- •Раздел 1. Теоретический аспект темы
- •1.3.История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы.
- •Раздел 2. Благовещение в Византийских иконах и мозаиках
- •2.1. Санта - Мария Маджоре
- •2.2. София Киевская
- •2.3. Устюжское Благовещение
- •2.4. Мирожский монастырь
- •2.5. Монастырь Ватопед
- •2.6. Образ Благовещения на царских вратах
- •Раздел 3. Тема "Благовещение" в картинах Ренессанса
- •3.1. Карло Кривелли
- •3.2. Дуччо
- •3.4. Якопо Тинторетто
- •3.5. Филиппо Липпи
- •3.6. Сандро Ботичелли
- •3.7. Д.Г. Россетти
- •Раздел 4. "Благовещение" в искусстве конца 19го - начала 21го в.
- •4.1. Мурашко
- •4.2. Архимандрит Зинон
- •4.3 Джон Коллиер Мария
- •4.4 Сестра Асунсьон Гомес
4.3 Джон Коллиер Мария
В западном искусстве ХХ века нередко предпринимаются попытки «модернизировать» сюжет, придав героям более современный вид. У одних мастеров это получается грубовато и даже вульгарно, у других – поэтично и даже трепетно. Так на картине американского живописца Джона Коллиера Мария, похожая на современную девочку-подростка, встречает ангела на пороге дома в одежде, напоминающей школьную форму, в кроссовках и с тетрадкой в руках.
Школьная тетрадь становится аллюзией книги – символа Ветхозаветного пророчества – часто изображаемой в композициях эпохи Возрождения. От Возрождения остался еще один символ – лилия, на сей раз «по-домашнему» посаженная в цветочный горшок. Гавриил почтительно склонился перед «старшеклассницей» Марией, за спиной у него крылья, но по облику он больше похож на современного молодого священника, чем на ангела, а за его спиной видна типичная улица маленького городка «одноэтажной» Америки.
4.4 Сестра Асунсьон Гомес
Не менее интересен и эксперимент с иконографией сюжета в композиции современного испанского скульптора сестры Асунсьон Гомес в одном из храмов католического монастыря общины Verbum Dei («Слово Божие») в местечке Сьете Агуас под Валенсией. Сестра Асунсьон – монахиня этой общины, обладающая глубоко самобытным видением христианских образов и сюжетов. Она работает исключительно в технике лепки из глины, поскольку считает скульптуру отголоском величайшей тайны сотворения человека из праха земного. И в такой, казалось бы, камерной технике создает монументальные алтарные композиции, в которых все фигуры выполнены в натуральную величину. Ее «Благовещение» имеет авторский подзаголовок La Virgen del Si, что в переводе с испанского означает «Дева слова «Да»».
Имеется в виду, как смирение Марии, так и то, что Она – будущая мать Того, Кто, по словам апостола Павла «не был «да» и «нет», но…все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» (2Кор. 1, 19-20).
Композиция представляет собой скульптурный рельеф на алтарной стене с изображением Марии. Фигуры Гавриила нет. Лицо Марии обращено к маленькому окну, расположенному под потолком, и от этого окна по стене особым образом положена штукатурка, имитирующая под воздействием солнечного освещения широкую полосу горнего света, направленного в Ее сторону. Мария показана в преддверии Благовещения, в последние мгновения перед тем, как Она увидит ангела. Она предстает перед Божьим посланником в одежде с засученными рукавами, словно только что оторвалась от хозяйственной работы. Но в то же время Ее облик пронизан трепетом и глубокой духовной сосредоточенностью; мир Ее повседневных забот отошел на второй план перед созерцанием чудесного света, а на юном и очень живом лице соединились удивление и в то же время мир, тихая радость от встречи с Тем, Кого Она давно знает и любит. Любопытно, что правая сторона Ее фигуры сделана как барельеф, а левая – как горельеф. Благодаря этому Мария представляется находящейся одновременно и в земном и в горнем пространстве, близкой в Своей простоте любому человеку на земле и находящейся рядом с Богом.
Выводы
Из рассмотрения параллели между иконографией Восточной и Западной извлекаются, на основании исторических данных, следующие выводы:
1) Все, чем существенно отличается иконография Восточная от Западной, определяется различием между церковью Восточной и католическою.
2) Католическое церковное искусство, пошедшее от разнообразия неустановившихся в определенную норму иконографических сюжетов первых веков христианства (до 4 в.), и во всем последующем своем развитии предлагает большую свободу в видоизменении этих сюжетов, потворствуя античным преданьям и произволу художественного творчества. Напротив того, искусство Восточное, в эпоху иконоборчества очистив себя от примеси языческой, и выработав церковную норму в типических сюжетах, стремится к однообразному их представлению, охраняя икону от личного произвола художественной фантазии.
3) Смешение светского начала с церковным в догматах и в историческом развитии Католичества отразилось таким же смешением обоих этих начал и в церковном искусстве Западном, которое постоянно допускало постороннюю светскую примесь в сюжеты иконографические. Напротив того Церковь Восточная, строго отделяя церковное от светского, стремилась предохранить и иконопись от вторжения в нее лишних элементов светских.
4) Чем древнее искусство католическое, тем согласнее его сюжеты с восточными, в следствии установления определявшейся нормы иконописного цикла, в период мозаический( от 4 до 12 в.). Но потом, с 12 в. искусство католическое более и более отделяется от восточного, развивая свойственные католичеству элементы светские и античные.
5) Искусство церковное протестантское не имеет смысла. Не будучи поддерживаемо догматами церкви и верованьем, оно превращается в праздную игру фантазии.
