Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическое Богословие 2013.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Раздел IV Учение о совершении Иисусом Христом нашего спасения

объединив эти тенденции, создал на их основе стройную бо- гословскую теорию. Свои взгляды Ансельм изложил в работе «Сиг Deus homo» («Почему Бог стал человеком»).

Суть ее состоит в следующем. Первородный грех, по Ан- сельму, есть преступление справедливого порядка, установ- ленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил (exhonorare) Бога и нанес оскорбление (contume- liam) Божественному величию.

Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, т. е. Бога. Бесконечное вели- чие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупле- ния совершенного против Него преступления. Однако конеч- ность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечест- во в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Бо- жественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедли- вость была удовлетворена. Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати.

Эту теорию разделяли и последующие западные схо- ласты, такие как Фома Аквинский, Петр Ломбардский и др. В протестантизме это учение получило дальнейшее развитие. Лютер и Кальвин говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте1.

В русской богословской науке эта теория утвердилась и получила широкое распространение в XIX столетии благода- ря авторитету митр. Макария (Булгакова), который исполь- зовал ее в своем «Догматическом богословии». Следует от- метить, что тех крайностей, которые имели место у Ансельма и его последователей, у митр. Макария нет. Он сознавал, что спасение предполагает не только удовлетворение Божествен- ной справедливости, но и изменение самой падшей природы человека: для этого надо было «потребить грех во всем су-

вийский, но в его учении юридический аспект не занимает центрально- го места. См.: Попов И. В. Труды по патрологии. Т. I. С. 707-719.

1 См.: Фокин Л. Р. Ансельм // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 482; Огицкий Д. 77., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 87-91.

403

Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

ществе человека, просветить его разум, исправить его волю, восстановить в нем образ Божий, потому что и по удовлетво- рении правде Божией, если бы существо человека оставалось греховным... общение между Богом и человеком не могло бы состояться...»1.

Тем не менее для митр. Макария восстановление чело- веческой природы в его начальном достоинстве является чем-то вторичным; основное ударение митрополит делает на удовлетворении Божественной справедливости, или правде, и излагает учение об искуплении в категориях юридических. Вот несколько характерных цитат:

«Человек... бесконечно оскорбил грехом своего беско- нечно благого, но и беспредельно великого, беспредельно правосудного Создателя и через то подвергся вечному про- клятию»2.

«Чтобы спасти человека... надлежало удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией, оскорбленной его грехопадением, — не потому, что Бог искал мщения, но по- тому, что никакое свойство Божие не может быть лишено свойственного ему действия: без выполнения этого усло- вия человек навсегда остался бы пред правосудием Божиим чадом гнева (Еф. 2:3), чадом проклятия (Гал. 3:10), и прими- рение, воссоединение Бога с человеком не могло бы даже начаться... За грех человека требовалась столько же беско- нечно великая умилостивительная жертва, сколько беско- нечно оскорбление, причиненное человеком Богу... Но та- кой жертвы не мог принести никто из людей, ибо все люди до единого всецело заражены грехом... А потому, что бы ни принес каждый из них, за себя ли или за других, какие бы ни совершил действия, какие бы ни претерпел лишения и стра- дания, — все это не могло бы быть угодным Богу, не могло бы умилостивить Его»3.

«Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил Своею кровью долг и вполне удовлетворил правде Божией за наши грехи... Стра-

1 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богосло- вие. Т. II. С. 10.

2 Там же.

3 Там же.

404