Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Витушко В. А. Цивилизационное право. Верстк...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.62 Mб
Скачать

4.4 Некоторые особенности развития права в ссср

СССР возник на волне борьбы народа за свободу от векового рабства, за равенство, за демократию, за право на самовыражение и собственное достоинство, за право земледельцев иметь собственную землю и быть хозяином на этой земле, за право народов, населявших царскую Россию, на самоопределение и суверенитет. Но были и иные побудительные обстоятельства, в том числе и политические игры как внутри страны, так и на международной арене. За время своего существования в стране была сформирована сильная коммунистическая идеология, которая официально взяла за основу вековые традиции христианства, общинного самоуправления народа и непреходящие общечеловеческие культурные и нравственные ценности, то есть те ценности, с которыми народ жил всегда. Для данной идеологии был характерен гуманизм и идеи справедливости, правды, равенства. Однако они носили декоративный характер. Тем не менее, многие десятилетия большинство народа этого не осознавало. Естественный его гуманизм побуждал верить власти. Это способствовало единению народа. Но высказывания о том, что люди советской эпохи были полны энтузиазма в развитии экономики страны благодаря сугубо коммунистической идеологии есть не более чем миф. Данный энтузиазм фактически строился на незыблемом цивилизационном фундаменте. Ибо частная инициатива и энтузиазм присущи человеку в силу его существа как продукта цивилизации, родившегося и развивающегося в процессе постоянного собственного творчества. С учетом этого обобществление средств производства и концентрация рабочей силы на важных экономических направлениях позволили превратить страну в сильнейшую мировую державу и политический центр, вокруг которого концентрировались дружественные страны и народы. С точки зрения международной идеологической конкуренции, советская экономика и культура были весьма притягательными для других народов.

Но мало кто знал тогда, что действовавшая в стране официальная идеология была лишь успешно созданным мифом. Особенно разнилась пропагандистская экономическая политика и реальное состояние промышленности и сельского хозяйства, успехи которых достигались жестокой эксплуатацией труда, низким уровнем материального обеспечения населения. Кроме того, распространенным явлением были приписки и иного рода мошенническое преувеличение экономических достижений. Крестьянство в советское время вплоть до 60-х гг. ХХ в. находилось на уровне крепостной привязки к земле. Такая же зависимость, в частности, в связи с практикой постановки на учет нуждающихся в жилье и обеспечения жильем, существовала и в отношении работников промышленности, других сфер народного хозяйства.

Изначально монополистические амбиции большевиков на власть в стране привели к гражданской войне 1918–1920 гг. с тяжелыми последствиями для экономики и развития интеллектуального потенциала страны. После гражданской войны крестьяне и рабочие еще осознавали, что большевики узурпируют власть и оказывали сопротивление новому порядку. Но новая власть стала вести открытую войну с населением. В 20–30 гг. ХХ в. в СССР проводились жестокие репрессии в отношении не только наиболее свободомыслящих людей, но и всего народа. Шло физическое уничтожение миллионов. Карательные войсковые экспедиции выжигали деревни, а недовольное продразверсткой крестьянское население уничтожалось. Городское население, истощенное за годы гражданской войны, идеологически было дезориентировано и разобщено. Тем более, что официальная пропаганда и ее средства коммуникации демонстрировали фетиш человека нового культурологического уровня, адекватного официальной идеологии. С точки зрения развития интеллектуального потенциала страны ситуация усугублялась. Развитие правового принципа свободы, конкуренции в экономике, науке и культуре исключалось. Советское государство всецело регулировало жизнь человека. Поведение человека в обществе имело строгие ориентиры. Это было точно так же, как и при диктатуре Московского княжеского двора. В частности, правовое регулирование было направлено на формирование типовой личности, с типовыми потребностями и типовой культурой. Население подвергалось тотальному полицейскому надзору и репрессиям. Десятилетиями физически уничтожались лучшие научные умы и деятели культуры. Философы и представители других общественных наук высылались из страны эшелонами. Творчество философов, инженеров и других представителей науки и культуры либо ограничивалось журнальными публикациями, не вовлекаясь в процесс производства, либо вовсе было под запретом. Например, на основе «Тектологии», науки организации систем, беларусского философа Богданова, разработанной еще в 20-е гг. ХХ в., именно в СССР могли бы быть сформулированы системология и кибернетика. Но случилось иное, представители этого и других новых научных направлений были подвергнуты репрессиям и физическому уничтожению.

