Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Soderzhanie.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
413.18 Кб
Скачать

Праздник в Европе и сша

США, Великобритания и большинство стран Западной Европы отмечают День Победы во второй мировой войне — 8 мая — день, когда по центральноевропейскому времени была подписана капитуляция нацисткой Германии. По московскому же времени капитуляция была подписана уже 9 мая, что объясняет отличие в дате праздника. В Америке этот праздник называется V-E Day, или Victory in Europe Day. 15 августа отмечается как день победы над Японией (англ. V-J Day).[1, c. 198]

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Общегражданский праздник 9 мая – День Победы, на долгие годы определившего судьбы участников Великой Отечественной, немыслим сегодня без встреч и шествий ветеранов к мемориалам памяти и обелискам славы. Сложились сопутствующие им ритуалы, в которых обязательно участие юношеских и молодежных групп.

9 мая 1970 года. Мемориальный комплекс в Казани. Поздний вечер. Тысячи людей заполнили площадь у памятника Павшему воину. Медленно гаснет обычное освещение. Наливаются красным венки у основания стеллы и стяги на окружающих площадь флагштоках.звучит торжественное музыкально-поэтическое вступление, и сегодняшняя ночная площадь превращается … в пограничное мирное утро 22 июня 1941 года. Ярким зеленым светом залиты окружающие деревья, на их ветвях громко поют птицы. Издалека в небе слышен гул приблежающихся самолетов. Слева, на западе – шум танков, выстрелы. Самолеты над головами. Их “ищут” в небе мерцающие голубизной лучи зенитных прожекторов. Вой падающих бомб. “Взрываются” они в роще и на площади, среди зрителей, сметая напрочь и песню соловьев, и яркий зеленый свет. Грохот танков нарастает. Справа в богровых отсветах – писк марзянки и голос радиста: “Говорит Брестская крепость…” Первые залпы пограничников. На площадь вторгается война. Голдос Левитана: “Сегодня, 22 июня…”

Муса Джалиль. Растрелянная песня.

Площадь погрузилась в темноту. Ее окружили крики немецких охранников, лай овчарок. Прямо по зрителям бродит луч со “сторожевой вышки”. Звуки слева – крупным планом выделяется камера Джалиля в Моабите. Он пишет стихи, мысли его на Родине. Роща справа залита зеленым светом, слышен плеск воды, перещелк соловьев. Звучит прекрасная татарская песня. Грохот засова обрывает и стихи, и песню. Гаснет роща…

На площади слышны шаги Джалиля и его плача. Поэта уводят на казнь. Но осталось его слово. Прямо среди зритетей раздаются бессмертные строки:

В песне зажег я огонь, исполняя

Сердца приказ и народа приказ…

Луч прожектора со сторожевой вышки “ищет” голос и, найдя его, расстреливает: звук от той же вышки длинной пулеметной очереди. Но голос поэта не обрывается. Где-то, таперь уже сзади, сново слышно:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть не велит…

Метнувшийся луч прожектора – и очередь. А стих уже звучит от имени Вечности! От имени павших словами Джалиля говорит Неизвестный солдат (памятник воину). Пулеметы бессильны…

Мемориалы – это вечная пам'ять в камне. Белорусские режиссеры В.Лейдман, В.Колесов, В.Пашко и другие на знаменитом мемориальном комплексе “Мамаев курган” создали двухчастную композицию, в которой рота молодых солдат, переодетых в форму 1942 года, и артисты театра пантомимы “Рух” воссоединились с запечатленными в граните героями скульптора Е.Вучетича.

… Между двумя беломраморными скульптурами – “Родины-матери” с вознесенным мечом на вершине холма и сияющей в противоположном конце дороги, у зала воинской славы, “Скорбящей матери” над умирающим на ее руках солдатом – сияет голубезною “Озеро слез”. Его обступили фигуры бойцов, вышедших из ада Столинградской битвы. Обессиленные от ран, окровавленные и почерневшие от копоти, они поддерживают друг друга, не выпуская оружия. “Стоять насмерть!” – эти слова стучат в висках, когда всматриваешься в каждую скульптурную группу.

В сгустившихся над туманом сумерках, когда скульптуры стали отражаться в потемневшей воде, у входа в Зал воинской славы вырос батальон.солдаты его, измученные, но готовые принять новый бой, выглядели “двойниками” Вучетича. Их поход прикрывала мгла. Лишь карманные фонарики резали темноту, и им немедленно отвечали сотни таких же со склона, где разместились зрители-витераны. Гулко печатались шаги солдат по каменным плитам. Ботальон, собрав остатки сил, уходил в ноч – в бессмертие… а с трибун ему в след смотрели соратники по оружию, однополчане.

