Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Витушко В. А. Цивилизационное право. Верстк...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.62 Mб
Скачать

6.4 Гуманизм как основа цивилизационного права

Как установлено выше, первичным культурологическим и правовым принципом цивилизации, лежавшим в основе ее формирования, является принцип гуманизма. Само слово гуманизм в его английском варианте означает человека и человечность. С точки зрения содержательного аспекта понятие гуманизм так же полимерно, как и полимерны понятия всех правовых принципов. При этом следует учесть, что правовые принципы взаимосвязаны между собой и своими логическими объемами охватывают один другого. Так, принцип гуманизма охватывает и охватывается принципами равенства, свободы, личной неприкосновенности, справедливости, добросовестности и др.

Содержание принципа гуманизма включает любовь человека к человеку, его любовь ко всему окружающему животному миру. В современном праве принцип гуманизма включает признание за каждым человеком мировой цивилизации неотъемлемых личных прав. Система таких прав составляет наднациональную единую цивилизационную правовую ценность. Этот же правовой принцип предполагает терпимость человека и признание прав человека даже относительно преступников, включая военных. Проявление гуманизма обнаруживается в цивилизационной культуре уже при исследовании жизни неандертальцев. Отмечается, что неандертальцы заботились о живых, не способных заботиться о себе 262. Гуманизм усматривается также в описании З. Фрейдом табу о врагах у древних народов. Согласно этим табу для древнего человека было характерно «выражение раскаяния, высокой оценки врага и угрызение совести за то, что лишили его жизни». В ритуальных песнях в связи с убийством врагов содержались слова «Почему ты был нашим врагом? Не лучше ли нам быть друзьями?» 263. Наконец, современный правовой гуманизм предполагает признание за любым человеком его неотъемлемых прав. Права человека стали ныне единой цивилизационной наднациональной правовой ценностью.

Древние табу запрещали и ограничивали войны между тотемами. Победители вместе с военачальником должны были пройти в своем тотеме сложную и длительную (до полугода) процедуру социальной адаптации после войны. Они были ограничены во встречах с членами своей семьи, в приеме пищи и др. А над вещественными свидетельствами мертвых побежденных тотем, со стороны победителей, проводил длительные процедуры умиротворения их духов, выпрашивая у них прощение и др. 264

Гуманизм среди первых человекоподобных существ не может считаться неестественным и потому, что он присущ даже в среде высокоорганизованных животных на примере их отношения к молодому потомству. Гоминиды стояли на более высоком уровне развития, а значит, их гуманизм был более явным и совершенным.

В период возникновения государств и деления населения на сословия гуманизм претерпел некоторые трансформации, стал избирательным, имел место только внутри сословный характер. А вот войны за захват рабов стали обычным явлением. Даже много позже, когда от человека уже желательно было бы видеть большей гуманности, мы обнаруживаем, что борьба христианства за господство в мире породила крестовые походы и иные религиозные войны, которые также были чужды гуманизму, легализовали насилие ко всем, причисленным к иноверцам и еретикам. Поэтому с определенного времени важнейшие принципы права перестали применяться как общечеловеческие универсальные ценности. Национальный и классовый эгоизм и индивидуализм проявился в полную силу.

В то же время гуманизм полностью не исчезал из системы культурных ценностей цивилизации. В частности, в Древнем Риме требования развития международного товарного обмена вынудили римлян признать некоторые правовые принципы за перегринами, распространяя на них императив равенства при осуществлении частных прав. Поэтому важнейшие правовые принципы не отменялись вовсе, но подвергнутые определенной корректировке, продолжали развиваться в рамках национального права и права народов.

