Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад по ОИ точка невозврата.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
725.89 Кб
Скачать

Глава 1. Русско-японские отношения во второй половине XIX века до японско-китайской войны 1894-1895г.Г.

Первые контакты русских и японцев состоялись в начале XVIII века, но из-за того, что Япония проводила политику самоизоляции, дипломатические отношения между двумя государствами были установлены лишь по Симодскому трактату 1855 года. Этот договор впервые устанавливал границу между империями, ведь этот вопрос назрел давно.

Русские и японцы бороздили Охотское море с XVII века, при этом подданные микадо достигали Камчатки, наши добирались даже до Хоккайдо.4 Интересы России и Японии сталкивались в период XVII – середине XIX веков именно в Охотском море, потому что и мы и японцы пытались установить свою власть над Курильскими островами и Сахалином и подчинить себе коренных жителей этих островов: айнов и нивхов. Первые постоянные поселения японцев появились на юге Курильской гряды в первом десятилетии XIX века, у нас такие поселения были основаны Русско - Американской компанией в 1820-ые годы на Урупе, Симушире и Шумшу. Это были пограничные военные посты и рыбацкие поселения [31]. На Сахалине первым постоянным русским населением были солдаты, которые появились там в начале XIX века. Немного позднее туда прибыли наши рыбаки. Японцы ещё во второй половине XVIII века пытались заселить Сахалин и посылали туда военных и чиновников, японские рыбаки заводят там сезонные промыслы [32].

По Симодскому трактату 1855 года, заключённому нашей морской миссией во главе с Е.В. Путятиным с представителями Японии Цуцуи и Кавадзи, остров Сахалин объявлялся совместным владением двух стран, Курильские острова, начиная с Урупа, и севернее стали российскими. Кунашир, Итуруп и Малая Курильская гряда стали японскими. По тому же договору для нашей торговли открывались порты Хакодатэ, Симода и Нагасаки. Российская империя получала право иметь консула в одном из этих открытых портов, позднее по Эдоскому договору о торговле и мореплавании 1858 года подданные российского императора получали консульскую юрисдикцию5 и ещё больше открытых портов. И только в 1858 году в Хакодатэ прибыл, наконец, наш первый консул И.А. Гошкевич. Однако, теми огромными льготами, которые дала нам Япония, наши предприниматели и торговцы почти не воспользовались по причине их слабости, малочисленности на Дальнем Востоке и незаинтересованности в ведении дел со Страной Восходящего Солнца [33].

Между тем Россия искала себе незамерзающие порты на Тихом океане. Результатом таких поисков стал Цусимский инцидент 1861 года. Дело в том, что остров Цусима занимает стратегическое положение в проливе между Японией и Кореей6, и обладание таким пунктом было бы очень выгодным. По итогам обсуждения этого вопроса было решено, как на том настаивал А. М. Горчаков, не предпринимать столь дерзкого шага. Но великий князь Константин Николаевич под свою личную ответственность поручил контр-адмиралу И.Ф. Лихачёву вступить в частную сделку с князем Цусимы по аренде земли под базу. В марте 1861года такая сделка была заключена и строительные работы начались. Это сразу же вызвало протест в японской столице и в Великобритании. А.М. Горчаков тоже был недоволен, и в итоге, в сентябре 1861 года, наши моряки покинули Цусиму. В общем, это происшествие не имело каких либо серьёзных последствий для отношений двух стран, как показали дальнейшие события, бассейн Охотского моря был важнее и для нас и для них.

