Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
литвед.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
152.66 Кб
Скачать

Субъектная организация литературного произведения.

Субъект речи – тот, кому принадлежит речь. Герой, кт что-то говорит, повествователь. Автор как эстетический деятельный субъект. Все слова разделены м/у разными субъектами речи.

Субъект – тот, «кто изображает и описывает, воспринимает и оценивает».

А всегда кем-то увидено, всегда представлено через призму восприятия какого-либо субъекта, его точки зрения или оценки, всегда кем-то рассказывается, излагается каким-то субъектом. Вот почему и возникает необходимость в понятиях субъекта и объекта, а соответственно и в понятии субъектно-объектной организации.

Б. О. Корман разграничивает такие понятия, как субъект речи и субъект сознания.

Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста.

Субъект сознания – «тот, чьё сознание передаётся в данном отрывке текста» (10).

Заметим сразу же, что герой литер-ного произведения может выступать, с одной стороны, как субъект речи и субъект сознания, однако, помимо этого, герой всегда является объектом изображения в литер-ном произведении.

Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.

Это не означает, что их надо учить, но иметь в виду стоит: Примеры.

Во фрагменте из повести Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» «Назад тому пять лет я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала… На меня тогда сильное влияние производила погода: я скучал, когда она была скучна» субъектом речи и субъектом сознания является рассказчик (так как ему приписана речь в данном участке текста, и в данном участке текста передаётся именно его сознание, его точка зрения, его ценностная реакция). В данном случае субъект речи и субъект сознания совпадают.

Во фрагменте же из рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»: «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нём одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные…» субъект речи и субъект сознания не совпадают. Субъектом речи является повествователь, однако в речь повествователя в данном случае встроено чужое сознание, сознание героя – гробовщика Якова Бронзы, которому свойственно отношение к человеку как к «клиенту» (это, с точки зрения Бронзы, «дела были скверные…», так как редкие смерти приводят к «страшным убыткам»). В данном случае мы имеем дело с «гибридной конструкцией» (М. М. Бахтин). Как отмечает М. М. Бахтин, «мы называем гибридной конструкцией такое высказывание, которое по своим грамматическим (синтаксическим) и композиционным признакам принадлежит одному говорящему, но в котором в действительности смешаны два высказывания, две речевые манеры, два стиля, два «языка», два смысловых и ценностных кругозора (во всех случаях курсив наш. – А. П.). Между этими высказываниями, стилями, языками, кругозорами, повторяем, нет никакой формальной — композиционной и синтаксической — границы; раздел голосов и языков проходит в пределах простого предложения, часто даже одно и то же слово принадлежит одновременно двум языкам, двум кругозорам, скрещивающимся в гибридной конструкции, и, следовательно, имеет два разноречивых смысла, два акцента <...>»1.

Субъекты речи, по Б. О. Корману, бывают двух типов: первичный субъект речи и вторичный субъект речи.

Первичный субъект речи – «такой субъект речи, между которым и автором нет субъектов-посредников» (12). Речь, приписанная первичному субъекту речи, не вводится никаким другим субъектом речи.

Вторичный субъект речи – «такой субъект речи, между которым и автором есть субъект-посредник» (12). Речь, приписанная вторичному субъекту речи, вводится первичным субъектом речи (рассказчиком, повествователем).

Пример. Рассмотрим фрагмент из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»: «По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю (1). «Эй, Дуня! (2) – закричал смотритель (1), - поставь самовар и сходи за сливками» (2).

В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик, вторичным субъектом речи – смотритель между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).

«Единичное (разовое, «точечное») отношение субъекта к объекту» (12) называется точкой зрения.

В другой работе Б. О. Кормана даётся такое определение: «Точка зрения — зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания (выделение наше. – А. П.)»2.

Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания). В зависимости от того, какая дистанция между субъектом сознания и объектом сознания, выделяются две разновидности точек зрения: прямо-оценочная и косвенно-оценочная.

Прямо-оценочная точка зрения – это прямое, «открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания» (13). Прямо-оценочная точка зрения предполагает минимальную дистанцию между субъектом сознания и объектом сознания. В литер-ном произведении прямо-оценочная точка зрения выступает как эмоция.