Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 15.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
620.03 Кб
Скачать

Глава 15. Свобода и приверженность

423

дят элементов терапии в учебном процессе, однако учебная среда, преисполненная поддержки и заботы, может сделать очень многое для сокращения количества учащихся, нужда­ющихся в услугах специализированных консультационных служб. Создание такой среды могло бы высвободить время психологов для работы с теми, кто действительно нуждает­ся в серьезной психологической помощи.

Позвольте чуть более подробно пояснить тот способ, благодаря которому в классе возникает сама возможность подобного выбора. Декстер был оставлен в шестом классе на второй год; в результате систематических пропусков заня­тий он был неуспевающим по всем предметам. В его новом шестом классе работала учительница, только что устроив­шаяся в эту школу. Всего лишь за неделю она поняла, что Декстер очень яркий и способный ученик, который, однако, негативно влияет на своих одноклассников. В беседах с Декстером выяснилось, что ему стыдно отставать от своих сверстников и не хочется еще год учиться в шестом классе. Учительница спросила Декстера, не желает ли он самостоя­тельно поработать в библиотеке, школе и дома, чтобы навер­стать пропущенный материал. «Мне нужно, — сказала она, — двигаться дальше, я не могу задерживаться на том, что уже пройдено*. Вслед за этим учительница разработала учебный контракт, подробно описывающий, что именно нужно сде­лать Декстеру, чтобы перейти в седьмой класс. Контракт был одобрен директором, а затем подписан учительницей и уче­ником. Декстер выполнил всю свою работу по контракту за семь недель и перешел в седьмой класс, где ему были предо­ставлены дополнительные занятия. Последующие беседы с мальчиком и его учителями показали, что он хорошо успе­вает и даже помогает в учебе другим. Он принял ответствен­ность за свои действия и смог изменить на прямо противопо­ложную ту школьную ситуацию, от которой ранее мысленно отстранялся и из которой, в конце концов, выпал бы не толь­ко мысленно, но и физически, если бы его исключили из школы за неуспеваемость.

В предыдущих главах этой книги вы читали об учащих­ся, имеющих выбор и свободу в школе. Но многие обретают

эту свободу раньше — под видом того, что истеблишмент от образования называет выбыванием. Во многих случаях это единственный способ, которым молодые люди могут выра­зить свою потребность выбирать. Не у всех учащихся есть такая возможность выбора, какая была у Декстера.

Всеми этими примерами я пытаюсь обозначить то, чего бы мне не доставало для объяснения позитивных изменений, происходящих в психотерапии и в образовании, если бы я был вынужден игнорировать значимость ощущения свободы и ответственного выбора со стороны клиентов, учителей и учащихся. Я убежден, что свобода выбора — это один из глу­бинных элементов, образующих основу любого изменения.

Смысл свободы

Принимая во внимание те научные достижения, о кото­рых я упоминал выше, можно ли вообще говорить о свобо­де? В каком смысле свободен клиент, учитель или учащий­ся? В каком смысле свободен кто-либо из нас? Каково воз­можное определение свободы в современном мире?

Позвольте мне попытаться дать такое определение. Преж­де всего, свобода, о которой я говорю, — это по сути своей внутреннее образование, существующее в конкретном чело­веке совершенно отдельно от того, что мы зачастую подразу­меваем под свободой, то есть от возможности выбора любой из внешне представленных альтернатив. Я имею в виду дру­гой тип свободы. Ярко описывая свой опыт пребывания в концентрационном лагере, где жертва лишалась всего — соб­ственности, социального статуса, личной идентичности, Вик­тор Франкл заметил, что у человека можно забрать все, кро­ме одного: «кроме последней из человеческих свобод — сво­боды выбирать свое собственное отношение в любой данной совокупности обстоятельств, свободы выбирать свой собст­венный путь» (Frankly 1959). Именно эта внутренняя, субъек­тивная, экзистенциальная свобода есть предмет моего рас­смотрения. Это осознание того, что «я могу жить сам, здесь и теперь, в соответствии с моим собственным выбором». Это то качество решимости и мужества, которое позволяет челове-

424 Часть IV. Философеко-аксиологические эссе