Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сочинения Григория Саввича Сковороды Собранныя...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 1. О б о г ѣ.

Весь міръ состоитъ изь двухъ натуръ—одна видимая, а другая невидимая.

Видимая натура называется тварь, а невидимая Богъ.

Сія невидимая натура или Богъ всю тварь проницаетъ и содер­житъ; вездѣ всегда былъ, есть и будетъ. Напр. тѣло человъческое видно, но проницающій и содержаний оное умъ не видѣнъ.

По сей причинѣ у древнихъ Богъ назывался умъ всемгрный. Емужъ у нихъ были различныя имена, напр. натура, бытіе вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна, и проч. А у христіанъ знатнѣйшія Ему имена суть слѣдующія: Духъ, Господь, Царь, Отецъ, Умъ Истина. Послъдніе два имене кажутся свойственнее прочихъ, потому что умъ вовсе есть не вещественъ, а истина вѣчнымъ своимъ пребываніемъсовсѣмъ противна непостоянному веществу. Что касается до ви­димой натуры, то ей также не одно имя; напр. вещество или матерія, земля, плоть, тѣнь и проч.

Какъ теперь мало кто разумѣетъ Бога, такъ неудивительно, что и у древнихъ часто публичною ошибкою почитали вещество за Бога, и за тѣмъ все свое богопочитаніе отдали въ посмѣяніе.

Однакоже въ томъ всв ввки и народы всегда согласно вѣрили, что есть тайная нвкая, по всему разлившаяся и всѣмъ владѣющая сила.

По сей причинв, для чести и памяти его, по всему шару зем­ному, общенародно были всегда посвящаемы домы, да и теперь вездѣ все то же. И хотя, напр., подданный можетъ ошибкою почесть ка­мердинера вмъхто господина, однако жъ въ томъ никогда не спо­рить, что есть надъ нимъ владѣлецъ, котораго онъ, можетъ статься, въ лицо не видывалъ.

Подданный его есть всякій народъ и равно каждый признаетъ предъ нимъ рабство свое. Такова вѣра есть обща и проста.

ГЛАВА Ш. О промыслѣ общемъ.

Сіято блаженнѣйшая натура или духъ, весь міръ, будто машинистова хитрость, часовую на башнѣ машину въ движеніи содержитъ

Глава II. О Вѣрѣ вселенной.

392

и, по примfepy попечительнаго отца, самъ бытіемъ есть всякому созданію.

Самъ одушевляетъ, кормитъ, распоряжаетъ, починяетъ, защищаетъ и по своей же волѣ, которая всеобщимъ закономъ или уставомъ зовется, опять въ грубую матерію, или грязь, обращаетъ; и мы то называемъ смертію.

По сей причинѣ разумная древность сравнивала его съ математикомъ или геометромъ, потому что непрестанно въ препорпіяхъ или размЬрахъ упражняется, вылѣпливая по разнымъ фигурамъ, напр. травы, дерева, звѣрей и все прочее, а еврейскіе мудрецы уподобили его горшечнику. Сей Промыслъ есть общій, потому что касается до благосостоянія всѣхъ тварей.

Глава IV.

О промыслѣ особенность для человѣка.

Сей чистѣйшій, всемірный, всѣхъ вѣковъ и народовъ всеобщій умъ излилъ намъ, какъ источникъ, всѣ мудрости и художества, къ провожденію житія нужныя. Но ничѣмъ ему такъ не одолженъ всякій народъ какъ тѣмъ, что онъ далъ намъ самую высочайшую свою Пре­мудрость, которая природный его есть портретъ и печать.

Она столько превосходить прочіе разумные духи или понятія, сколько наслѣдникъ лучше служителей.

Она весьма похожа на искуснвйшую архитектурную симметрію или модель, которая, по всему матеріалу нечувствительно простираясь, дъуіаетъ весь составь крѣпкимъ и спокойнымъ, всЬ прочіе приборы содержащимъ.

Такъ слово въ слово и она, по всѣмъ членамъ политическаго корпуса, изъ людей не изъ камней состоящаго, тайно разлившись, дѣлаетъ его твердымъ, мирнымъ и благополучнымъ.

Есть ли, напримъръ, кая фамилія или городъ, или государство по сей моделѣ основано и учреждено, въ то время оно бываетъ раемъ, небомъ, домомъ Божіимъ и проч. А естьли кой одинъ какой человѣкъ созиждетъ по ней житіе свое, въ то время бываетъ въ немъ страхъ Божій, святыня, благочестіе и проч. И какъ въ тѣлѣ человѣческомъ одинъ умъ, однако разно, по разсужденію разныхъ частей, двйствуетъ, такъ и въ помянутыхъ сожительствахъ, сею Премудростію связанныхъ, Богъ чрезъ различные члены, различныя въ пользу общую производить дѣйства.

