Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
pilipenko-finansovoe-pravo-skachat1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
907.94 Кб
Скачать

2.2. Место финансового права в системе

национального права: его особенности и связь

с другими отраслями права

По поводу происхождения и места финансового права в системе национального права в правовой науке сложилось несколько точек зрения.

Рукавишникова И.В. «Связанные» и «властные» полномочия властвующих субъектов финансовых правоотношений // Финансовое право. -2005.-№6.-С. 3-4.

53

1. Финансовое право, являясь самостоятельной от раслью права, выделилось из государственного (консти туционного) и административного права.

В 1952 г. P.O. Халфина высказала предположение, что финансовое право выделилось из государственного и административного права и поэтому впоследствии стало самостоятельной отраслью права1. Данную точку зрения, которая стала господствующей в советской юридической науке, разделяли Т.С. Ермакова2, Б.Н. Иванов , М.И. Пискотин4, С.Д. Цыпкин5. В настоящее время таких же позиций придерживается М.В. Карасева, которая отмечает: «Финансовое право в отличие от конституционного и административного появилось значительно позже, так как выделилось из этих отраслей и из финансовой науки в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением» .

2. Финансовое право, являясь самостоятельной от раслью права, возникло одновременно с государственным (конституционным) и административным правом.

В 1976 г. В.В. Бесчеревных, в рамках научной полемики с P.O. Халфиной, сделал вывод о том, что финансовое право не выделялось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом7. Данной

Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы административного и финансового права. - М., 1952.-С. 194-195.

2 Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правове дение. -1975.-№2.-С. 76.

3 Иванов Б.Н. О системе советского финансового права / Труды ВЮЗИ. Т. IX. - М, 1967. - С. 40-41.

4 Пискотин М.И. Советское бюджетное право. - М., 1971. - С. 46-49.

5 Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета. - М, 1973. - С. 14-15.

6 Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. - М., 2000. - С. 39.

7 Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. - М, 1976.-С. 30.

54

позиции в настоящее время придерживается подавляющее число ученых в области финансового права1.

П.С. Пацуркивский, с точки зрения подлинной науки, вообще считает, что сама постановка вопроса о выделении финансового права из права конституционного или права административного, а также из того и другого вместе является методологически ошибочной, поскольку у каждого из них совершенно различные предметы правового регулирования .

3. Финансовое право - комплексная отрасль права.

В контексте полярности точек зрения по вышеуказанному вопросу, а также сложности структурирования финансово-правовых норм в отдельные институты и подотрасли эта точка зрения представляется весьма интересной и перспективной. Как отмечают А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, отрасль финансового права все больше обретает комплексный характер3.

Наиболее ярким сторонником данной точки зрения выступает Д.В. Винницкий, который полагает, что финансовое право, обладая признаками комплексного образования, выступает в то же время как надотраслевая система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие и координацию охватываемых им самостоятельных основных отраслей (налогового и бюджетного права) и такого института, как пра-

Головин А.Ю., Логвинова И.В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2005. -С. 34; Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Огв. ред. О.П. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005. - С. 33; Емельянов А.С. Финансовое право России: Учеб. пособие. - М., 2004. - С. 38; Пацуркивский П.С. Проблемы теории финансового права. - Черновцы, 1998. -С. 84-96; Худяков А.И. Основы теории финансового права. - Алма-Ата, 1995.-С. 66.

2 Пацуркивский П.С. Основной вопрос науки финансового права: поиск современного решения // Финансовое право. - 2004. - № 2. - С. 22.

3 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. - 2-е изд. - М, 2006.-С. 21.

55

вовое регулирование основ денежного обращения (эмиссионное право). При этом комплексность финансового права вышеуказанным автором определяется следующими факторами: 1) отсутствием общих финансово-правовых положений фундаментального характера, закрепленных в позитивном праве (общей части); 2) отсутствием действующей системы закрепленных в законе отраслевых принципов, категорий и юридических конструкций, в равной степени используемых в правовых образованиях, традиционно включаемых в финансовое право; 3) отсутствием системы однородных общественных отношений, правовое регулирование которых могло бы осуществляться единым методом и сходными правовыми средствами; 4) наличием признаков отраслевой автономии у наиболее крупных подразделений, традиционно включаемых в систему финансового права (т.е. налогового и бюджетного); 5) отсутствием единой системы финансово-правовых источников, что проявляется не только в отсутствии российского финансового кодекса, но и вообще какого-либо специального законодательного акта, касающегося финансов в целом»1.

