций зрения в результате травм и ряда общих и инфекционных заболеваний. С другой стороны, оно обусловлено относительным увеличением случаев нарушений зрительной функции вследствие различных заболеваний центральной нервной системы, врожден­ной и наследственно обусловленной патологии зрения. В настоящее время врожденные и наследственные формы патологии зре­ния являются причиной слепоты примерно в 90% случаев.

Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключа­ется также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (ост­рота зрения, поле зрения и др.).

Под остротой зрения подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способ­ность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррек­ции (очки) выделяются:

слепые — острота зрения от 0 до 0,04 включительно;

слабовидящие — острота зрения от 0,05 до 0,2.

Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:

абсолютно или тотально слепых;

частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зре­ние (возможность различения форм, т. е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.

Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, т. е. пространство, все точки которого видны одно­временно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного зрения для белого цвета по горизонтали равно 180, а по вер­тикали— 110 градусам. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблю­дается при предметном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятель­ные серьезные нарушения поля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10 градусов относятся к практически слепым (инвалиды I группы), так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. K первой группе относят лиц, потерявших зрение до ста­новления речи, т. е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй — ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]