В 1862 году в Санкт-Петербург прибыла японская делегация во главе с дипломатом Такэноути Симоцукэ, которая хотела обсудить вопрос о Сахалине. Остров был в очень странном статусе совместного владения, долго так продолжаться не могло, ведь как говорил А. В. Суворов: «Два хозяина в одном доме быть не могут». С нашей стороны переговоры вёл директор Азиатского департамента МИД граф Н.П. Игнатьев. Японцы предложили разделить остров по 50-й параллели с. ш., в ответ было предложено отдать России весь Сахалин. Переговоры закончились ничем, ситуация на острове стала очень напряжённой, и в итоге, в 1866 году произошла вооружённая стычка между военными двух империй. В 1867 году в Петербурге были проведены ещё одни переговоры. Россию на них представлял директор Азиатского департамента МИД П.Н. Стремоухов, Японию - бывший губернатор Хакодатэ Коидэ Ямато-но-ками. Переговоры подтвердили статус совместного владения, и было объявлено, что отныне стороны не должны мешать друг другу в какой-либо деятельности на Сахалине [34]. В дальнейшем России уже пришлось иметь дело с другой Японией, с Японией, которая прошла через революцию Мэйдзи 1868 года и гражданскую войну 1868-1869 годов, с Японией, которая из замкнутой и отсталой страны переродилась в мощную индустриальную державу.

Новое полноценное соглашение по Сахалину было достигнуто лишь в 1875 году в Санкт-Петербурге между министром иностранных дел России А.М. Горчаковым и представителем Японии Эномото Такеаки. Остров Сахалин полностью переходил под власть Российской империи, все Курильские острова становились владением Японии. Получив Сахалин полностью под свой контроль, императорские власти принялись за разработку угольных месторождений. Но необходимо было заселять остров, ведь даже коренного населения там было мало, поэтому ещё с 1869 года туда начинают отправлять каторжников [35].

Япония же, решив все территориальные споры с Россией, обратила свой взгляд на запад, в сторону Кореи. В 1876 году японский флот подошёл к корейскому острову Канхвадо и навязал корейскому правительству договор, который «открыл Корею», находившуюся до того в самоизоляции. Канхвадосский договор повлёк за собой заключение подобных же соглашений Кореи с другими странам, в том числе и с Россией в 1884 году. Условия Канхвадосского соглашения заключались в следующем: 1. несколько корейских портов открываются для японской торговли; 2. свободное плавание японских судов в корейских водах; 3. японцам разрешается посещать прибрежные территории Кореи. В период 1877-1882 годов японские товары уже занимали 11,7% на корейском рынке, в то время как наши товары почти не были там представлены [36]. В дальнейшем японское экономическое и политическое присутствие в Корее только росло и уже к рубежу веков более 30% товарооборота этой страны приходилось на Японию[37] .

В то же время, именно в конце 1870-ых годов императорским правительством окончательно формируются задачи России на Дальнем Востоке. Заключались они в следующем: 1. соединение Владивостока с остальной Россией по железной дороге; 2. поиск незамерзающего порта на Тихом океане; 3. «исправление границы» [38]. Третий пункт понимался следующим образом: «Очертания последней были неудобны, пользование Амуром обеспечено не было. Он являлся не внутренним путём, а каким-то наружным рубежом, в любой точке своего течения доступный удару соседа. Стремление же исправить границу выдвигало впредь вопрос о Маньчжурии» [39].

И первым шагом по решению этих задач стало положение комитета министров от 23.09.1880 г., по которому надлежало начать строительство железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени. Правда, из-за различных проволочек работы начались лишь в 1884 году. Но нужно было ещё и соединить сам Екатеринбург с европейской частью России, поэтому в 1885 году было постановлено вести ветку железной дороги от Самары через Уфу на Екатеринбург. И лишь в 1891 году было утверждено решение о соединении по железной дороге Уссурийского края и остальной части страны. Строительство должно было вестись с двух концов, из Тюмени и из Владивостока. При этом окончательный маршрут Транссибирской магистрали так и не был утверждён, и рассматривалось два варианта его прохождения на участке между Читой и Владивостоком, первый по северному берегу Амура, далее на юг, огибая китайскую территорию по восточному берегу реки Уссури.7 Второй, по китайским землям, напрямую через Маньчжурию[40].

