Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по педагогике.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
279.73 Кб
Скачать

30. Раскройте педагогические идеи Средневековья в трудах Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторский.

Наставник детей французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх), которые необходимо учитывать в воспитательном процессе. Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней").

Винцент из Бове – французский монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять».

Бове сделал одну из первых попыток проанализировать особенности психологии ребенка. Он заметил, что чрезмерная строгость в воспитании может привести к отчаянию. Главный метод воспитания, по мнению Бове, – убеждение, предоставление ребенку возможности самому размышлять над сказанным. Был сторонником доступности обучения для девочек.

Гуго Сен-Викторский (1097–1141) – средневековый теолог. Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п.

Был монахом Сен-Викторского аббатства в Париже, и со временем возглавил открывшуюся при аббатстве школу. Здесь он оставался до своей смерти в 1141. Первоначально Гуго преподавал «свободные науки», о чем свидетельствуют его сочинения, посвященные грамматике, геометрии, метрологии, истории, и утраченный трактат по астрономии.

Гуго Сен-Викторский был столь верным последователем учения св. Августина, что современники прозвали его «языком Августина». Универсализм и духовная ориентация, характерные для его умонастроения, резко контрастировали с тенденциями к специализации и секуляризации «учености», типичными для «ренессанса» 12 в. Так, в своем Дидаскалике – систематическом обзоре 21 области знания – он настаивал не только на том, что все эти области знания неразрывно связаны между собой, но и на том, что в своей целостности они обеспечивают единение с божественной Премудростью, ради которого и был создан человек, но которое он утратил с грехопадением.

Самое известное философско-дидактическое сочинение Гуго Сен-Викторского — «Дидаскаликон», написанный в 20-е гг. Этот труд резюмирует дидактическую литературу поздней античности и раннего Средневековья. Вобрав в себя основные достижения философской и дидактической мысли, он даёт стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая всё это с системой мира и со смыслом существования человека.

«Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» по своему философскому содержанию — одно из наиболее характерных сочинений XII в. Поскольку для средневековой философии был присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче её другим), философия была схоластической (то есть школьной) и философские труды создавались в форме диалога между учителем и учеником.

Чтение, по мнению философа, должно перемежаться с размышлениями и запоминанием прочитанного и услышанного от учителя. Рассказ о различных науках и искусствах Гуго Сен-Викторский связывал с картиной мироздания, которая объяснила разнообразие знаний. Его позиция: «Изучай все! Позже ты увидишь: ничего не лишне».

Однако очень важной он считал соблюдение  последовательности в изучении наук, и это – единственный путь к истине, которому можно научить другого. В "Дидаскалионе" указал этот порядок и необходимый круг чтения и дал четкую классификацию знаний. Но собирание знаний никогда не считал самоцелью. Знания нужны для того, чтобы направить их к созерцанию Бога и к любви. Поэтому постижению наук необходимо должно предшествовать преображение нравов и научение созерцательной жизни. Полное и строгое соблюдение этой иерархической последовательности возможно только в рамках монашеской жизни, включающей чтение и учение, медитацию, молитву, работу и, наконец, созерцание. Созерцание неотделимо от любви, ибо связано с предвкушением вечной радости Божественной любви, воздающей человеку за добрые дела. 

Он неразрывно увязывал религиозное и светское начала в воспитании. Речь шла о "спасении души" и богоугодном образовании. Автор "Дидаскалиона" утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, в частности, о целесообразности изучения прежде всего сущностного знания ("не умножай боковые тропинки, пока не пройдешь по главному пути").