Она во всѣхъ нашихъ всякаго рода дълахъ и рѣчахъ душа, польза и краса, а безъ нея все мертво и гнусно... Родимся мы всѣ безъ нея, однако для нея. Кто къ ней природнъе и охотнѣе, тотъ благороднѣе и острfce, а чѣмъ большее кто съ нею имветъ участіе, твмъ

393

дѣйствительнѣйшее, но непонятное внутрь чувствуетъ блаженство или удовольствіе. Отъ нее одной зависитъ особенный ко созиданію рода

Онато есть прекраснвйшее лице Божее, которымъ онъ со временемъ, напечатуясь на дупгѣ нашей, дълаетъ насъ изъ дикихъ и безобразныхъ монстровъ или уродовъ человеками, то есть, звѣрками къ содружеству и къ помянутымъ сожительствамъ годными, не злобивыми, воздержными, великодушными и справедливыми.

А есть ли уже она вселилась въ сердечныя человѣческія склон­ности, въ то время точно есть тоже самое, что въ движеніи часовой машины темпо (tempo), т. е. правильность и вѣрность. И тогдато бываетъ въ дуцгѣ непорочность и чистосердечіе, какъ бы райскій нѣкій духъ и вкусъ, плъняющій къ дружелюбію.

Она различить насъ отъ звѣрей милосердіемъ и справедливостью, а отъ скотовъ воздержаніемъ и разумомъ; и не иное что есть, какъ блаженнѣйшій образъ Божій, тайно на сердцѣ написанный, сила и правило всѣхъ нашихъ движеній и дѣлъ.

Въ то время сердце наше дѣлается чистымъ источникомъ благодѣяній, несказанно душу веселящихъ; и тогдато мы бываемъ истин­ными по душfe и по тѣлу человеками, подобны годнымъ для строенія четвероугольнымъ камнямъ, изъ каковыхъ живый Божій домъ состав­ляется, въ которомъ Онъ особливою царствуетъ милостію.

Трудно неоцененное сіе сокровище проникнуть и примѣтить, а для одного сего любить и искать ея (премудрости) не легко.

Но сколько она снаружи не казиста и презрѣнна, столько внутрь важна и великолѣпна; похожа на маленькое, напримѣръ, смоквенное зерно, въ которомъ цѣлое древо съ плодами и листомъ закрылось, или на маленькій простой камушекъ, въ которомъ ужасный пожаръ затаился. Для оказалости намѣчали ее всегда признаками и она будто който принцъ имѣла свои портреты, печати, и узлы, разные въ разныхъ вѣкахъ и народахъ.

Еято былъ узелъ, напр. змій, повышенный на колу предъ жидами.

Ея гербъ: голубь съ масличною во устахъ ввтвію. Являлась она въ образѣ льва и агнца, а царскій жезлъ былъ ея жъ предметомъ, и проч.

Таилась она и подъ священными у нихъ обрядами, напр. подъ яденіемъ пасхи, подъ обръзаніемъ и проч. Закрывалась она, будто подъ разновиднымъ маскарадомъ, иподъ гражданскими исторіями, напр. подъ повѣстыо о Ісавѣ и Іаковѣ, о Саулѣ и Давидъ и проч., и однимъ тайнымъ своимъ црисутствіемъ сдѣлала тѣ книги мудрыми.

А въ послѣдовавшія уже времена показалась она во образѣ мужескомъ, сдѣлавшись Богочеловѣкомъ.

человѣческаго промыслъ.

394

Каковымъ же способомъ Божія сія Премудрость родилась отъ Отца безъ матери и отъ Дѣвы безъ отца, какъ Она воскресла и опять къ сво­ему Отцу вознеслась и прочая, пожалуй не любопытствуй и имѣются и въ сей, такъ какъ и въ протчихъ наукахъ, тонкости, въ кото­рыхъ однихъ можетъ себъ занять мѣсто тая недействительная вѣра, которую наз. умозрительною.

Поступай и здѣсь такъ, какъ на оперfe, и довольствуйся твмъ, что глазамъ твоимъ представляется, а за ширмы и за хребетъ театра не заглядывай. Сдѣлана сія занавѣса нарочно для худородныхъ и склонныхъ къ любопытству сердецъ, потому что подлость, чѣмъ въ ближайшее знакомство входитъ, тѣмъ пуще къ великимъ дѣламъ и персонамъ учтивость свою теряетъ.

На что тебfe спрашивать, напр., о воскресеніи мертвыхъ, есть ли и самый даръ воскрешать могти—ничто не пользуетъ бездѣльной дуцгѣ, ни воскресающей, ни воскрешаемой? Отъ таковыхъто любопытниковъ породились расколы, суевѣрія, и прочія язвы, которыми вся Европа безпокоится.