Еще не умолкли шаги, как зазвучала музыка, и на белых ступенях под монументом Родины-матери, охваченным “сполохами” алых стягов, появились мимы в красных трико. Краткая по времени, но емкая по содержанию пластическая композиция “Сердце солдата” продолжала рассказ о безымянных героях: перенеся безмерные тяготы, не сдавшись в смертельном бою, солдат умирал, оставляя потомкам свое полыхающее сердце. В этот момент действия по обе стороны “Скорбящей матери” загорелись “красные гвоздики”.

В Беларуси летом 1984 года, в озноменование 40-лелия партизанского движения и прорыва блокады 16-ти партизанских бригал Полоцко-Лепельской зоны, на мемориальном комплексе “Прорыв”, созданном А. Аникейчиком в Ушачском районе под Полоцком, состоялся митинг-реквием “Заклинаю вас, помните!”. Режиссер П.А.Гуд.

… Темная каменная стена на холме, “разорваная” титаническим усилием, словно раздвинулись, образовав свет – вход на площадку. В просвете в динамике движения “застыла” в стоп-кадре могучая фигура Партизана с автоматом в левой руке.

Три компонента театрализации объединились, чтобы создать иллюзию боя и максимально обострить восприятие зрителя: фонограмма, пиротехника и фигура партизана, которую ни один из присутствующих не мог исключить из поля зрения. За них, высеченным из камня, виделась маса других, в безудержном натиске устремившихся на фашистов.

Вот воссоздание “прорыва блокады”. В фонограмме – звуки затихающего боя, из которых выплывает тикание часов. В шипящем репродукторе на фоне белорусской народной песни “Перепелочка” звучит призыв немецкого командования сдоваться. Звук орудийного выстрела и синхронно – пиротехнический взрыв. Мелодия “Перепелочка” обрывается.

  • Товариш командир! Бригады для прорыва сосредоточены. Разведчики для ориентиров посланы поджечь сарай.

Тиканье часов.

  • Что ж они медляд?

Тиканье часов. За мемориальным комплексом на месте бывшего сарая загорается красная дымовая шашка.

  • Товариш командр, шашка горит!

  • К бо-о-ою!

С двух сторон плоўадки взлетают сигнальные ракеты. В фонограмме – топот бегущих ног, возникает, наростая, “Ура!”. Мощный шквал пулеметного, автоматного и минометного огня. Перотехнические взрывы перекрывает грохот немецких танков… П.А.Гуд приглашает на мемориал реальных участников операции “Прорыв”. Это бывший командир партизанского соединения Полоцко-Лепельской зоны, герой Советского Союза Лабанок, выступающий на закрытии митинга; это 40 партизан – непосредственных участников боя, и, наконец, жена одного из павших и похороненных здесь героев прорыва, которой режиссер придал собирательный образ Родины-Матери. Встреча с ними молодежи, представляющей все шесть областей Беларуси, а также роты молодых солдат была подлинной и глубоко волнующей. Ярче всего это обнаружилось в развитии событий ритуала Памяти. Так, движение группы партизан предупреждалось рассыпанием на их пути живых цветов. А Мать в черном наряде с большим букетом алых роз проходила дорогой Скорби и Славы. Этот эпизод начинался ударами сердца в фонограмме, переходящими в плач-вокализ. Мать появлялась на его фоне и, проходя мимо бронзавых плит, внимательно вчитывалась в надписи, у каждой плиты оставляя алую розу. Перед ней приспускализь знамена партизанских бригат, а солдаты-факелоносцы образовывали огненную аллею Славы. Так приближалась она к манументу Партизана и, возложив у подножия цветы, опускалась на колени в скорбном молчании…

А над мемориалом звучал голос диктора – голос нынешних 20-летних:

Нам руки даны, чтобы землю обнять

И сердцем ее обогреть.

Нам пам'ять дана, чтобы павших поднять

И вечную славу им петь.

В 1985 году на мемориале “Высота героев” возле деревни Лудчица Быховского района в ночное время происходило первое свето-звуко-перотехническое представление на территории Беларуси. Отдельные эпизоды его разыгрывались на пространственно отдельных друг от друга площадках, - так происходила привязка к различным фрагментам мемориала.