Косвенным образом данная точка зрения поддерживается Н.А. Шевелевой, которая говорит о современном понимании финансового права в широком и узком смысле. «При этом финансовое право в широком смысле включает в себя общественные отношения, регулирование которых в рыночных отношениях осуществляется нормами различных отраслей права. Финансовым правом в узком смысле охватываются финансовые правоотношения, имеющие ярко выраженный публичный аспект» .

Необходимо отметить, что многие представители теории государства и права, а также таких отраслевых правовых наук, как гражданское, административное и конститу-

1 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и прак тики. - СПб., 2003. - С. 85-86.

2 Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правове дение. - 2002. - № 5. - С. 6-7.

56

ционное право, считают, что финансовое право - это комплексное правовое образование, которое не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли права .

4. Финансовое право —.. часть конституционного или административного права.

Данная точка зрения, которая отражена в трудах ученых -представителей других, отличных от финансово-правовой, наук, основывается на отрицании самостоятельности финансового права как отрасли права и ее постулировании как части государственного (конституционного) и (или) административного права2.

Одновременно следует констатировать, что научная дискуссия по поводу определения места финансового права в системе национального права присутствует и в теории права. Так, некоторые ученые не находят в правовой системе места финансовому праву, отводя налоговому праву в системе права самостоятельное место3. Другие представители теории права считают, что финансовое право в системе национального права занимает вполне самостоятельное место и является одной из основных отраслей права4.

Несмотря на то, что большинство ученых давно определились в положительном разрешении дискуссии о самостоятельности финансового права в системе национального права, данный вопрос все-таки не следует абсолютизиро-

Лунц А.А. Курс международного частного права. - М, 2002. -С. 617; Бахрах Д.Н. Административная ответственность. - М, 1999. -С. 9; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М., 1996. -С. 215-216.

* Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. - 1940. - № 8-9. - С. 63; Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. - М., 1961. -С. 25-32; Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права// Советское государство и право. - 1957. -№ 6. -С. 106-110.

3 Мозолин В.П. Система российского права// Государство и право. - 2003.-№ 1.-С. 112.

4 Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискус сии // Государство и право. - 2003. - № 1. - С. 34.

57

вать как окончательно решенный. В контексте отказа от жестких детерминистских схем познания методологических аспектов развития финансового права необходимо приветствовать многообразие точек зрения, зачастую несовместимых с доктринальными и нормативно-правовыми положениями, обеспечивающих движение к научно-методологическому плюрализму, а также осуществлять постоянную научно-прикладную работу по открытию и отстаиванию новых закономерностей развития данного правового образования на современном, предъявляющем повышенные требования ко всем специалистам этапе его развития. Деформализация науки финансового права состоит в том, что качественно-количественные рамки исследуемых явлений, составляющих предмет финансово-правовых отношений, теряют свойственную им четкость и определенность, вследствие чего финансово-правовые отношения следует, в первую очередь, рассматривать как объект многогранного и многоаспектного экономико-правового познания в его непосредственной взаимосвязи с фундаментальными, константными основами социально-экономических, правовых, политических и других явлений современной многообразной жизни.

Финансовое право, участвуя в опосредовании движения денежных средств сообразно своему предмету и методу правового регулирования, не исключает формирования устойчивых связей с иными отраслями права. Уяснение логико-методологических и научно-прикладных аспектов этого взаимодействия позволяет не только уточнить место финансового права в системе национального права, но и выявить дополнительные характерные особенности данного правового образования на современном этапе развития правой системы.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь главные, принципиальные положения, ко-

58

торые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом праве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, конкретизируется и получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так и взимания отдельных налогов и сборов. Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь, закрепленные ст. 129—131 Основного Закона, конкретизируются в рамках финансового права в Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Можно привести еще ряд конституционно-правовых норм, регулирующих основополагающие аспекты финансовой деятельности государства, получающие свое развитие в финансовом законодательстве: раздел VIII Конституции «Финансово-кредитная система Республики Беларусь», в котором затрагиваются конституционные аспекты развития бюджетной системы, банковской системы, а также финансовых средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан; ст. 97 Конституции, определяющая полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в вопросах утверждения республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установления республиканских налогов и сборов.

Необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями.

