Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по эстетике 3.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
112.04 Кб
Скачать

45. Восприятие художественного произведения как реконструкция и интерпретация.

"Восприятие произведения искусства как эстетического предмета, в своем полностью завершенном облике побуждающего читателя к эмоциональной реакции на содержание произведения, а иногда и к его оценке, имеет своей основой довольно незначительное число черт и сторон произведения искусства". "...то, что осталось недоговоренным или было обойдено молчанием, может домысливаться, так что под влиянием текста читатель заполняет пробелы теми или иными, в большей или меньшей степени определенными, смысловыми образованиями. верный произведению способ его прочтения предусматривает сохранение выступающих в произведении смысловых пробелов и удержание напрашивающихся сущностей в состоянии загнанной "внутрь", как бы "свернутой", рождающейся мысли, а не грубое их разъяснение". Эмоциональный компонент доминантного смысла, по мнению А.В. Кинцель, регулирует восприятие текста. В разных текстах он реализуется по-разному в зависимости от характера мотива речевой деятельности. Эстетизированная эмоция, представленная в художественном тексте, соотнесена с эстетическим идеалом автора, она, как правило, сильнее, чем обычная нейтрально-положительная модальность разговорного или публицистического речевого произведения, потому и выражена целым комлексом языковых средств, структурированных в рамках поэтических или прозаических когнитивных моделей.

Текст – цельная, динамичная, открытая система (в современном синергетическом понимании системы). В этом смысле он не только некое графически зафиксированное сообщение, но и сложное целое, находящееся на пересечении вне- и внутритекстовых связей. Любые художественные приемы, поэтические фигуры, текстовые формы, «языковые трюки», языковая (когнитивная) игра, лакуны или «сгущения» не случайны.

46. Эстетика и эстетическое как эстетические категории.

Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая форма эстетической деятельности. Эстетическое отношение проявляется через эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как: эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира); эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности); эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт). Эстетическая деятельность представляет собой воплощение ценностных представлений сознания в практике жизни. Существуют различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы, отношений), а также специализированная эстетическая деятельность – искусство.

Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным отношением к действительности.

47. Проблема эстетики и эстетического в дискуссиях 70-х годов XX века.

"III модель эстетического (субъективно-объективная): эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа". "IV модель эстетического ("природническая", или "материалистическая"): эстетическое – естественное свойство предметов". "V модель эстетического ("общественная" концепция): эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях)". 3-я и 4-я "модель" существовали издавна в истории эстетической мысли. Что же касается 5-ой "модели", то её появление и стало детонатором дискуссии, поскольку она выступила как "новая "эстетическая" школа", как её не без основания назвал Г.Н. Поспелов, будучи сам её решительным противником. Правда, мы видели, что к этой "модели", по сути дела, подходили с позиций своего системного плюрализма и А.Ф. Лосев, и Г.Г. Шпет, и Я. Мукаржовский. Но "отдуваться" за "общественную" концепцию пришлось "новой "эстетической" школе".

Уже отмечалось, что в своем становлении "общественная" концепция опиралась на гуманистические идеи Маркса, на его анализ общественных отношений, принимающих вещественную форму. Показательно, что и Г.Г. Шпет, и Я. Мукаржовский также в этом вопросе ссылались на основоположника марксизма, не будучи марксистами. Мне и моим коллегам-соратникам казалось в 50–60-ые годы, что "общественная" концепция и есть действительно марксистская концепция эстетического – теоретическая "модель" эстетического, качественно отличающаяся от всего, что было предложено раньше.