
2. Толерантность как правовая категория
16 ноября 1995 года была утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО «Декларация принципов терпимости».
Согласно статье 1 «Декларации принципов терпимости»1:
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Правовое регулирование, вообще, и в большей степени касательно рассматриваемой темы, не может быть эффективным иначе как в тесном и гармоничном взаимодействии с системой норм морали и нравственности. Неисчерпаемым источником общечеловеческих ценностей и морально-этических правил, бесспорно, являются мировые монотеистические религии, признающие терпение величайшим даром и обязанностью. Считается, что нормы христианской религии, ислама и иудаизма неразрывно связаны с преобразованием социокультурного мира и их взаимодействие с правовыми нормами является тесным. Этноконфессиональная составляющая признается специалистами доминирующей в становлении и развитии толерантности.
В таком понимании глубокое осмысление правовой сущности толерантности и возможных форм этико-правовых связей, обеспечивающих реализацию идей толерантности в праве России, представляется крайне интересным и актуальным. Особый интерес в данном случае представляет исследование возможностей применения идей толерантности в частноправовых отношениях.
Термины «толерантность» и «терпимость» крайне редко используются в законодательстве Российской Федерации. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, указывающий в преамбуле на необходимость достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Вышеуказанное обстоятельство, однако, не означает, что идеи толерантности не находят отражения в праве России. В силу прямого указания ст. 15 Конституции РФ1, нормативные положения Декларации принципов терпимости2, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, являются составной частью правовой системы России. При этом положения данной декларации имеют большую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации. Данная декларация содержит понятие толерантности (терпимости) и определяет основные обязательства государств по ее достижению и поддержанию. Декларация рассматривает толерантность, прежде всего, как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Конституция Российской Федерации закладывает принципиальные условия для развития идей толерантности. Согласно Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина в России не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В России действует презумпция невиновности (Статья 17,19, 28, 29, 49 Конституции РФ1).
Текущее законодательство Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне развивают и детализируют конституционные положения.
Законодательство о культуре декларирует признание государством равного достоинства культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры. Каждому гарантируется право свободного выбора нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст. 11 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»2). Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, гарантируется право на культурно-национальную автономию. Малочисленные этнические общности пользуются протекционизмом (покровительством). В целях сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российская Федерация принимает меры защиты и стимулирования.
Информационное законодательство и законодательство о языках России обеспечивают равный, недискриминационный доступ всех граждан к общедоступной информации. Обеспечивается равное положение языков народов Российской Федерации. Не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, содержащих культ насилия и жестокости.
Законодательство о религии запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
Уголовное законодательство любое преступление, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривает как совершенное с отягчающими обстоятельствами. Уголовно наказуемыми деяниями признаются нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминация), совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Запрещаются создание и участие в некоммерческих организациях, посягающих на личность и права граждан, экстремистских организациях. Признается преступлением возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 136, 239, 282, 282.1, 282.2 УК РФ1).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реализация идей толерантности в новых условиях немыслима без использования правовых механизмов. Государства на современном этапе должны стремиться к созданию политико-правового режима в наибольшей степени способствующего укреплению идей толерантности в общественном сознании. Требует усовершенствования соответствующая система правовых стимулов и ограничений, профилактики и юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.