59

Конституционное право оказывает влияние также на финансовое право через определение функций государства на современном этапе, через систему приоритетов, декларированных в Основном Законе, например через необходимость реализации социальной функции государства в русле построения социально ориентированной рыночной экономики.

Финансовое право тесно связано с административным правом. Административное и финансовое право, являясь публичными правовыми образованиями, используют сходные методы правового регулирования - метод властных предписаний (императивный метод). Однако существуют различия между методом властных предписаний, применяемым в административном и финансовом праве. Разное соотношение способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, разный качественный состав юридических фактов, из которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, разный их субъектный состав и характер взаимосвязи субъектов правоотношений создают специфику метода, определяют его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы. Как отмечает О.Н. Горбунова, в финансовом праве большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов, созданных специально для финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства1.

Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005. - С. 29.

60

Участники финансовых отношений, которым государственные органы адресуют свои предписания, находятся с ними во взаимосвязи и в зависимости от лих только по линии функций финансовой деятельности, а не в административном подчинении, как это имеет место в административных правоотношениях. Властный характер становится объединяющим при использовании метода властных предписаний в административном и финансовом праве, но при этом финансовые отношения в отличие от административных не являются управленческими и основаны на функциональном, а не вертикальном или горизонтальном подчинении в сфере государственного управления. И здесь возникает вопрос разграничения между административным и финансовым правом по предмету правового регулирования. Общеизвестно, что административное право регулирует управленческую деятельность органов исполнительной власти, закрепляет их правовое положение, структуру, компетенцию и взаимоотношения между собой. Финансовое право регулирует финансовую деятельность государства, которая во многом связана с выполнением исполнительными органами определенных функций в финансовой сфере. В этой связи М.В. Карасева замечает, что внутриорганизационные отношения с участием финансовых органов являются предметом административного права, а все иные отношения с участием этих органов, обеспечивающих образование, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований, являются предметом финансового права1. В то же время в рамках науки административного права вышеуказанный тезис соответствует делению управленческих отношений на внутриорганизационные, т.е. управленческие отношения, связанные с созданием условий осуществления деятельности органов государственной власти (причем не всегда исполнительных), и внеш-

Карасева М.В. Отграничение финансового права от смежных отраслей права // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - 2-е изд. - М., 2006. - С. 65.

61

ние, связанные с практической реализацией исполнительной власти. При этом представители административно-правовой науки относят как внутриорганизационные, так и внешние управленческие отношения к предмету административного права1.

В этой связи вопрос разграничения финансового и административного права по предмету и методу регулирования должен стать объектом дополнительного исследования представителями финансово-правовой и административно-правовой наук.

Связь гражданского и финансового права обусловлена тем, что большинство отношений в сфере финансовой деятельности государства носят имущественный (денежный) характер, что корреспондируется с частью предмета гражданского права, в который включаются имущественные и личные неимущественные отношения.

Тесная связь гражданского и финансового права прослеживается в организационно-правовом аспекте в контексте определения качественно-атрибутивных характеристик субъектов финансового права, которые должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью при осуществлении определенных финансовых операций. В организационно-правовом плане связь финансового и гражданского права, по мнению Н.И. Химичевой, прослеживается также в том, что государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они вступают и в отношения на основе договора2.

1 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попо ва - М., 2005. - С. 44-46; Овсянко Д.М. Административное право: Учеб. посо бие. -М„ 2002. -С. 13-15.

2 Химичева Н.И. Финансовое право в системе российского права: его осо бенности и связь с другими отраслями права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 50.

62

Несмотря на то, что предметом регулирования и финансового, и гражданского права являются имущественные отношения, принципиальным отличием финансовых отношений от гражданских является односторонне-властный характер удовлетворения в них публичного имущественного интереса, в то время как под гражданским правоотношением обычно понимают юридическую связь равных, имущественно организованных и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающуюся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера. Гражданское правоотношение строится на принципе автономии воли сторон и равенства субъектов отношений, в том числе в случае участия государства, тогда как в финансовом правоотношении одним из субъектов, причем властным, всегда выступает государство в. лице уполномоченных органов.

При взаимодействии финансового права с другими отраслями права могут возникать определенные научно-методологические и нормативно-правовые противоречия, возникающие на стыке нескольких отраслей права, которые зачастую носят объективный характер, когда объект правового регулирования не является настолько однородным, чтобы быть поглощенным одной отраслью права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]