Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГРЭ_Учебник_Кононкова_Мысляева_МГУ.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
10.61 Mб
Скачать

§4. Особенности государственного регулирования различных секторов сферы ниокр

Прямое воздействие государство оказывает на производство научных знаний в рамках государственного сектора науки. В нем производится в развитых странах от 10 до 20% научной продукции (см. табл. 4). Так, на финансирование лабораторий и институтов, непосредственно управляемых государственными ведомствами, в США в 2008 г. было затрачено 26,1 % государственных расходов на науку207.

В государственном секторе НИОКР прежде всего осуществляются исследования, представляющие общенациональный интерес и не сулящие коммерческих выгод в обозримом будущем. Как правило, в государственной собственности находятся наиболее капиталоемкие области науки, требующие таких сложных и дорогостоящих крупных научных установок как, например, ускорители элементарных частиц, космические станции, приобретение которых недоступно фирмам.

Особую роль играет государственный сектор науки во Франции, где на него приходится до 40% государственных инвестиций на науку. Целый ряд новейших отраслей получили развитие благодаря «большим программам», для реализации которых были созданы крупные государственные специализированные научно-технологические центры. Они стали не только ведущими исполнителями работ в данном направлении знаний, но и координаторами исследований.

Во всех странах сейчас остро стоит вопрос о повышении эффективности функционирования государственных исследовательских организаций. Поиск идет в направлении изменения форм управления и механизмов финансирования. Долгое время основной была административно-организационная форма управления сложившимися научными коллективами. Их финансирование осуществлялось на институционально-дотационной основе, т.е. средства выделялись учреждениям для возмещения расходов в соответствии с утвержденными планами, а не с результатами их деятельности. В настоящее время преобладающим становится программно-целевое бюджетное финансирование НИОКР в рамках специальных крупномасштабных научно-технических программ, которыми управляют министерства и ведомства. Например, в США это Министерство обороны, на которое приходится половина финансирования государственных лабораторий, Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальный научный фонд и др. Они заключают контрактные соглашения на осуществление работ с конкретными исполнителями, отобранными на конкурсной основе. Исполнителями таких проектов могут быть отдельные ученые, а также сложившиеся или временные научные коллективы. Для отбора приоритетов государственные органы используют серьезную экспертизу проектов. Тем самым в деятельности ученых государственного сектора усиливаются конкурентные и коммерческие основы. Однако по ряду направлений, особенно по фундаментальным исследованиям, где необходима свободная организация научного поиска, форма прямого финансирования ведущих научных организаций продолжает оставаться более предпочтительной.

К государственному научному сектору можно отнести и научные подразделения крупных промышленных и военно-промышленных фирм, контрольный пакет акций которых находится в руках государства. Но функционирование этих фирм и их научных подразделений более органично вписано в рыночную среду.

В последние десятилетия выявилось, что в разных новейших отраслях существует своя оптимальная мера огосударствления науки и наукоемкого производства. Например, рамки государственного сектора являются благоприятными для развития промышленной электроники, нацеленной на узкоспециализированные рынки, в том числе военной продукции. Однако они не способствуют развитию бытовой электроники, нацеленной на массового потребителя. Именно поэтому в крупнейшем французском государственном военно-промышленном концерне «Томсон» в конце 1990-х гг. были приватизированы только подразделения бытовой электроники. Значительная либерализация необходима для функционирования таких новейших отраслей, как информатика, биотехнология. Поэтому, например, с 1999 по 2007 г. в США доля государства в финансировании НИОКР в компьютерной и электронной промышленности снизилась с 16,7% до 2,3%208.

При всей важности государственных лабораторий для развития отдельных отраслей науки научная политика государства в большей мере направлена на стимулирование развития НИОКР в других секторах. В основном такое стимулирование осуществляется через косвенные рычаги государственного воздействия на научную сферу, хотя используются и прямые методы финансирования.

Прямые ассигнования из бюджета, предназначенные для научных целей, направляются в предпринимательский сектор, университеты и некоммерческие организации. Прямая поддержка государством исследовательских центров других секторов осуществляется в разных формах в зависимости от фазы научного цикла.

Ассигнования на проведение фундаментальных исследований направляются в основном в университеты и распределяются по двум каналам. Во-первых, осуществляется целевое бюджетное финансирование исследовательских центров вузов, разрабатывающих важные с точки зрения государственных ведомств научные направления. В США существует особая «смешанная» институциональная форма научной организации. Это так называемые Финансируемые федеральным правительством исследовательские центры, подчиненные в административном отношении университетам и находящиеся на территории кампусов. К таким центрам относится, например. Лаборатория Линкольна, принадлежащая ВВС, но управляемая Массачусетсом технологическим институтом. Во-вторых, финансирование перспективных научных проектов, предлагаемых отдельными учеными или лабораториями, может осуществляться на конкурсной основе в форме предоставления субсидий (гранта) с условием опубликования полученных результатов.

