Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Актуальные проблемы уголовного права.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
11.88 Mб
Скачать

Вопрос 1. Терроризм как социальное и правовое явление

1.1. Понятие терроризма

Современную историю борьбы с терроризмом уголовно-правовыми средствами в ряде европейских стран и США принято связывать с событиями, произошедшими в 1972 г. на Олимпийских играх в Мюнхене. В сентябре 1972 г. члены террористической группы «Черный сентябрь», состоящей из палестинских боевиков, уничтожили 11 израильских спортсменов. Это трагическое событие, наглядно показавшее опасность и масштабы терроризма, явилось катализатором для разработки и принятия антитеррористического законодательства во многих странах.

Так, в Великобритании, в 1974 г. принят Закон «О предупреждении терроризма (временные положения)». В 1976 г. данный закон был существенно дополнен. В частности, закреплены дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство террористов. Отметим, что принятие антитеррористических нормативных актов в Великобритании связывалось с необходимостью подавления непрекращающихся на протяжении десятилетий террористических выступлений сепаратистов в Северной Ирландии. События, произошедшие на Мюнхенской Олимпиаде, послужили для Великобритании лишь катализатором для радикального решения на законодательном уровне назревших внутренних проблем.

В 70-е гг. Великобританией разработан Единый Британский план борьбы с терроризмом. В этом документе сформулировано понятие терроризма, которое не претерпело каких-либо существенных изменений и в Законе «О предотвращении терроризма». Терроризм определялся как применение насилия в политических целях, включая любое насилие, направленное на то, чтобы вызвать у общества либо его части чувство страха.

Примерно в середине 90-х годов Россия вплотную столкнулась с про­блемой терроризма. В 1995 - 1996 гг. самыми крупными террористически­ми актами в России были : набеги на г.Буденовск и г. Кизляр чеченских боевиков , взрыв на Котляковском кладбище в г. Москве , когда 13 чело­век погибло и 80 человек получили ранения , мощный взрыв в жилом доме в дагестанском городе Каспийске , когда погибло 68 человек . 31 декабря 1996 г. газета " Сегодня" подвела итог террористическим прояв­лениям в 1996 г., зафиксировав 33 факта. По данным газеты , примерно 90 % таких фактов связаны со взрывом или попытками взрывов . В 1999 году взрывы в жилых домах в г. Москве и г. Волгодонске унесли сотни жизней . По сравнению с предыдущими годами заметно снизилось число случаев захвата заложников, не было захватов самолетов. 11 сентября международная исламская террористическая организация Аль Каида произвела атаку на Пентагон (Вашингтон), и здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Отдельные террористические преступления, в том числе прошлых лет, были раскрыты, и виновные привлечены к уголовной ответственности, но в целом нака­зуемость за столь опасные деяния находится на весьма низком уровне. Для сравнения приведем некоторые данные о терроризме в зарубежных странах, которые столкнулись с этой проблемой значительно раньше России. Потрясающий по жестокости акт терроризма совершили чеченские боевики, уничтожившие более 300 человек в школе г.Беслана.

По свидетельству западных исследователей и средств массовой информации, терроризм приобретает угрожающие масштабы, характер его ужесточается, а методы становятся все более разнообразными.

В. В. Князев и Б. М. Самохин в своем обзоре проблем терроризма169 (1996г.) отмечают, что политика террора проявляет себя повсюду, даже в странах, отличавшихся ранее относительно стабильной внутриполитической обстановкой. Уже в 70-е годы отмечается рост количества террористических актов в странах Европы, в частности в ФРГ и Италии. Методы терроризма простирались от убийств и похищений политических и государственных деятелей , захватов заложников , взрывов в государственных учреждениях и общественных местах до нападений и захватов воздушных и морских судов, массовых убийств мирного населения (как, например, в Индии, Шри Ланке), угроз и попыток захвата или повреждения ядерных устройств.

За рубежом утверждают, что имеются данные об угрозах или попыт­ках отдельных лиц или групп совершить нападение на ядерные объекты. Последним фактам такого рода, по которому проводилось расследование, был взрыв заряда, установленного в автомобиле, припаркованном рядом со зданием атомной лаборатории в г. Ливермоле (Министерство энергети­ки США) в ноябре 1987г. В 90-е годы, хотя и происходили колебания в статистике терроризма, в целом она показывает тенденцию роста.

Об интенсивности географической распространенности терроризма свидетельствует хронология любого из периодов последних лет. Например, за 1991 год в мире было зарегистрировано 64 случая терроризма. В 1994 году в мире было совершено 314 террористических актов.

В наибольшей степени поражены терроризмом азиатские страны, осо­бенно мусульманские (ыходцы из нее, часто выступают организаторами и исполнителями международного терроризма ), а также Индия с ее крайне пестрым обществом в этническом и религиозном аспектах.

Понятие терроризма. Несмотря на обилие литературы по проблемам терроризма, междуна­родного терроризма, террора, соответствующие понятия пока не имеют, по мнению большинства исследователей, точных и общепринятых опреде­лений.

В русском языке " террор" определяется как устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора170. В современной отечественной юридической литературе под терроризмом (от лат. terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов171.