В центральной части на отвесной стене прожектора высвечивали шесть борельефных ликов героев, павших при взятии Лудчицкой высоты. Под стеной – цветники вдоль белокаменной аллеи. Над стеной возвышается фигура Гусляра – летописца пламенных страниц войны, от имени которого ведется повествование. Левее цента, уходя вдаль к горизонту, - курган Памяти, на склонах которого разворачивались основные эпизоды действа “Дорога в бессмертие”.на подходах к “Высоте героев” и на главгой аллее мемориала были рассредоточены динамики. И вот раздались голоса:

  • … Товариш полковник! Рата старшего лейтенанта Мартынова прошла минное поле.

  • К бою!

В воздух взмылись три красные ракеты. Гаснут прожектора. Слышны громовые раскаты “Ура-а-а!”

И с этого момента эффект сиюминутного присутствия, соучастия в событиях не покидает собравшихся.звуко-перотехнический бой, нагнетающий атмосферу атаки красноармейцами Лудчицкой высоты, захватывает своей динамикой всех.

Семи “минных полей” разряжают заряды разных мощностей, вверх взлетают сигнальные и осветительные ракеты, поле за мемориальным комплексом заволакивает дым.

На склоне кургана Памяти, слева от фигуры Гусляра, возникает выхваченный прожектором из темноты макет ДОТа. Справа от фигуры Гусляра появляется группа красных звездочек, движущихся по склону вверх. Пульсирующие очереди ДОТа и ползущая навстречу Красная Звезда. То вспыхивая, то погасая, она медленно приближается к огненному несмолкающему “рту” и превращается как бы в вытянутую пружину. Сжатие… Бросок! – и Красная Звезда закрывает огнедышащий “рот”. Наступает мгновенная тишина…затем крики “Ура-а-а!”, автоматные очереди. По склону кургана “бегут” красные звезды, их все больше, больше…

В световой полосе по полю движутся танки и пехота. В эфире – напряженная динамичная музыка, в которую врывается лязг траков, вой пикирующих бомбардировщиков, взрывы…

Звукоперотехнический бой достигает апогея. Загораются дымовые шашки, заливающие фигуру Гусляра.

В сполохах взрывов то гаснут, то вспыхивают вновь красные звездочки. По небу шарят лучи прожекторов, останавливаясь на вражеском “самолете”, их сопровождает яросная мелодия борьбы. Наконец свет прожекторов выводит из дымовой завесы Гусляра, и его музыкально-поэтический сказ продолжает действие.

В Беларуси одним из ярких и запоминающихся шествий стало действо на улицах и площадях Минска 9 мая 1987 года, названное “Дорогой памяти”. Автор сценария и режиссер-постановщик П.А.Гуд. шествие началось в 9.00 по маршруту: площадь Ленина – проспект Ленина – площадь Победы. Вдоль проспекта, на пересекающих его улицах, проходили инсценировки событий военных действий на территории Беларуси.

Эпизод 1. При переходе с площади на проспект, у гостиницы “Минск” – картина “Проводы на фронт”. В исполнении хора с оркестром звучит песня Б.Александрова “Священная война”, идет прощание новобранцев с близкими.

Эпизод 2. У Главпочтамта разыгрывается отрывок из спектакля по книге Смирнова “Брестская крепость”. Разворачивается бой за крепость.

Эпизод 3. Сквер им. Дзержинского – “Минское подполье”. Исполнители групповой пантомимы “печатают” на гектографе листовки и передают их участникам шествия. Звучат сводки Совинформбюро, обсуждаются новости и планы противодействий врагу.

Эпизод 4. “Белорусская партизанская”. На площадке перед ГУМом – партизанский лагерь: костры, шалаши. Выступление партизанской концертной бригады.

Эпизод 5. Лестница с площади перед Домом офицеров на проспект – “Освобожденная Европа”. Группы артистов в костюмах разных народов приветствуют шествие цветами, песнями, национальными танцами. Подъезжают грузовики с воинами Советской армии.

Эпизод 6. Площадка у входа в цирк. Фасад декорирован под Рейхстаг. Идет “последний бой” - между воинами Советской армии и “фашистами”. Водружение красного флага.

Эпизод 7. Мост через реку Свислочь. “Встреча победителей”.

Эпизод 8. Дорога от реки у площади Победы – “Спасенное детство”. Выступления детских хоров, ансамблей танцевалбных и музыкальных. Дети дарят ветеранам свое творчество и цветы.

Эпизод 9. Площадь Победы. Митанг-реквием и возложение цветов к обелиску славы.[5, c. 64]

Таким образом, можно подвести следующий итог, что во времена Советского Союза большое внимание уделялось подготовке и проведению Праздника Победы. За время его существования сложились определенные традиции, распространенные по всей территории бывшего Советского Союза. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостны

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]