Между тем, в 1893 году в Корее вспыхнуло восстание Тонхак. Оно было направлено против правительства и засилья иностранцев. Корейское правительство было не в состоянии справиться с ним самостоятельно, и в 1894 году обратилось к Китаю с просьбой о помощи. Тем временем Япония, под предлогом защиты своих граждан, ввела свои войска на полуостров. Китайские войска, действуя совместно с правительственными отрядами, сумели подавить восстание. Однако японцы отказались вывести своих военных из Кореи после подавления восстания, и 23.07.1894г.(н. ст.) был организован прояпонский государственный переворот в Сеуле. Четыре дня спустя новое марионеточное правительство обратилось к Японии с просьбой помочь изгнать китайцев из страны, и 1 августа 1894 года (н. ст.) Япония объявила войну Китаю.

Теперь необходимо подвести итоги первой главы моего исследования. На основании выше написанного можно уверенно сделать вывод, что наши отношения с Японией со времён первых контактов нельзя назвать дружественными. Между двумя державами шла конкуренция за острова Охотского моря и их обитателей. Однако, ни Япония, ни Россия не собирались решать противоречия полноценной войной, и для решения этого территориального спора прибегали к переговорам. Вопрос Сахалина и Курильских островов был урегулирован Санкт-Петербургским трактатом 1875 года. Следует отметить, что до Канагавского договора 1854 года Япония была в самоизоляции, и поэтому не уделяла много внимания тому, что происходило вне Японских островов. Последующие события после «открытия» Японии экспедицией американца Мэтью Перри, а именно: навязывание других неравноправных договоров, которые открыли путь к колониальному проникновению великих держав во владения микадо, революция Мэйдзи 1868 года, гражданская война 1868-1869г.г., не позволили Стране Восходящего Солнца сосредоточить все свои силы на внешней политике. В дальнейшем, пройдя через всё это, Япония быстро достигла соглашения с Россией по бассейну Охотского моря, и обратила свой взор на более привлекательные корейские территории.

Для России третья четверть XIX века тоже не благоприятствовала внешней политике. Поражение в Крымской войне, последовавшая за этим международная изоляция, огромные внутренние преобразования и, в конце концов, польское восстание 1863 года не позволяли делать каких-либо решительных шагов на международной арене. Чем действительно была занята наша внешняя политика, так это отменой Парижского мирного договора 1856 года и завоеваниями в Средней Азии. Следует учесть, что именно в это время в Среднюю Азию стала активно проникать Великобритания. Поэтому Россия приняла столь решительные меры в этом регионе: в 1865 году был взят Ташкент и покорено Кокандское ханство, в 1868 году настала очередь Самарканда и Бухары, в 1873 году покончено с Хивой, в 1880-1881 г.г. покорена Туркмения и взят Ашхабад, в 1885 году знаменитый бой на Кушке. Окончательно раздел Средней Азии был завершён лишь в 1895 году на переговорах нашего посла в Лондоне Е.Е. Стааля и министра иностранных дел Великобритании Джона Кимберли. В то же время нельзя забывать и о традиционном для Российской империи балканском направлении, где мы после отмены Парижского договора в 1871 году провели русско-турецкую войну 1877-1878 годов и были заняты вопросом о молодых славянских государствах на Балканах. В общем, для дальневосточного направления не было ни сил, ни средств, ни желания. Поэтому Россия охотно шла на переговоры с Японией по территориальному спору о бассейне Охотского моря. В дальнейшем мы уже стали обращать свой взор на Маньчжурию, Корея же на тот момент (до 1894 года) в наши интересы не входила [41], Япония, в свою очередь, была сильно заинтересована Кореей, но её интересы не доросли ещё до Маньчжурии.

На основании выше изложенного, можно уверенно сказать, что точка невозврата на пути к русско-японской войне 1904-1905 г.г. не входит в период с 1855 по 1894 годы, а относится к более позднему времени. А версия М.П. Павловича о строительстве Транссиба, как точке невозврата [42], которую он выдвинул в 1925 году, неверна.