При определении понятий террор и терроризм некоторые авторы разли­чие проводят по характеру действий: террор - это открытые, демонстра­тивные действия, а терроризм реализуется в конспиративных, нелегаль­ных действиях172. Очень часто эти понятия употребляются как синонимы. Представляется, что более правы те авторы, которые считают, что тер­роризм - это преступление, а террор - способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица ) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха173. В.П. Емельянов сравнивает понятия «террор» с такими, как «агрессия», «геноцид», считая террор массовым на­силием, применяемым субъектами власти , и в связи с этим рассматривает понятия «белый террор», «красный террор», «судебный террор», «административный террор174».

В работе «стратегия терроризма», отражая его противоречивость, поль­ских ученый А. Бернгард пишет: «Террор является насилием и устрашением, используемым объективно более сильным в отношении бо­лее слабых; терроризм - это насилие и устрашение, используемое более слабым в отношении более сильного»175.

На первый взгляд, придание этому явлению как противозаконному на­силию юридической формы (конструирование состава преступления) не должно представлять особых трудностей. Однако при ясном понимании на уровне бытового и правового сознания, что такое терроризм , в чем сущность возрастающей даже в международном масштабе его опасности, мировое сообщество и внутренние законодательства отдельных стран не смогли выработать единого подхода и общепризнанного правового поня­тия терроризма. Это явление окутано философскими, религиозными, психологи­ческими проблемами, связано с историческими процессами и традициями в жизни наций, религий, и государств. В основе противоречий лежит концептуальная оценка приоритетов: можно ли заведомо пренебречь во имя интересов народа, класса, нации, религии интересами и даже жизнью отдельного, не причастного к событиям человека или же важно защищать каждую личность, ее жизнь, здоровье, неприкосновенность, что является обязанностью государства и международного сообщества и, в принципе, не может игнорироваться даже ради торжества национальных, религиозных и социальных "идеалов". Самым главным фактором, затрудняющим единый подход к определе­нию терроризма и его юридическому "оформлению", а как следствие этого, выработку согласованных, объединенных международных мер по борьбе с ним, является крайняя политизированность оценок.

Достаточно сказать, что оказываемая помощь СССР Республике Куба рассматривается ( сейчас ) как одобрение и способствование терроризму на уровне государственной политики, подчеркивается также, что в ст. 28 Конституции СССР провозглашались политика насилия, экстраполяции силы . Вместе с тем государственным терроризмом признаются и операции направленные против Ирана, на подавление сопротивления в Ираке как источника агрес­сии и терроризма, а в действительности преследующие идею "наведения порядка" в нефтеперерабатывающем регионе планеты. В Великобрита­нии с терроризмом связывают насильственные и иные несанкционирован­ные действия в Северной Ирландии, в Израиле терроризмом считается деятельность организации Освобождения Палестины и т. д. 176.

Отмечается, что наиболее сложным является отграничение терроризма от социально-политической и национально-освободительной борьбы, от политического оппозиционного противостояния, поскольку националистические и сепаратистские террористические организации выступают под предлогом реализации положения Устава ООН о праве наций на самоопределение. Однако, как справедливо отмечает Л. А. Моджарян , здесь происходит смешение целей национально-освободительного движе­ния и методов их достижения. Во всех международных правовых актах подчеркивается, что социально-политическое и национально-освободительное движение должно вес­тись переговорными, парламентскими, политическими, а не террористическими средствами177. Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что требует, естественно, единообразного подхода к его толкованию и, глав­ное, к выработке единых международно-правовых стандартов для осуще­ствления согласованных оценок и действий по борьбе с ним .

Решение проблемы осложняется коллизией права: внутренних концеп­ций, правовой традиции и " международной вежливости ". Так, внутри-законодательные определения терроризма ряда государств существенно различаются между собой, кроме того не всегда соответствуют междуна­родно-правовым актам по терроризму и выработанным ими понятиям.

В уголовно-правовой и международно-правовой литературе Предлага­ются различные критерии для конструирования модели и юридических признаков терроризма, которые отражают как концептуальные аспекты, так и понятийные. Предлагается в определение терроризма включить по­нятия : "использование силы", "вовлечение случайных людей", "ни в чем не повинные жертвы преступлений" , "любые действия , не санкцио­нированные законом , которые вызывают страх и ужас среди широких слоев населения", "использование вооруженных сил , если оно не опирается на нормы международного права"178, "насилие, связанное с действиями оппозиции к власти по политическим мотивам", связать определение терроризма со способами самого насилия - использование оружия, взрывов, поджогов и т.д.

Большой вклад в уточнение признаков терроризма внес ФЗ " О противодействии терроризму " от 6 марта 2006 года. Так, в ст. 3 указанного Федерального закона получило законодательное закрепление понятие терроризм, под которым понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Вплоть до принятия Федерального закона от 27 июля 2006 года; 153-ФЗ в Уголовный кодексе РФ 1996 года понятие терроризма трактовалось иначе, чем в Федеральном законе «О противодействии терроризму». Так, под терроризмом согласно ст. 205 УК РФ понималось совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значи­тельного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздей­ствия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Указанное обстоятельство порождало противоречия, поскольку понятия Закона не согласовывались со многими действующими федеральными законами, и в частности с УК РФ 1996 года, это, в свою очередь, создавало на практике значительные трудности в применении уголовно-правовых норм и привлечении преступников к уголовной ответственности.

Редакционные изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ 27 июля 2006 года устранили указанные разночтения, закрепив в УК РФ ст. 205 УК РФ в новой редакции названия статьи: террористический акт.