- •Индивидуальный предприниматель Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя
- •1.1. Гражданские права индивидуальных предпринимателей
- •1.2. Двойственный статус предпринимателя и его имущества
- •1.3. Ответственность индивидуального предпринимателя
- •1.3.1. Имущественная ответственность
- •1.3.2. Налоговая ответственность
- •1.3.3. Административная ответственность
- •1.3.4. Уголовная ответственность
- •2.1. Место регистрации
- •Глава 2. Государственная регистрация предпринимателя
- •2.2. Документы, представляемые для регистрации
- •2.3. Заявление о государственной регистрации
- •2.4. Основания для отказа в регистрации
- •2.5. Постановка на учет в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах
- •2.6. Открытие счета в банке
- •2.7. Печать
- •2.8. Прекращение предпринимательской деятельности
- •Глава 3. Бухучет, применение контрольно-кассовой техники, ведение кассовых операций
- •3.1. Бухгалтерский учет
- •3.2. Порядок ведения кассовых операций
- •3.3. Применение контрольно-кассовой техники (ккт)
- •3.3.1. Кто и когда должен применять ккт
- •3.3.2. Требования к ккт
- •3.3.3. Центры технического обслуживания ккт
- •3.3.4. Регистрация ккт в налоговой инспекции
- •3.3.5. Порядок применения ккт
- •3.3.5.1. Получение предоплаты
- •3.3.5.2. Оплата с помощью платежных карт
- •3.3.5.3. Продажа товаров через интернет-магазин
- •3.3.6. Когда можно обойтись без кассы
- •3.3.6.1. Применение бланков строгой отчетности
- •3.3.6.2. Применение енвд или патентной системы налогообложения (псн)
- •3.3.6.3. Осуществление отдельных видов деятельности
- •3.3.7. Ответственность за неприменение ккт
- •Глава 4. Использование наемных работников
- •4.1. Регистрация во внебюджетных фондах
- •4.2. Оформление приема на работу
- •4.3. Трудовой договор
- •4.4. Кадровые документы
- •4.5. Трудовые книжки работников
- •Образец заполнения трудовой книжки
- •4.6. Прекращение трудового договора
- •Пример оформления записи при увольнении
- •4.7. Особенности приема на работу иностранных работников
- •Глава 5. Налогообложение индивидуального предпринимателя
- •5.1. Упрощенная система налогообложения (усн)
- •5.1.1. Плюсы и минусы усн
- •5.1.2. Налоги и взносы при применении усн
- •Налоги, от уплаты которых освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие усн
- •5.1.3. Ограничения на применение усн
- •5.1.3.1. Предельный размер доходов
- •5.1.3.2. Осуществление определенных видов деятельности
- •5.1.3.3. Средняя численность работников
- •5.1.3.4. Остаточная стоимость основных средств
- •5.1.4. Порядок перехода на усн
- •Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма n 26.2-1)
- •5.1.4.1. Порядок перехода на усн для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей
- •5.1.4.2. Переход на усн с общей системы налогообложения
- •5.1.4.3. Переход на усн с енвд
- •5.1.5. Добровольный отказ от применения усн
- •5.1.6. Потеря права на применение усн (принудительный возврат на общую систему налогообложения)
- •5.1.7. Порядок применения шестипроцентной "упрощенки" (с объектом налогообложения "доходы")
- •5.1.7.1. Порядок определения налоговой базы
- •5.1.7.2. Порядок исчисления и уплаты налога (авансовых платежей)
- •5.1.7.3. Налоговые вычеты
- •5.1.7.4. Налоговый учет. Книга учета доходов и расходов
- •5.1.7.5. Налоговая декларация
- •Раздел 1. Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,
- •Раздел 2. Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,
- •5.2. Патентная система налогообложения (псн)
- •5.2.1. Виды деятельности, в отношении которых может вводиться псн
- •5.2.2. Ограничения на применение псн
- •5.2.3. Переход на псн
- •5.2.4. Утрата права на применение псн
- •5.2.5. Порядок исчисления и уплаты налога
- •5.2.6. Налоговая декларация и налоговый учет
- •5.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (енвд)
- •5.3.1. Ограничения на применение енвд
- •5.3.2. Налоги, от уплаты которых освобождаются предприниматели, уплачивающие енвд
- •Налоги, от уплаты которых освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие енвд
- •5.3.3. Виды деятельности, в отношении которых может вводиться енвд
- •5.3.3.1. Бытовые услуги
- •5.3.3.2. Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств
- •5.3.3.3. Розничная торговля
- •5.3.3.4. Услуги общественного питания
- •5.3.4. Постановка на учет плательщиков енвд
- •5.3.5. Объект налогообложения и налоговая база
- •Физические показатели и базовая доходность для различных видов деятельности
- •5.3.6. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация
- •5.3.7. Отказ от применения енвд
- •Глава 6. Взносы во внебюджетные фонды
- •6.1. Взносы индивидуального предпринимателя за себя лично
- •6.1.1. Взносы в пфр и фомс
- •6.1.2. Взносы в фсс рф
- •6.2. Взносы за работников
- •6.2.1. Уплата взносов
- •6.2.2. Отчетность
- •7.2. Налоговый агент по ндфл
- •Глава 7. Исполнение обязанностей налогового агента
- •7.1. Налоговый агент по ндс
- •Закон города Москвы от 31 октября 2012 г. N 53 о патентной системе налогообложения
5.3.5. Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
Вмененный доход - это потенциально возможный доход плательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (ст. 346.27 НК РФ).