Одновременно уничтожался и лучший хозяйственник, особенно на селе в аграрной стране. В СССР, равно как в свое время в Италии, Испании и некоторых других странах, над наукой и культурой безраздельное господство взяла официальная государственная идеология с ее догматизмом. Эту функцию в СССР выполняла идеология коммунизма. Ни в какой области науки нельзя было защитить диссертацию, если в ней не указывалось, что ее выводы основываются на трудах классиков и адептов официальной идеологии.

Физическому и духовному осквернению подверглась православная церковь, а соответственно и вера народа, так часто объединявшая его силы. Все, что не соответствовало новой государственной догме, подвергалось еще более жестокому воздействию, чем во времена средневековой инквизиции. Репрессии теперь проводились в более жестких формах, тайно, тогда как инквизиционное правосудие происходило, как правило, публично.

Это продолжало культивировать рабскую психологию, укоренившуюся в людях на подсознательном уровне за период крепостничества. Понятие частной собственности было под запретом. А личная собственность легально не могла приносить прибыли собственнику, имела сугубо потребительский характер, была отстранена от власти. Всякие попытки получить доход от личной собственности карались конфискационными и иными мерами. Частная инициатива проявлялась нелегально и полулегально в различных формах. В частности, существовали подпольные производства, торговля, культура андеграунда и др. Но такие попытки личного обогащения и интеллектуального индивидуализма жестоко карались уголовными и иными мерами.

После победы в Великой Отечественной войне народ вновь воспрял духом, надеясь, что он заслужил лучшую личную жизнь. Но его ожидания оказались напрасными. Принудительная типизация образа жизни личности продолжалась. Партийная элита не намеревалась терять свою единоличную власть. В силу инертности коммунистической власти и других причин дестабилизация развития культуры и права народов СССР усиливалась. Следствием этого стали экономические проблемы, включая дефицит товаров и продовольствия, инфляцию и другие деструктивные процессы.

В условиях современной глобализации интеллектуальный потенциал большинства стран мира сглаживается. Но столетия ограничения культурного международного обмена еще долго будут сказываться на уроне развития стран. Опыт наблюдений над лицами, неоднократно судимыми, показывает, что человек, находясь в местах лишения свободы пусть и сравнительно короткий исторический срок, отстает от уровня интеллектуального развития даже среди своих единомышленников, которые остались на свободе. Аналогичную негативную роль для интеллекта народов СССР выполняло ограничение международных контактов. «Берлинская стена», возведенная на границе капиталистического и социалистического лагеря олицетворяла фактическое отделение народов и государств от естественных процессов международной интеллектуальной и правовой интеграции, взаимообогащения культур. Но физическое разрушение этой стены в период распада СССР не привело к одновременному разрушению такой стены в душах и интеллекте народов Востока и Запада. «Железный занавес», за которым жили народы, оказал сильное влияние на культуру граждан этих стран.

Поэтому нет никаких сомнений в том, что столетия рабства населения в царской Росси, включая Беларусь, а также эпоха советского догматизма, явились причинами отставания в развитии государства и права России, Беларуси и других стран постсоветского пространства. Эти причины имеют антропологическую и культурологическую основы, поскольку отложились на подсознании. Потребуется длительное время накопления и восприятия эмпирической информации общей цивилизационной направленности, чтобы откорректировалось мышление народов этих стран в общее цивилизационное русло. Стереотипы средневекового и большевистского мышления живучи и продолжают действовать на население, его мышление и поведенческие акты. Но данные причины не являются необратимыми. Дальнейшее развитие наших государств будет зависеть целиком и полностью от динамики развития свободного творческого потенциала населения. Эта динамика будет определять и скорость интеллектуальных изменений.

Одновременно надо предполагать, что полного единообразия интеллекта и культуры народов различных стран в обозримой перспективе не достичь. Абсолютной унификации и не требуется, поскольку она, сама по себе, пагубна. Императив национального своеобразия в рамках ООН, как уже сказано, осознан и действует. Страны и народы не могут быть одинаковыми, как и отдельные люди. Но в условиях современной цивилизации каждая страна имеет право на достойное место в среде мирового сообщества. А это место зависит, прежде всего, от мощи интеллектуального потенциала каждой страны, ее культуры и права.

Опыт исчезнувших государства и цивилизаций дает поучительный образец пагубности религиозных и иных идеологических предпочтений в стране. Не менее губительна для государства и дисгармония между интеллектуальными ценностями личности и ее семьи, с одной стороны, и провозглашаемыми властью ценностями государства, с другой.