
РОДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТНОГО ТВОРЧЕСТВА
Общая структура концертного творчества
Наука постоянно стремится к выявлению и изучению не познанных ранее системных связей в природе и обществе, и потому все более возрастает интерес к классификации и систематизации самых различных явлений, в том числе и в сфере искусства. Один из исследователей верно пишет о том, что «необходима выработка строгих критериев различения морфологических уровней, которая отгородила бы нас от повторения столь частых в прошлом и в наше время произвольных перемещений того или иного художественного явления с одного уровня на другой — когда, например,, лирика, эпос, драма объявляются то видами искусства, то разновидностями литературы, то ее родами, а то жанрами словесного искусства» (Каган М. Морфология искусства, с. 165. 55).
Система родов и жанров концертного творчества изучена недостаточно, поскольку само понятие не утвердилось пока в научном обиходе.
Прежде всего, мы попытаемся расчленить концертные произведения на роды, имея в виду, что в эстетике укрепляется следующая последовательность понятий от высшего к низшим: вид — род — жанр. Присоединимся также к высказываниям некоторых исследователей, считающих, что понятие «жанр» не способно охватить все конкретные вариации произведений, заключенных в границы того или иного родового объединения. Употребляются поэтому дополнительные понятия жанровых групп или, наоборот, под-жанров.
Хочется здесь же еще раз обратить внимание на то, какой разнобой царит в определении морфологического уровня эстрадного искусства в целом и его составляющих. Эстрадное искусство называют и разновидностью, и родом, и видом, и отраслью, и типом. Но, пожалуй, чаще всего и довольно давно употребляется по отношению к концертной эстраде понятие жанр (жанровое пение, жанровая певица, легкие жанры и т. п.). Постоянно предпринимавшиеся попытки определения места эстрадных произведений в сфере концертных выступлений привели в свое время к рождению понятия «эстрадные жанры», которое, как мы увидим, окажется наиболее точным.
Можно, таким образом, утверждать, что концертные формы эстрады — это часть концертного творчества, наиболее легко воспринимаемая, обладающая броской формой, во многом развлекательная, которая ответвляется от общей массы не на родовом, а только на жанровом уровне. Как серьезные, филармонические, так и эстрадные жанры существуют внутри каждого из родов — речевого, вокального, хореографического и др.
Концертный исполнитель – всегда актёр.
Прежде чем познакомиться с различными родами концертного творчества, следует подчеркнуть в каждом из них нечто общее. Определяющим для каждого рода концертного творчества будет один из основных видов искусства — музыки, слова, танца, а также пения, являющегося наиболее распространенным синтетическим соединением двух видов искусства — слова и музыки. Заметим еще, что, как об этом уже говорилось выше, все эти виды искусства предстают перед нами обязательно в синтезе с искусством актерским.
На первый взгляд, невозможно считать пианиста или скрипача актером. Искусствоведческая терминология до сих пор оперировала двумя понятиями — актер и артист. Первое слово извечно обозначало исполнителя ролей в театре («действователя»), второе — человека, избравшего своей профессией исполнение концертных произведений всех родов и жанров. Вместе с тем в любой разновидности концертного искусства обязательно наличествует актерское начало: исполнитель (музыкант, танцор, акробат) всегда играет какую-то роль, так как в это время обращается к мыслям, чувствам, поступкам, предписанным ему содержанием исполняемого произведения.
Здесь уместно вспомнить об эволюции актерского творчества. Когда-то актерское отображение жизни человека происходило в весьма условных формах. В разные эпохи превалировало условно-пластическое, условно-декламационное начало. Психологическое одухотворение стало свойственным актерскому искусству значительно позднее, тогда, когда театр миновал этапы классицизма и романтизма. Реализм, утверждавшийся в XIX веке в результате возникшего интереса к подробному исследованию человеческой жизни в ее социальных и психологических проявлениях, потребовал от искусства отображения действительности, соответствующего новому уровню ее познания. Появившаяся реалистическая драматургия предусматривала при сценическом ее воплощении глубочайшее погружение актера во внутренние процессы «жизни человеческого духа». Не могло не произойти и произошло качественное изменение сущности актерского искусства. Вместо условного, хотя и внешне правдоподобного, изображения человеческого поведения возникло искусство воплощения духовной, внутренней жизни человека. Новый актер должен был уметь воспроизвести процессы мышления, все тончайшие оттенки человеческих эмоций и, естественно,, физическую правду поведения на уровне, близком к модели.
Утверждение реализма в литературе и музыке ознаменовалось в концертном творчестве не только обновлением репертуара, но и изменением исполнительского стиля и метода. Стало уходить в прошлое формальное музицирование, напыщенное декламаторство, пустое изящество танца. Все стало насыщаться глубинным содержанием. Понятие «певец» постепенно сменялось понятием «поющий актер». Балерины и танцовщики становились балетными актерами. Уходили в прошлое чтецы и декламаторы, их заменяли рассказчики и разговорники. Господство реализма потребовало от всех исполнителей иного, актерского подхода к исполнительской деятельности. Даже от исполнителей инструментальной музыки сегодня мы вправе требовать точного и тонкого психологического проникновения в эмоциональное и интеллектуальное существо исполняемого произведения.