На стадии прикладных исследований и особенно разработок, когда у проекта появляется коммерческая перспектива, к освоению новых направлений государство подключает промышленные фирмы. Иногда это может происходить на основе передачи государственных лабораторий, при сохранении их бюджетного финансирования, под управление промышленных фирм. Но чаще всего государственная поддержка наукоемких фирм происходит в форме государственного заказа на НИОКР, который бывает первой фазой контракта, гарантирующего государственные закупки наукоемкой продукции фирмы, и особенно уникальной. Он является «золотым ключиком», открывающим фирмам доступ в новейшие технологии.

На результаты НИОКР, выполненные в фирмах по государственным заказам, иногда сохраняется исключительная собственность государства (это касается прежде всего оборонных проектов). Но часто права собственности на научный продукт могут быть разделены между государством и фирмой исполнителем, особенно если фирма участвовала в долевом финансировании таких исследований. Кроме того, промышленным фирмам, работающим по государственным заказам, могут бесплатно (в порядке трансферта) передать разработанные в государственных лабораториях технологии «двойного» (гражданского и военного) применения.

Перед правительством - единственным покупателем на рынке государственных закупок - стоит особый класс задач. Пытаясь компенсировать «провалы рынка» в реализации научной и наукоемкой продукции, оно стремится не допустить «провалов государства». Антимонопольные органы усиливают требования, ограничивающие возможность заключения государственных контрактов путем административных переговоров, создавая возможность открытых торгов. По их мнению, отношения на рынке государственных заказов и государственных закупок нередко носят «квазиконкурентный» характер: наблюдается промышленный шпионаж в период подготовки к тендеру, сговор о ценах, попытки подкупа чиновников, принимающих решения и т.п. Борьба с недобросовестной конкуренцией и коррупцией на государственном рынке научных исследований осложняется тем объективным обстоятельством, что в ряде отраслей обрабатывающей промышленности осилить крупномасштабные наукоемкие государственные проекты могут лишь немногие фирмы, а у них в свою очередь велика зависимость от бюджетных вливаний.

В 2003 г. в США остались лишь две фирмы («Локхид» и «Боинг»), способные поставлять авиационную и космическую технику Министерству обороны США. При этом военные и космические контракты обеспечивали «Боингу» 46% доходов.

Поэтому большую роль играет независимая, грамотно проведенная экспертиза предложений разных фирм. Оценка эффективности государственной научно-технологической политики не только подчинена оптимальному распределению ресурсов государственного бюджета, но и выдвигает такие задачи, как полезность государственных действий для общества в целом209.

В последнее десятилетие происходит сдвиг в формах государственной поддержки НИОКР частных промышленных фирм в пользу косвенных финансовых рычагов. Они более эффективны в отличие от прямых, дотационных субсидий, предоставляющих финансовую помощь авансом. При косвенном стимулировании НИОКР имеется прямая корреляция между активностью фирмы в области НИОКР, коммерциализацией инноваций и размером государственной поддержки. К косвенным финансовым рычагам стимулирования НИОКР относятся, прежде всего, налоговые скидки на увеличение исследовательских расходов. В Великобритании такие льготы осуществляются в рамках общего налогового режима. Во Франции пошли по пути развития специализированных налоговых скидок для отдельных сфер деятельности. Косвенным методом стимулирования НИОКР является ускоренная амортизация оборудования, используемого для проведения НИОКР, стимулирующая его быстрое обновление. Важное значение для фирм, занимающихся венчурной (рисковой) деятельностью, имеет обеспечение государственных гарантий на кредиты, которые они берут в частных кредитных учреждениях. Все эти меры направлены на смягчение жесткости рыночного отбора. О действенности косвенного стимулирования НИОКР говорит опыт Сингапура и других «азиатских тигров», где за сравнительно короткий срок произошли серьезные технологические рывки и увеличение экспорта наукоемкой продукции, в том числе благодаря налоговым и таможенным льготам для высокотехнологичных компаний. Особое значение имеют описанные выше льготы для малого и среднего научного бизнеса.

На современном этапе развития экономики, когда ускоряются технологические изменения и возрастает объем рыночных трансакций, усиливается роль устойчивых сетевых взаимодействий хозяйствующих субъектов. Эффективная интеграция всех субъектов национальной инновационной системы (НИС) становится основой конкурентоспособности научной сферы и страны в целом. Сетевая координация в сфере НИОКР, приходящая на смену чистым рыночным отношениям, способствует установлению долгосрочного партнерства между субъектами взамен случайных рыночных трансакций. Включенность в научно-исследовательские сети становится важным

156

конкурентным преимуществом предприятий и отдельных ученых. Кооперация, к которой традиционно склонны академические круги, распространяется и на сектор научного и наукоемкого предпринимательства.