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Чтобы рассчитать налоговую базу, необходимо вычислить произведение из следующих показателей:
1. базовая доходность,
2. корректирующий коэффициент К1,
3. корректирующий коэффициент К2,
4. сумма значений физического показателя за первый, второй и третий месяцы налогового периода (квартала).
Базовая доходность - это условный месячный доход, установленный для каждого вида деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Базовая доходность установлена пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ в расчете на месяц.
Налоговый период по ЕНВД равен кварталу (ст. 346.30 НК РФ). Поэтому при определении налоговой базы необходимо умножить размер базовой доходности на три (месяца).
Пример 5.10
Базовая доходность при оказании бытовых услуг определена в размере 7500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Базовая доходность на единицу физического показателя за налоговый период (квартал) составит 22 500 руб. (7500 руб. х 3 мес.).
Выше мы говорили о том, что перейти на уплату ЕНВД можно в любой момент (даже в середине какого-либо месяца).
Если предприниматель встал на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД (был снят с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД) не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления им предпринимательской деятельности по следующей формуле:
где ВД - сумма вмененного дохода за месяц;
БД - базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;
ФП - величина физического показателя;
КД - количество календарных дней в месяце;
КД1 - фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика ЕНВД (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).
Физический показатель характеризует определенный вид предпринимательской деятельности.
В качестве физического показателя могут использоваться площадь торгового зала, торговое место, количество работников, включая индивидуального предпринимателя (см. таблицу 5.3).
Таблица 5.3
Физические показатели и базовая доходность для различных видов деятельности
Виды предпринимательской деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность в месяц (руб.) |
1 |
2 |
3 |
Оказание бытовых услуг |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
7500 |
Оказание ветеринарных услуг |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
7500 |
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
12 000 |
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках |
Общая площадь стоянки (в кв. м) |
50 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов |
Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов |
6000 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров |
Количество посадочных мест |
1500 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы |
Площадь торгового зала (в кв. м) |
1800 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, за исключением реализации товаров с использованием торговых автоматов |
Количество торговых мест |
9000 |
Реализация товаров с использованием торговых автоматов |
Количество торговых автоматов |
4500 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м |
Площадь торгового места (в кв. м) |
1800 |
Развозная и разносная розничная торговля |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
4500 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей |
Площадь зала обслуживания (в кв. м) |
1000 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
4500 |
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) |
Площадь, предназначенная для нанесения изображения (в кв. м) |
3000 |
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения |
Площадь экспонирующей поверхности (в кв. м) |
4000 |
Распространение наружной рекламы посредством электронных табло |
Площадь светоизлучающей поверхности (в кв. м) |
5000 |
Размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств |
Количество транспортных средств, на которых размещена реклама |
10 000 |
Оказание услуг по временному размещению и проживанию |
Общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в кв. м) |
1000 |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них не превышает 5 кв. м |
Количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания |
6000 |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них превышает 5 кв. м |
Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания (в кв. м) |
1200 |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 кв. м |
Количество переданных во временное владение и (или) в пользование земельных участков |
10 000 |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка превышает 10 кв. м |
Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование земельного участка (в кв. м) |
1000 |
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
К1 - это коэффициент-дефлятор, который устанавливается на календарный год (ст. 346.27 НК РФ). Он един для всех налогоплательщиков по всей стране, независимо от того, какой вид деятельности они осуществляют.
На 2012 год К1 установлен в размере 1,4942 (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 N 612).
На 2013 год размер К1 составляет 1,569 (Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 N 707).
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе:
- ассортимент товаров (работ, услуг);
- сезонность;
- режим работы;
- величину доходов;
- особенности места ведения предпринимательской деятельности;
- площадь информационного поля электронных табло;
- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;
- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения;
- количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы;
- иные особенности.
К2 устанавливается нормативными правыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).
При этом если местные представительные органы не успели утвердить значение К2 до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение К2, не успел вступить в силу в соответствии с действующим законодательством, то в новом году продолжает действовать К2, который применялся в предшествующем году (письмо Минфина России от 14.07.2011 N 03-11-06/3/82).
