- •Татарский рок: специфика музыкальных и коммуникативных практик (на примере ресбублики татарстан) Бикмухаметотова з.М. – студент(ка) 2 курса Елабужского института Казанского Федерального университета
- •Научный руководитель – доцент Гарифзянова а.Р.
- •Folk-metal в Татарстане / гр. ‘Baradj’ – почему красным цветом?
- •Из исследовательского дневник:
- •Из исследовательского дневника:
- •Трудности «полевого» исследования
- •Список литературы
Из исследовательского дневника:
…В то время когда ребята репетировали, Маша более подробно рассказала о каждом участнике группы. Рустем - занимается продвижением сайтов. Djonatan – дизайнер. Лёша занимается звуком, Антон – переводчик. Кроме этого у них есть свой менеджер и фотограф. Это здорово, когда каждый что-то вкладывает в группу…
Именно здесь базируется большая часть репетиционных точек как для групп "тяжелого" направления, так и реп-исполнителей. Это полугаражное помещение с аппаратурой, которая позволяет записать вполне качественную музыку:
Респондент 1: В плане аппаратуры, в Татарстане, если репетировать, в Елабуге такого аппарата нет нигде. В Челнах тоже нет. На самом деле, это и стало причиной переезда в Казань, так как не было возможности записать альбом такого качества. (Рустем)
‘Baradj’, как и большинство молодых групп, столкнулось с проблемами на своём творческом пути. К примеру, чтобы записать альбом, нужны «приличные» деньги. В этой сложной ситуации многие группы начинают сами работать, «крутиться», что-то делать. Так, информант Рустем работал на стройке.
Респондент 2: Всё что мы вложили в предыдущий альбом это видно на «Нардугане». Мы в 2007 начали писать «Нардуган», саму песню. А записали только в 2010, а выпустили в 2012. ( Djonatan)
После того как альбом записан, возникает вопрос, как его продвигать дальше. Европейский портал в помощь музыкантам как раз в этом и помогает ‘Baradj’. В этот портал выкладывается готовый «продукт», люди его покупают, следовательно, группа может иметь доход.
Респондент 2: Если люди хотят хорошей музыки, следовало бы им помочь музыкантам. Идей много, а времени мало. А как время сократить? Деньги. Были бы деньги, записали хороший альбом и поехали в турне. ( Djonatan)
Как рассказывают информанты, в России никакой отдачи нет имеется в виду коммерческой?. Это связано c тем, что «у нас в стране другая культура, российские группы никто не слушает, публике это не интересно». Это информанты говорят? Так? В кавычки тогда возьмите
Из исследовательского дневника
Очень поразил тот факт, что покупают электронные диски большинство из-за границы. Рустем это связывает с тем, что там культура другая и люди к таким вещам уже привыкли…
Как рассказал менеджер группы ‘Baradj’ –– как в России, так и в Татарстане есть проблемы с гонораром:
«… со мной связывались с Новосибирска клуб «Шизгара». Они спросили, сколько по деньгам выходит. Я считаю дорогу, питание, проживание - всё это должен брать клуб на себя. И плюс гонорар определённый. Для них это было уже что-то там…»
В зависимости от того, насколько часто бывают выступления на фестивалях, от количества откликов в интернете, можно «продавить на гонорар». Проблема стоит очень остро, потому что музыканты хотят выступать, и им нужны площадки. Из-за этого часто приходится соглашаться на бесплатные выступления. Что касается продюсирования, то в России никто не возьмётся за металл-группу с ярко этническими мотивами.
Респондент 1: Пока никто к нам почему-то не обращался (смеётся). Может это будет…
Респондент 2: … у нас даже министр Культуры говорит, что на Западе нет никого круче, чем наш Кобзон. Всё понятно, короче. Точку не надо ставить перед скобками! (Антон)имя зачем?
В основном группа выступает на казанских площадках и в других городах Татарстана. Активно принимает участие в крупных фестивалях страны: "Атмосфера" (Ульяновск), "Рок-Лайн" (Пермь), «Беломор-Буги» (Архангельск). О глобальной татарско-этнической сцене информанты считают говорить ещё рано.
Респондент 1: Мы выступаем на фольклорных фестах, но мы там как «белые вороны». В основном там русские команды. Собрать команды, чтобы чисто татарско-этнический, можно, но настолько сложно. Нужно искать эти команды. Это стало бы уникальным явлением (Рустем)
Более того, они высказали идею о том, что было бы неплохо создать Казанскую школу металла, которая коренным образом отличалась бы своим звучанием. Видно, что трудности их не останавливают. Напротив, группа с большим энтузиазмом продолжает писать песни, выступать и выпускать альбомы. Они с уверенностью говорят, что у музыки, которую они играют, есть свой колорит и в это стоит вкладываться.
Интервьюер: Что для вас значит музыка?
Респондент 1: Музыка – это мысль. Люди такие существа, которые постоянно материализуют свои мысли. Мы делаем, соответственно, музыку. Я не могу не играть. Это моя суть.
Респондент 2: Для меня это - жизнь. Помешать может смерть.
Респондент 3: Музыка это то, что появляется в настоящий момент. Когда в точке настоящего появляется «вещь», которая передаётся в бесформенное сознание. Ты его формируешь в мелодию, партию, альбом. В этом процессе ты можешь отследить, как ты изменяешься. Ты меняешься - музыка меняется.
Респондент 4: Музыкант это кто? Он знает свой инструмент, он знает теорию, гармонию, он знает музыку, которую написал. Но когда он делает своё дело, он об этом забывает. Вот всё и объяснение.
Таким образом, становится очевидным, что музыка представляет собой способ коммуникации и реализации творческого потенциала молодёжи. В данной работе была представлена информация, полученная в ходе интервью с татарской металл-группой ‘Baradj’. Изучив специфику этого коллектива, выявилась её тесная связь с национальной культурой, что предопределило дальнейшее развитие группы. Также выяснилось, что татарско-этнических рок-групп мало, в разное время они появлялись вспышками и вскоре переставали существовать. Но всё же, музыкальные практики существуют, пусть и в малом количестве, а значит можно говорить о перспективе развития татарской рок сцены. Данное исследование будет продолжено. Планируется взять интервью ещё у нескольких Казанских рок-групп.
