Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция №2. Стилистика.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
13.04.2020
Размер:
56.83 Кб
Скачать

2)Разговорная:

  • дружище, бездельник, дворняга, сотня, манка, билетерша,

  • малюсенький, чернявый, носатый, глазастый, никчёмный,

  • ахнуть, наловчиться, брякнуть, шлепнуться,

  • прямиком, вприпрыжку, складно, нахрапом, навалом,

  • а то, кабы, зато, да (в знач. «и»),

  • про (кого/что), по-над (чем).

Понятие книжной окраски может быть дифференцировано. Сравним: эксперимент, нижеподписавшиеся, прибыть с официальным визитом, гуманитарная помощь, фонема; при общности их стилистической окраски (книжные) заметим явные различия. «Эксперимент» – общекнижное (и в научной речи, и в деловом документе, и на газетной полосе). Его «книжность» ощущается при перенесении их в ту сферу, которая не обслуживается книжными стилями, - в сферу повседневно-бытового общения. Сфера функционирования трех других – Уже: официально-деловая (нижеподписавшиеся) , политическая (гуманитарная помощь), научная (фонема).

Ряд книжных слов имеет поэтическую окраску: восславить, мечтания, сыны, лазоревый, скорбь, изведать и др.. Поэтизмы стоят особняком – это, как правило, архаические элементы словаря, активно употреблявшиеся в поэзии 18-нач.19 вв.

При всем своеобразии стилистических окрасок следует учитывать, что резких граней между ними в процессе употребления обычно не наблюдается. Даже и так называемые нейтральные единицы могут порой приобретать в контексте стилистические окраски; среди единиц с собственной стилистической окраской наблюдается постоянное взаимодействие, - может видоизменяться характер окраски: одобрение – в ироничность (Ну ты молодец!). Кроме того, одно и то же языковое средство может одновременно обладать как эмоционально-экспрессивной окраской, так и функциональной. Например, публицистические средства языка (функциональный аспект) обладают в то же время торжественным, поэтическим, риторическим или, напротив, уничижительными, ироническими оттенками: зиждитель, вития, вещать. Собственно, часто экспрессивная окраска совмещается с функциональной, но не всегда: Картошка – разг., но нет оценки.

Многообразие оттенков присуще в основном лексике. Словообразование – разные суффиксы имееют разную стилистическую окраску – напр.. разг.(-ун, -очек, -ак-) или книжн. (-изирова-, низ-, воз-, -ация). У единиц морфологического, синтаксического уровней круг эмоционально-экспрессивных оттенков уже: Я хочу есть - Мне хочется есть – есть хочется, есть хочется как, как есть хочется и т.д. Бухгалтер – бухгалтерша (разг.), аспирант – аспирантка (разг.); самый крупный (нейтр) – крупнейший (книж); перед – пред; вокруг – окрест; касательно, в адрес (офиц-дел). Это не означает, что возможности выражения разнообразных оттенков экспрессии у грамматических средств более ограниченны, чем у лексических. Синтаксис обладает богатейшими возможностями выражения эмоционально-экспрессивных оттенков, но в нем нет строгой закрепленности эмоционально-экспрессивной окраски за конкретными его единицами.

Очевидно, что фонд стилистических средств языка составляют стилистически окрашенные языковые единицы. Однако только ли эти единицы способны быть стилистическими средствами? Стиль может создаваться и другими, не окрашенными в системе языка средствами. Нейтральные средства также участвуют в образовании стиля.

Согласно последней точке зрения, почти любая языковая единица, особенно многозначная (не только лексическая, но и грамматическая), может быть стилистическим средством. Причем она одновременно может иметь несколько различных стилевых окрасок, особенно функциональных, соответственно разным ее значениям.

Стилистические потенции языковой единицы раскрываются в процессе функционирования, и их выражение зависит от особенностей использования данного средства в конкретных речевых условиях. В этом проявляется диалектическое единство и взаимосвязь структурной и функциональной сторон языка.

Вопрос о стилистических средствах и, следовательно, о стилистических ресурсах языка теснейшим образом связан с проблемой синонимии. По мнению А.И. Ефимова, отражающему общепризнанную точку зрения, «синонимика речевых средства – центральная проблема стилистики». Существование стилей в известном смысле обеспечено синонимией, т.е. «наличием разных языковых форм, … которые можно использовать для описания одного и того же внелингвистического факта».