Важнѣйшее двло Божіе есть: одну безпутную душу оживотво­рить Духомъ своихъ заповѣдей, нежели изъ небытія произвесть но­вый земный шаръ, населенный безаконниками.

Не тотъ вѣренъ государю, кто въ тайности его вникнуть ста­рается, но тотъ, кто волю его усердно исполняетъ..

Ввчная сія Премудрость Божія, во всѣхъ ввкахъ и народахъ, неумолкно продолжаетъ рѣчь свою, пока не иное что есть какъ повсемственнаго естества Божія невидимое лицо и живое слово, тайно ко всѣмъ намъ внутрь гремящее. Но не хотимъ слушать совѣтовъ ея, одни за лишенІемъ слуха, а самая большая часть по несчасному уп­рямству, отъ худаго зависящему воспитанія.

Прислушивалися нетлѣнному сему гласу премудрые люди, назы­ваемые у жидовъ пророками, и со глубочайшимъ опасеніемъ повелѣваемое исполняли.

Она начало и конецъ всѣхъ книгъ пророческихъ; отъ нея, чрезъ нее, и для нея все въ нихъ написано.

По сей причинfe разныя себѣ имена получила. Она называется образъ Божій, слава, свътъ, слово, совѣтъ, воскрешеніе, животъ, путь, правда, миръ, оправданіе, благодать, истина, сила Божія, имя Божіе, воля Божія, камень вѣры, царство Божіе и проч. А самые первѣйшіе христіане именуютъ ее Христомъ, то есть ПомазанникомъЦаремъ, потому что одна она управляете» къ вѣчному и временному счастію всѣ государства, всякія сожительства, и каждаго порознь. Да и кромѣ того у. древнихъ царственнымъ называлось все, что верховнымъ и главнѣйшимъ почиталось.

394

Провидѣлъ было Авраамъ блаженнѣйшій свѣтъ ея, и на ней увѣрившись, сдѣлался со всю фамилею справедливымъ, а съ поддан­ными благополучнымъ; однако она и прежде Авраама всегда у своихъ любителей живала.

А Моисей, съ невидимаго сего образа Божія, будто планъ снявъ, начертилъ его просто и грубо самонужнѣйшими линіями и по нему основывалъ жидовское общество, сдѣлалъ оное благополучнымъ же и побѣдительнымъ. Онъ по тогдашнему написалъ ее на каменныхъ доскахъ и такъ сдѣлалъ, что невидимая Премудрость Божія, будто видимый и тлѣнный человѣкъ, чувственнымъ голосомъ ко всѣмъ намъ рѣчь свою имѣетъ.

Сія рѣчь, понеже отъ него раздѣлена на десять разсужденій или пунктовъ, потому названа Деслтослоѳіемъ.

I. Азъ есмь Господь Богъ твой, да не будутъ тебѣ бози иніи развб мене. Яснѣе сказать такъ:

Я глава твоего благополучія и свѣтъ разума. Берегись, чтобъ ты не основалъ житія твоего на иныхъ совѣтахъ, исскуствахъ и вымыслахъ, хотя бъ они изъ Ангельскихъ умовъ родились. Положись на меня крепко: есть ли жъ, меня минувъ, заложишь вѣкъ твой на иной пре­мудрости, то она тебѣ будетъ и богомъ, но не истиннымъ; а посему и счастіе твое подобно будетъ воровской монетѣ.

II. Не сотвори тебв кумира, и проч. А какъ на подлыхъ камняхъ, такъ еще болѣе не велю тебѣ строиться на видимостяхъ. Всяка ви­димость есть плоть, а всяка плоть есть песокъ, хотя бъ она въ под­небесной родилась, все то идолъ, что видимое.

III. Не пріемли имени Господа Бога твоего всуе. Смотрижъ во первыхъ: не впади въ ровъ безумія, будто въ свѣтѣ

ничего нътъ, кромѣ видимостей, и будто имя сіе (Богъ) пустое есть. Въ сей то безднв живутъ клятвы ложныя, лицемѣріе, обманы, лукав­ства, измътш и всв тайныхъ и явныхъ мерзостей страшилища. А вме­сто того напиши на сердцѣ: что вездѣ, всегда присутствуете судъ Божій, готовъ на всякомъ мѣстѣ невидимо жечь и сѣчь невидимую твою часть, не косня ни точки, за всв двла, слова и мысли, въ которыхъ меня нътъ.

IV. Помни день субботний, и проч. Сіе ты повсюду и внутри тебв хранящееся Величество Божіе съ вврою и страхомъ въ день воскресный прославлять не забывай. А покланяйся не пустыми только церемоніями, но самымъ дѣломъ, сердечно Ему подражая. Его двло и вся забава въ томъ, чтобъ всеминутно промышлять о пользѣ всякой твари