Гуманизм первобытного общества можно усматривать и в том, что культура этого общества, вплоть до появления христианства, не знала ни образа дьявола, ни других сил тьмы и греха, которые бы абсолютно отвергались 265. Анимистические представления людей об окружающем мире наделяли естественными человеческими качествами всех существ, явления природы и своих богов. Каждый из этих богов наделялся и позитивными и негативными качествами человека. Таким образом, культура первобытного человека характеризует его как существо прагматическое, оптимистическое и гуманистическое. Его голова не была затуманена надуманными стереотипами, страхами и т. п. Он думал трезво и расчетливо, не забывая о своих радостях и страданиях. Такой разум, пожалуй, более пригоден для правотворчества, чем разум современного человека, запутавшегося в своих мыслях, чувствах и делах.

Исключения из гуманистического императива древнего мира не умаляют юридической гуманистической природы поведенческих актов гоминид. В советский период нашей истории старики жили, как правило, более обеспеченно, чем молодежь. Ныне, в условиях перехода к рынку основная масса стариков живет значительно хуже молодежи. Тем не менее, современное право проповедует гуманистические ценности.

Природа первобытного гуманизма может объясняться по-разному. По мнению древнегреческого философа Лукреция, защита слабых от сильных в первобытном обществе, основывалась на договорных началах 266. Но такой консенсус хотя и является разумным, нельзя считать осознанным для той поры. Он мог проявляться только подсознательно, в силу совокупного влияния природных и социальных условий жизни людей.

В свою очередь, материальное обоснование правового гуманизма отношений в первобытной семье К.Д.Кавелин видел в том, что у семей и родов не было личной собственности на недвижимое имущество, оно принадлежало всему сообществу. Соответственно, каждый член сообщества имел что-то вроде своего пая, доли в этом имуществе. Поэтому материальное содержание старых и слабых, защита их имущественных интересов основывались на общности имущества267.

С учетом изложенного основной социальный смысл и императив гуманистических отношений в первобытном обществе состоит в том, что без гуманистического характера общественных отношений сильнейшие особи рисковали остаться без интеллектуального потенциала стариков и без молодого пополнения для своего рода. В этом и проявляются биологические, экономические и интеллектуальные основы первобытного социально-правового гуманизма. Первобытному праву был присущ признак равенства, основывавшийся не только на биологических требованиях равного потребления, но и на имущественных отношениях общей собственности.

Более того, со времен Древнего Рима жестокость стала обыденной в культуре людей. Так, широко известны факты травли первых христиан животными в Колизее, а позже христианский царь Иван Грозный травил медведями торговый люд Великого Новгорода. Жестокость проявлялось в признании правомерности пыток при дознании и следствии вплоть до Х1Х в., организации кровавых поединков животных ради утехи и др.268 Рецидивы использования пыток сохраняются при дознании и в современном «цивилизованном» мире.

Научное обоснование и правовое закрепление гуманизма началось с древнейших времен. Так, еще Ульпиан писал, что по естественному праву все люди рождаются свободными, что является одним из первых проявлений гуманизма на философском и юридическом уровне той эпохи 269. После распада империи Древнего Рима в Европе научный, литературный, художественный и иной гуманизм, провозгласивший социальную ценность индивида и свободу личности, возник в ХУ–ХУ11 вв.270 Такое сходство культуры в Древнем Риме и в средневековой Европе, на примере пропаганды гуманизма, не случайно и обусловлено общим уровнем антропологического развития соответствующих народов в обозначенное время.

Проявления гуманизма всегда находили правовое закрепление в некоторых областях жизни стратифицированного общества. Так, Древний памятник правовой культуры Индии «Артхашастра» закреплял правило о неприменении приобретательской давности, если это противоречило требованиям гуманности и уважительности отношения к частным интересам. Согласно пункту 30 ст. 111.16 Книги третьей Артхашастры, если некто в течение десяти лет не обращает внимания на то, что какое-либо его имущество используется другими, он лишается права на него, если только он не ребенок, старик, больной, бедствующий, находящийся в отъезде, покинул страну или это произошло во время беспорядков в государстве 271. Правовая защита прав детей, стариков, больных и беспомощных в данном случае носит явный характер гуманного отношения общества и государства к интересам указанных лиц.