6) Католичество же, своим потворством художественности, низвело икону до картины, имеющей интерес не столько религиозный, сколько артистический, то в затейливой композиции, то в ландшафте и свето-тени, то в драматическй сцене, и т. п. Напротив того, восточное искусство сохранило доселе во всей неприкосновенности религиозное значение иконы.
И так, в настоящее время между церковным искусством и Западным нет и не может быть ничего общего. Чтобы согласить успехи цивилизации с национальною самостоятельностью, искусство в нашем отечестве светское может идти по следам Западного; что же касается искусства церковного, и преимущественно иконописи, то напрасно будет художник искать себе вдохновения и руководства там, где давно уже вдохновение иссякло, а руководство и всегда прежде было шаткое и обманчивое. Живопись светская - одна для всего образованного мира; живопись церковная согласуется с преданиями, верованиями и убеждениями народных масс: она по преимуществу живопись национальная. Отказываться от мысли о необходимости поддерживать и усовершенствовать нашу иконопись - значило бы посягать на самые существенные элементы русской народности; не способствовать в нашем отечестве успехам живописи светской - значило бы отказать искусству в возможности идти в уровень с идеями цивилизации. Но по самому существу своему та и другая область искусства не должны быть между собою смешиваемы. Русский художник может с успехом подражать Деларошу или Каульбаху в живописи исторической; но с этими же руководителями - в живописи церковной рискует он впасть в расслабленность и бессмыслие, как результат охлаждения религиозного вдохновения на Западе, и стать в смешное противоречие с преданиями и религиозными убеждениями своего отечества. Единственное средство спасти русскую церковную живопись от всего пошлого, бессмысленного, расслабленного и смешного - это основательное изучение русской иконописи в ее лучших источниках.
Итак, история иконографического типа Божией Матери научает нас, что пути искусства столь же просты и естественны, как и другие стороны исторического движения, и что его типы в точке отправления столь же реальны и берутся из окружающей действительности; но разработка этой реальной основы приходит только вместе с личным художественным подъемом в обществе, когда личное творчество ищет одухотворить, осмыслить реальную форму, которая, со вложением в нее определенной мысли, образует с. 369 с. 370 духовный тип или так называемый идеал. Вместе с тем, из данного иконографического процесса мы извлекаем определенный исторический закон преемства и последовательности: ни одна появившаяся форма не исчезает бесследно, если она однажды подверглась художественной обработке; тип служит основой дальнейшего развития и художественного претворения; таким образом, иконография представляет как бы наглядное выражение того духовного содержания, которое создается художественным развитием народа или страны.
Литература
1. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви / Успенский Л. А. - К.: Издательство западно- европейского экзархата московский патриархат, 1989. - 476 с.
Стр. 7, 47, 54, 105, 106, 418-419, 421-423, 426-429
2. Свящ. Павел Флоренский. Статьи по искусству / свящ. Павел Флоренский, под общей редакцией Н. А. Струве. - Paris: Ymca-Press, 1985. - 400 c. (Статьи по искусству).
Стр. 224-225, 227.
3. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери: двутомник. / Н. П. Кондаков, т. 1 - Москва: Православный паломник, 1998. - 383 с.
Стр. 1, 2-4, 369-370.
4. Ирина Языкова. Се творю все новое / Ирина Языкова.- Бергамо, Италия "Bolis Poligrafiche S.p.A., 2002. - 223 c. - (Икона в ХХ веке).
Стр. 108-112
5. Языкова И. К. Богословие иконы / Языкова И. К. (учебное пособие) - Москва: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.
Стр. 31.
6. Буслаев Ф. И. О русской иконе / Буслаев Ф.И. - Москва: Благовест, 1997. - 206 с.
Стр. 3, 173-176, 191-193.
7 Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы / Лепахин В.В. - Москва: Паломник, 2003. - 525 с. (Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни - по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам).
Стр. 4, 14-15, 62-63, 218-219.
8. Балдин В. И. Троице-Сергиева лавра / В. И. Балдин, Т. Н. Манушина - Москва: Наука, 1996. - 552 с. - (Троице - Сергиева лавра, архитектурный ансамбль и художественные композиции древнерусского искусства 14-17 вв)
Стр. 268-270.
9. Архим. Зинон(Теодор). Беседы иконописца / Архим. Зинон (Теодор) - Санкт-Петербург: Библиополис, 2003. - 135 с.
10. Государственный историко-архитектурный заповедник "Софийский музей": фотоальбом / [составитель Тоцкая И. Ф.] - К.: "Мыстэцтво", 1984. - 250 с.
11. Лазарев В. Н. Искусство древней Руси / Лазарев В. Н. - Москва: Искусство, 2000. - 305 с. - (Мозаики и фрески).
стр. 257, 262.
12. Богданович Д. И. Хиландар / Богданович Д. И. - Белград: Лугословенская ревия, 1978. - 223 с.
13 Петрова Е. А. "Пречистому образу Твоему поклоняемся..." / Петрова Е. А. - С.-Петербург: Государственный Русский музей, 1995 - 350 с. - (Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея).
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00092022_0.html
http://www.pravmir.ru/ikonografiya-blagoveshheniya-v-hristianskom-iskusstve/#ixzz3By80w44X
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=29&chap=4&ch_l2=8
http://city.live174.ru/content/athors/velikolepie_mozaiki_sofii_kievskoj.htm?id=1462
http://www.pravmir.ru/ikonografiya-blagoveshheniya/#ixzz3BxXqbUcT
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/484.htm
http://www.k-istine.ru/base_faith/holidays/annunciation_ikons.htm
http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/tihiy-impressionizm-aleksandra-murashko
http://pavlovskayasloboda.ru/belltower.html
