Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическое Богословие 2013.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

ют только отдельные человеческие ипостаси — Петр, Павел, Тимофей. Если признать во Христе полную совершенную че- ловеческую природу, то в таком случае, говорили монофизи- ты, нужно принять и человеческую ипостась, а если во Христе две ипостаси, то мы впадаем в несторианство. Православные возражали монофизитам: если вы во Христе исповедуете еди- ную Ипостась и только одну природу, то в Нем не остается места для истинного и совершенного человечества. Если че- ловечество не является во Христе совершенной природой, то вы фактически отрицаете единосущие Христа человеческому роду и тем самым уклоняетесь в ересь евтихианства — край- него монофизитства, осужденного в V в. почти всеми направ- лениями монофизитства.

  1. Православное учение о воипостасной сущности и о сложной ипостаси

Разрешение вышеназванной проблемы оказалось воз- можным только во второй четверти VI в. благодаря терминоло- гическим нововведениям — использованию в христологии по- нятий «воипостасное» (ένυπόστατον), или «воипостасная сущ- ность (природа)». Эти философско-богословские идеи впервые появляются в трудах таких авторов-диофизитов, как Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский и др. Эти богословы, не ставя под сомнение аксиому о невозможности безыпостасных природ, делали при этом существенное замечание: природа совершенно не обяза- тельно должна быть самоипостасной, т. е. получить реальное бытие именно в своей собственной отдельной ипостаси.

Возможны сложные ипостаси, состоящие из нескольких природ1, также возможно и восприятие природы прежде су-

1 Согласно Леонтию Византийскому, «определение... ипостаси таково: это либо то, что тождественно по природе, но различается по числу; либо то, что состоит из различных природ (έκ διαφόρων φύσεων συνεστώτα), но имеет в своем существовании общение природ друг в друге... [В таких ипостасях] какую-нибудь одну природу и сущность не- возможно созерцать саму по себе, но только вместе с [другой природой], с которой она сосуществует. Это относится не только к душе и телу, но и к другим вещам, у которых ипостась общая (κοίνη... ή ύπόστασις), а природы особые и различный логос [существования] (Ιδία δέ ή φύσις, καί ό λόγος διάφορος)» (Leontii Byzantini Contra Nestorianos et Eutichianos

374

Раздел III. О Боге Спасителе

шествовавшей ипостасью другой природы1. Иными словами, возможно существование сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Например, ипостась человека состоит из двух различных природ, которые различны по своим качест- венным характеристикам. Душа и тело могут рассматриваться как две индивидуализированные природы, но в то же время ни душа, ни тело не являются ипостасями, поскольку сущес- твуют не отдельно и самобытно, но в составе единой сложной человеческой ипостаси.

Христологическое приложение этой новой концепции ипостаси очевидно. Во Христе Божественная и человечес- кая природы соединены по образу того, как соединены душа и тело в человеке. Таким образом, человечество во Христе должно мыслиться не как ипостась, а как воипостасное.

Леонтий Иерусалимский учил: «В последние времена Слово, облекши плотью Свою Ипостась, существовавшую прежде Его человеческой природы, и Свою природу, которая прежде веков была бесплотна, воипостазировало человечес- кую природу (τήν άνθρωπείαν φύσιν ένυπέστασεν)»2. «Мы го- ворим, — утверждал Леонтий, — что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси (έν Ιδιαζούση ύποστηναι), но с самого начала существует в ипостаси Логоса (έντή τοΰ Λόγου ύποστάσει ύφεστηκέναι)»3, поскольку «Он, вос- приняв [плоть] в собственную Ипостась (τη... Ιδίςι ύποστάσει αύτήν άνειληφώς), наделил ее лицом (έπροσωποποίσεν)»4.

// PG. T. 86.1. Col. 1280AB).

1 У преп. Иоанна Дамаскина говорится: «Как природы могут соединяться между собой ипостасно, так возможно и природе быть воспринятой ипостасью и в ней иметь свое существование (φύσιν προσληφθήναι ύπό της ύποστάσεως, καί έν αύτη ύποστηναι δυνατόν). И то и другое мы видим во Христе. В самом деле, в Нем и природы: Бо- жественная и человеческая — соединились, и одушевленная плоть Его получила бытие в существовавшей прежде ипостаси Бога Слова и имеет ту же ипостась (έν τή προϋπαρχούση τοΰ Θεοΰ Λόγου ύποστάσει ύπέστη ή έμψυχος αύτοΰ σάρξ, καί αύτήν έσχεν ύπόστασιν)» (Ioannis Damasceni Dialectica. Cap. 66 // PG. T. 94. Col. 668В. Рус. пер.: Иоанн Дамаскин. Диалектика, или философские главы. С. 107. Гл. 66).

2 Leontii Hierosalymitani Contra Nestorianos. V. 28 // PG. T. 86.1. Col. 1748D.

3 Ibid. II. 14. // PG. T. 86.1. Col. 1568A.

4 Ibid. V. 25. // PG. T. 86.1. Col. 1748A.

375

Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Таким образом, человечество Спасителя получает свое бытие не в отдельной человеческой ипостаси, как в случае каж- дого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы, Которая после воплощения становится сложной, общей для двух природ — Божественной и человеческой. В современном богословии часто говорят о человеческой природе Спасителя, как о воипостазированной в Ипостась Бога Слова1.

Прот. Николай Малиновский таким образом описывает тайну соединения двух природ в едином Лице Богочеловека: «При действительном различии Божества и человечества, с их соответствующими свойствами и деятельностями, во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое “Я”; единич- но сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни Богочеловека. Чело- веческая же природа не получила самостоятельной ипоста- си, отдельно от Ипостаси Бога Слова, но, получив ипостась в Божественной Ипостаси, стала принятой в Ипостась Бога Слова»2.

Иначе говоря, во Христе есть только одно «Я» — это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Бо- жию. Это «Я» живет, действует и сознает Себя в двух приро- дах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое

Ср. у преп. Максима Исповедника: «Плоть Бога Слова не есть ипостась... Ведь никогда она не существовала сама по себе... но всег- да была воипостасной (ένυπόστατος), т. к. в Нем (έν αύτφ) и через Него она восприняла бытие и сделалась по соединению Его плотью... точнее говоря, стала по ипостаси собственным свойством самого Бога Слова (αύτοΰ του Λόγου καθ’ ύπόστασιν ποιουμένη τό ίδιον)...» (Maximi Confessoris Epistola 15 ad Cosmam diaconum // PG. T. 91. Col. 560BC).

1 Например, см.: Флоровский Г., прот. Восточные отцы V—VIII ве- ков. С. 122—124; Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 268—269.

2 Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического бо- гословия. М.: ПСТБИ, 2003. С. 407.

Ср. у Леонтия Иерусалимского в комментарии на Ин. 2:19 (Раз- рушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его): «Одно и то же лицо (πρόσωπον), которое обозначается местоимением “Я”, заключает в себе и разрушаемое тело, и душу, которая говорит через тело, и Бога, воскре- шающего разрушенное» (Leontii Hierosalymitani Contra Nestorianos. II. 48 // PG. T. 86.1. Col. 1601A).

376