В большинстве стран главным координатором межсекторного сотрудничества в научной сфере выступает государство. Его задачей является стимулирование взаимодействия крупного и малого бизнеса, вузов, государственных и частных научных организаций, в том числе международных, и отдельных ученых. Механизмы, используемые государственными органами, включают создание нормативно-правовых рамок для кооперации, прямое финансирование межсекторных научных проектов, создание инновационной инфраструктуры, способствующей такому взаимодействию.

В некоторых странах получает распространение децентрализованная модель развития сетевых связей. В этом случае наукоемкие кластеры формируются на базе крупных вузов или научно-производственных предприятий, часто дифференцируясь по регионам страны. Государство выступает здесь в основном как заказчик наукоемкой продукции или финансовый агент, стимулирующий приоритетные направления в рамках кластеров.

Также выделяется модель, в которой при сохранении существенного государственного финансирования координатором сетевых связей выступает некоммерческая организация (например. Фонд национальных исследований). Государство отдаст эту роль с целью повышения прозрачности управления научной сетью и освобождения ее от влияния внутриведомственных интересов. Похожая модель сложилась в Великобритании и др. зарубежных странах.

В США реализуется Программа кооперационных соглашений об исследовательских работах (CRADA), которая направлена на развитие государственно-частного партнерства в этой сфере, она способствует взаимодополнению интеллектуальных ресурсов государственных лабораторий и финансовых ресурсов фирм. В том числе облегчается перенос технологии «двойного» применения210

В Бразилии действует программа COOPERA, в рамках которой осуществляется финансовая поддержка кооперации компаний и научно-образовательных учреждений. Научным организациям предоставляются безвозмездные финансовые ресурсы, которые могут быть потрачены только на совместные НИОКР с бизнесом. Такой подход вызывает повышенный интерес со стороны предпринимателей к университетам и исследовательским центрам, что становится основой для сотрудничества и в проектах за рамками программы211.

В Европейском сообществе распространены такие формы многостороннего сотрудничества компаний, государственных исследовательских центров и университетов, как исследовательские ассоциации, финансирование которых осуществляется из взносов фирм -членов этих объединений и Министерства экономики (не более 50% финансирования). Такие исследовательские объединения осуществляют проекты в удаленных от рынка областях деятельности. Результаты их исследований общедоступны. Они дают возможность любой компании, независимо от размера, быть в курсе последних научных достижений.

Государство поощряет межфирменную кооперацию в сфере научных исследований. Для развития сотрудничества в области НИОКР между крупными фирмами многие страны пошли на определенную либерализацию антимонопольного законодательства, разрешив объединения, способствующие научно-техническому развитию.

Значительное распространение получает научно-техническая кооперация между компаниями, непосредственно соперничающими на рынке наукоемкой продукции - так называемые научно-исследовательские консорциумы. Пионером этого процесса стала Япония. Деятельность таких консорциумов концентрируется на генерирующих доконкурентных стадиях инновационного процесса с последующей передачей полученных результатов учредителям для дальнейшего самостоятельного использования. Кооперация участников национальной инновационной системы может выражаться и в форме государственно-частного партнерства. Широкое распространение получают консорциумы между университетами и компаниями в научно-технической сфере. Так, в Германии получают государственную поддержку консорциумы, которые включают не менее одного научного партнера (вуз, исследовательский институт) и не менее трех предпринимательских структур.

Особую роль в развитии сетевых взаимодействий в сфере науки играют организации инновационной инфраструктуры. К ним относятся научные и технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др. Основной задачей подобных организаций является коммерциализация перспективных научных разработок, развитие малого технологического предпринимательства, привлечение инвестиций в сферу НИОКР, а также координация научных исследований в соответствии с потребностями рынка. Наукоемким фирмам предоставляются льготные условия аренды, часто в зданиях, находящихся рядом с университетом или НИИ, оказывается финансовая, маркетинговая, консультационная помощь, содействие в поиске партнеров. В рамках крупных научных парков также существуют производственные зоны, используемые различными резидентами для выпуска промышленных образцов и прототипов продукции. Научный парк, распространившийся на территорию отдельного города или региона, называют технополисом, или инновационным кластером, как, например, «Силиконовая долина» в США212.

Недостаточная развитость сетевых взаимодействий приводит к тому, что, с одной стороны, научные результаты, предлагаемые сектором НИОКР, не находят применения на предприятиях, а с другой стороны, остается неудовлетворенным спрос промышленности на инновационные технологии. Экономика, в которой не развито межсекторное взаимодействие, становится менее восприимчивой к инновациям, теряя свою конкурентоспособность.