Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическое Богословие 2013.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Раздел III. Богопознание и его границы

Ошва 3. Понятие об апофатическом и катафатическом

Богословии

Согласно православному учению, Бог является одновре- менно и трансцендентным и имманентным миру, т. е., на- ходясь «вне» его по сущности, присутствует в мире Своими энергиями. По выражению В. Н. Лосского, «в имманентнос- ти откровения Бог утверждает Себя трансцендентным творе- нию»1, т. е., открывая Себя в энергиях, Бог тем самым утверж- дает, что по Своей сущности Он является неприступным.

В силу этого существуют два тесно взаимосвязанных пути богопознания. Еще дохристианские авторы знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом в конечном счете поверх гает человека в молчание, т. к. все имена и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не позволяют объять бесконечное. Иначе говоря, опыт богопоз- нания в своем пределе неизъясним. Следовательно, закон- ным является путь отрицания, путь апофатический (от греч. άπόφασις — отрицание), т. е. стремление познать Бога не в том, что Он есть, не в соответствии с нашим тварным опытом, а в том, что Он не есть.

Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание за Богом всех свойств и качеств, так или иначе присущих тварному естеству. Для своего восхождения человек должен устранить из своего ума представление о всем тварном, причем не только о мате- риальном, но также и о духовном, отречься и от самых возвы- шенных понятий, таких как любовь, мудрость и даже самое бытие. Это путь аскетического восхождения, который пред- полагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с личным Богом в состоянии экс- тасиса (выхода из самого себя), в котором человек способен «посредством невидения и неведения видеть и разуметь то, что выше созерцания и знания, что невозможно ни видеть, ни знать, ибо это и есть поистине видеть и ведать»2.

1 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 204.

2 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. Гл. 2 //Диони-

91

Часть первая. Введение в догматическое богословие

Знание, полученное в таком состоянии, является в пол- ном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченно- го единения с Богом, действительно получает знание о Боге, но, когда выходит из этого состояния, обнаруживает, что в человеческом языке нет таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт. В трактате «О мистическом богословии», входящем в состав Ареопагитского корпуса, разъясняется, что «по мере нашего восхождения вверх, речи вследствие сокра- щения умозрений сокращаются. Так что... входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершенную бес- словесность и неразумение»1. Говорить об этом неизреченном опыте можно только отрицательно, как это и сделал ап. Павел, когда сказал (конечно, имея в виду себя самого), что знает че- ловека, который был восхищен до третьего неба и слышал там то, что человеку невозможно пересказать (см.: 2 Кор. 12:1—4)2.

Но в то же время Бог — это не только некая сущность, но и свободно-разумное Существо (т. е. Личность), Которое Само Себя открывает человеку в Своих действиях, или энер- гиях. Отсюда открывается возможность катафатического (от греч. κατάφασις — утверждение, согласие) знания о Боге.

В Священном Писании нам открыты соответствующие этим действиям Божественные имена, которыми мы и поль- зуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Но и эти имена — ни каждое в отдельнос- ти, ни все вместе — не исчерпывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности, «посколь- ку выше всякого утверждения совершенная и единая Причи- на всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной»3.

сий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 351. (Далее: Дионисий Ареопагит. О мистическом бого- словии.)

1 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. С. 357. Гл. 3.

2 Согласно В. Н. Лосскому, апофатический путь «приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего сущес- твующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее» (Досский В. Н. Очерк мистического бо- гословия Восточной Церкви. С. 21).

3 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. С. 367. Гл. 5.

92