Высокие идеалы гуманизма, милосердия и материальной помощи соотечественникам присущи проповедям пророка Мухаммеда 272. Но пример возвышенного отношения рыцарского сословия к женщине в период средневековья в Европе нельзя считать правовым прецедентом. Данный гуманизм носил, скорее, художественный, литературный, чем правовой характер. Женщина в ряде стран продолжала находиться в правовой зависимости от мужчины, особенно в имущественных отношениях, вплоть до Х1Х в. Тем не менее, оскорбление женщины преследовалось древним и средневековым правом, включая такие акты, как Законы Ману, Салическая правда, Русская правда и др.

Гуманизмом отличалось отношение к гостям у древних славян. Распространение домыслов о жестокости, агрессивности и варварстве славян не имеет под собой научной основы, а связано с идеологическими и политическими целями и интересами. Действительно, в древних источниках информации, особенно византийского происхождения, начиная с У1 в., много пишется об агрессивности и воинственности славян, совершавших набеги, завоевывавших земли Греции и других частей Византии, истреблявших и порабощавших население завоеванных земель. Но изложенные выводы делаются на основе тенденциозного прочтения такой информации, без полного анализа таких документов, не говоря уже об особенностях той исторической обстановки и характера международных взаимоотношений той поры. Примечательным в этом ряду источников является учебник по ведению войны со славянами, написанный византийским полководцем, а затем и императором Маврикием. Он прямо указывает на «кротость» славян по отношению к путешествующим гостям. Он же указывает, что гуманизм к гостю был настолько присущ культуре славян, что они охраняли гостя и передавали его из рук в руки соседу. А в случае, когда гость пострадает от нерадения соседнего славянина, то славянин может пойти войной на такого соседа. Одновременно Маврикий учит своих воинов вести завоевательную войну на землях славян, убивать пленных славян, которые могут быть опасны его воинам. Маврикий учит своих воинов для достижения победы вести свои действия обманом и подкупом. При этом он признает возможность предательства и со стороны своих же ромеев. Таким образом, то, что византийцы писали о варварстве славян, было в той же мере присуще и им самим. В тех же византийских хрониках имеются прямые показания, что славяне не преследовали целей пожизненного порабощения ромеев. Они охотно брали выкуп за пленного и отпускали его на свободу. Завоевывая земли, они не разоряли их, а предлагали местному населению засевать земли и убирать урожай, выплачивая налог славянам 273. Последующая история покорения европейцами Африки, Азии и Америки, повлекшая массовое вымирание и прямое уничтожение местного населения, превращение побежденных в рабов и сопутствующая работорговля, которой не гнушались даже величайшие мыслители и государственные деятели своего времени, не делает народы других стран более гуманными, чем славяне. Варварство – это всеобщая черта поведения народов мира времен рабовладения и средневековья, развращенных воинственной сословной и религиозной идеологией. Менялись лишь идеологические обоснования к тому. В новейшей истории мотивами варварства стали стремление к обогащению, мировому господству, лидерству и т. п.

Тем не менее, с ХVI в. можно признать появление представлений о праве наций на самоопределение и суверенное существование, что способствовало возрождению гуманизма на международном уровне. Одними из первых идеологов права наций считаются Суарес Франсиско (1548–1617) 274 и Гуго Гроций (1583–1645) 275.

Гуманизация международного права в глобальном масштабе сознательно была предпринята человечеством лишь по итогам Второй мировой войны, когда люди испытали все ужасы человеконенавистничества, выразившегося в физическом надругательстве над личностью, произвольным лишении ее жизни, тотальном уничижении ее материальных, идеологических, нравственных и иных духовных устоев как со стороны внешних агрессоров, так и от собственных правительств. Так сформировался наднациональный правовой институт прав человека. Венцом этого творения человеческой культуры стала Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Но и до сих пор требуется обсуждать и подкреплять на уровне международных правовых актов права и свободы личности. Проблема соблюдения прав человека продолжает носить острый характер, особенно касаясь политико-правовых режимов отдельных стран.