3.Городское право.
Высокая степень единообразия сложилась в германском городском праве. Здесь право нескольких ведущих городов широко заимствовалось другими. Наиболее известными в Германии стали две «семьи» городского права – магдебургского и любекского. Магдебургское городское право действовало на обширной территории восточных земель, включавших Восточную Саксонию, Бранденбург, отдельные области Польши.
В XII-XIV вв. и в других городах Германии создаются обширные своды городского права, обладающие довольно четкой структурой и логичностью. Особой тщательностью отличалось отличалась в германском городском праве разработка вопросов организации судопроизводства, доказывания и правил процесса. Основная масса дел рассматривалась коллегией городских шеффенов, которая имела общую юрисдикцию в отношении горожан и иностранцев. При этом подчеркивалась исключительная подсудность горожан городскому суду, они не могли обращаться в суд за пределами города. За срыв заседания суда, неявку в суд судьи, как и стороны, участвующие в деле, подлежали штрафу.
Городское процессуальное право делало особый акцент на гарантиях прав обвиняемого: краткосрочности разбирательства, объективности оценки доказательств, недопущении самосуда. Основным видом доказательства виновности или невиновности лица в городском суде являлось единогласное подтверждение факта «сам седьмой», т.е.с помощью шести свидетелей. Помимо свидетелей во многих случаях требовалось и другие доказательства совершения преступления. Если такие доказательства имелись, они не могли быть опровергнуты присягой. Если же их не было, городское право считала необходимым оправдать обвиняемого даже при наличие свидетелей. Германское городское право запрещало самосуд даже при поимке преступника на месте и устанавливало более мягкие правила доказывания в отношении женщин. Если женщина не была захвачена на месте преступления, она могла освободиться от ответственности присягой о своей невиновности.
Нормы права г. Любека – второго по значению «материнского» города средневековой Германия – получила широкое распространения в рамках ганзейского союза, или Ганзы (XIII в. - 1669 г.). Объединив около 160 городов, Ганзе фактический контролировали всю торговлю в районе Северного и Балтийского морей. Активное участие германских купцов в международной торговле привело к становлению в рамках германского права обособленного комплекса норм торгового права.
Права Ганзе было наднациональным: оно включала в себе нормы, регулирующие торговый оборот от Нормандии до Шотландии и от Скандинавии до Дуная. Наибольшее количество норм торгового права содержалось в городских статутах Висби (шведский город-порт, расположений на острове Готланд в Балтийском море), так как здесь часто проходили съезди купцов Ганзы. Если земское право острова Готланд имело шведское происхождение, то торговое право Висби находилось под решающим влиянием права немецких городов Любека и Гамбурга. Особое развитие в рамках Ганзе получило морское право. В 1287 г. в Висби был принят статут, запрещающей покупку и иное присвоение имущества, образовавшегося вследствие кораблекрушения или пиратского нападения. Если подобные случай происходили недалеко от Висби, то в городе немедленно начинался судебный процесс с особой процедурой.
Развитию норм наднационального, международного торгового права на севере Германия, а также в Англии, Фландрии, Нидерландах, скандинавских странах во многом способствовало и формирования здесь многочисленных замкнутых и основанных на договоре-клятве купеческих братств (гильдий, или ганз). Важным источником германского торгового права стали международные договори купеческих ассоциаций с другими городами, их союзами и даже иностранными монархами. Известен, например, подобный договор между г. Кёльном и английским королем Генрихом I (1157 г.), в котором король обещал купцам Кёльна равные права с английскими купцами, т. е. Предоставлял им «национальным режим». Впоследствии такое же право получили купцы Гамбурга и Любека. Становления торгового права происходил параллельно с созданием самостоятельной торговой юстиции. В систему торговых судов входило суды. Как правило, судьи в этих судах были непрофессиональными, избираемые из самих же купцов. Иностранные купцы получили право избирать судей из своих соотечественников. Специфики торгового оборота обусловила разработку торговыми судами особой процедуры рассмотрения дел и системы доказательств. Главная цель их создания состояла в обеспечения быстроты, ликвидации формализма и волокиты чему во многом способствовало широкое распространение института нотариата, системы особого оформленное торговых сделок.
Значительное развитие в рамках германского торгового права получили и такие институты, как морская перевозка, оборотные документы (в частности, вексель ), торговое товарищество (полное торговое товарищество, объединение для заключения отдельных торговых сделок за общий счет, негласное товарищество и др.). Простой, или «сухой», вексель как обещание ние заплатить определенную денежную сумму часто облекался в нотариальную форму, в то время как переводной вексель (тратта) формулировался в виде простого письменного документа. Значительную регламентацию в рамках торгового права получили и различные способы обеспечения обязательств: поручительство, залог, а также регистрация торговых операций в специальных торговых реестрах – так называемых «долговых книгах» (впервые этот институт был закреплен в городском статуте Гамбурга 1270 г.).
