
5.Каноническое право.
Особое место в правовой системе Германии занимали универсальные нормы канонического права, действие которых распространялось не только на сословия духовенства, но и почти на всю сферу семейных и наследственных отношений всех сословных групп. По «Саксонскому зерцалу» каждый христианин должен был трижды в году участвовать в церковном суде и столько же раз и в советском.
Под влиянием канонического права происходят важные изменения в германском обязательственном, наследственном и процессуальным праве. Так, рассматривая ростовщичество как грех, церковь запретила взимание процентов по договору взайма. Под влиянием канонического права, и первоначально исключительно в церковных судах, в XIII-XIV вв. в Германии появляется институт нотариата и нотариального заверения официальных документов. В 1512 г. принимается первый императорский Закон о нотариате. Окончательно связь нотариата с церковной администрацией была разрушена лишь в эпоху Реформации.
Изучение канонического права в Германской империи происходило первоначально лишь в северо-итальянских университетах, а так же в школах, образованных при монашеских орденах доминиканцев и францисканцев. В XIV в. была создана собственно германских университетах (в 1348 г. был основан университет в Праге, в 1365 г. – в Вене, в 1386 г. – Гейдельберге, в 1388 г. – Кёльне и др.).
6.Рецепция римского права.
Преподавание канонического право часто шло параллельно с преподаванием рецепированного римского права, универсальные институты и принципы которого внесли значительный вклад в развитие правового единства Германии. В стремлении подчеркнуть преемственность между Священной Римской империей германской нации и государства Древнего Рима привело к возникновению германии в Средние века идеи «трансляции империи». Нашедший, в частности, выражение в «легенде о Лотаре». Согласно этой легенде, германский император Лотарь III во время своего похода Италию в 1137 г. якобы нашел рукопись Дигестов Юстиниана велел ввести их в действие в германии в качестве имперского закона.
Идея «трансляции империи» проводилось и в регламенте в Имперского суда в 1495 г. Согласно
№ 3, его решения должны были основываться на «общем» имперском праве, под которым понималось прежде всего римское право. Между тем в условиях политической и правовой раздробленности Германии нормы рецепированного римское право могли применяться лишь на субсидиарной основы, восполняя пробелы в местном праве. В плод до конца XIX в. в Германии действовало правило, устанавливающее приоритет правовых норм: «городское право ломает земское право, земское право ломает общее право».
7.Общеимперкое законодательство.
Специфической формой имперского законодательство в Германии являются так называемой статуты мира. Как отмечалось постановления империи XII-XIII вв., имели своей основной функцией поддержание земского мира. Соответственно общеимперское право традиционно содержало в основном уголовно-правовые нормы.
Статуты мира требовали, чтобы потерпевшие не вершили самосуда, а обращались в суд для разрешения дел «по справедливости согласно разумным обычаям земель». В нарушении этого принципа как со стороны потерпевших, так и со стороны людей наказывалось как минимум штрафом. Особое внимание уделялось в статутах принципам организации и деятельности судов. Провозглашалась необходимость замещения должности в судьи только достойными людьми, утверждался принцип суда равных с участием высших по положению или равных свидетелей. Наиболее важные дела оставлялись на разрешение императора. При юстициарии предусматривалась должность специального нотариуса из мерян, который должен был ведать приемом и хранением заявлений и жалоб, ведением протоколов и записями решений в императорском суде.
В общеимперском законодательстве формулировался и ряд общих принципов назначения наказания, которые определялось характером преступления и преступника с учетом «дерзо-сти» преступления, а так же рецидива и соучастие. За имущественные правонарушения полагалось в основном возмещение ущерба. Статуте мира были частью императорского права, предназначенного для собственно германских территорий империи. Важный вклад в создании общегерманского уголовного и уголовно-процессуального права был внесен изданиям в 1532 г.
Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в «Каролине» на примере убийства. Так, ответственность за убийства не наступала в случае необходимой обороны, при «защите жизни, тела и имущества третьего лица», задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях.
В уложении различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние не удавшееся вопреки воли преступника. Покушение наказывалось обычно также как окончание преступление. Законоведы того времени различали три вида пособничества: до совершения преступления, на место преступления (соисполнительство), после его совершения. В последнем случае от «корыстного сообщничества» отличалось «укрывательство из сострадания» влекущие более мягкое наказание.