Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 15.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
620.03 Кб
Скачать

Глава 15. Свобода и приверженность 435

тому что она существует» {Hawking., 1990. Р. 124). Возможно, по мере того как мы будем узнавать все больше о себе, пара­докс свободы воли станет менее «хаотичным» и более «одно­родным*.

Я оглядываюсь на мое собственное суждение, сформули­рованное выше в этой главе: «Свободный человек действует произвольно, свободно, ответственно, играя свою значимую роль в мире, детерминированные события которого вплета­ются в его спонтанный выбор и волю". В свете высказыва­ний Капры и Хаукинга эти слова приобретают для меня до­полнительный смысл и новое более богатое содержание. Ког­да обнаруживаешь, что представления, порожденные психо­терапевтическим опытом, параллельны соображениям физи­ков-теоретиков, основанным на экспериментировании и ма­тематике, то это очень поддерживает. Да, наша свобода — парадокс, но парадокс, укорененный в самой природе все­ленной.

Rogers С.R., Kelt B.L., McNeil Я. The Role of Self-understanding in the Prediction of Behavior // J. of Consulting Psychology. 1948. Vol. 12. P. 174—186.

Skinner B.F. Walden Two. N.Y.: Macmillan, 1948.

Skinner B.F. Science and Human Behavior. N.Y.: Macmillan, 1953.

Skinner B.F. Behaviorism at Fifty // Behaviorism and Pheno­menology: Contrasting Bases for Modern Psychology / Ed. by T.W.Wann. Chicago: Univ, of Chicago Press, 1964.

Wertheimer M. Productive Thinking. N.Y.: Harper, 1945.

Литература

Сарrа F. The Tao of Physics. Boulder, Colo.: Shambala Press, 1975.

Copra F, The Turning Point. N.Y.: Simon and Schuster, 1982.

Crutchfield R.S. Conformity and Character // American Psycho­logist. 1955. Vol. 10. P. 191—198.

Frankl V.E. From Death Camp to Existentialism. Boston: Beacon Press, 1959.

Friedman M. The Problematic Rebel. N.Y.: Random House, 1963.

Hawking S. A Brief History of Time. N.Y.: Bantam Books, 1990.

Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript // Ed. by Walter Lowre, Princeton: Princeton Univ. Press, 1941.

Olds J, A Psychological Study of Reward // Studies in Motivation / Ed. by D.C.McClelland. N.Y.: Appleton-Century Crofts, 1955.

Polanyi M. Scientific Outlook: Its Sickness and Cure // Science. 1957. Vol. 125. P. 480—484.

Polanyi M. Personal Knowledge. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1958.

436 Часть IV. Философско-аксиологические эссе

Глава 15. Свобода и приверженность

437

Глава 16. Цель - полноценный человек

К чему мы стремимся? Почему получается так, что мы желаем наилучшего (что бы мы под этим ни подразумевали) в семейной жизни, в школе, в университете? Я убежден: так получается потому, что мы стремимся к развитию наилучше­го человеческого существа. Однако в действительности мы крайне редко четко и полно выражаем точный смысл этой цели. Какого же именно человека мы хотим вырастить?

Несколько лет тому назад я попытался дать свой соб­ственный ответ на этот вопрос (Rogers* 1963). Я не считаю нужным оправдываться в том, что в данной главе излагаю гипотезу, выработанную в рамках психотерапии. На мой взгляд, наилучшее образование создает личность, очень по­хожую на ту, какую создает наилучшая психотерапия. В пси­хотерапии один психолог поможет вам найти тот ключ, ко­торым вы сможете открыть свои собственные двери и обрести самопонимание, другой просто вручит вам такой ключ, а тре­тий прочтет лекцию о важности открывания дверей. Так и в образовании: фасилитация — как действие и как филосо­фия — основополагающий момент в создании полноценно функционирующего индивида. В самом деле, учителям и пе­дагогам полезно поразмышлять об этом, используя матери­ал, внешний по отношению к школе. Это может помочь им более отчетливо увидеть в нарисованной мною картине то, с чем они согласны, и то, с чем не согласны.

Я подозреваю, что каждый из нас время от времени стро­ит умозрительные предположения относительно общих ка­честв и характеристик оптимальной личности. Если бы об­разование достигло больших успехов в содействии личност­ному росту и развитию (а мы этого очень хотим), то какого типа личность тогда бы возникла? Или (на языке той облас­ти, в которой у меня больше всего опыта): если, предполо-

жим, проведена и завершена оптимальная психотерапия, то какого типа личность возникнет в результате? Каков гипо­тетический предел, максимум психологического роста и раз­вития? Я хочу обсудить этот вопрос с точки зрения психоте­рапии, но верю, что мои гипотетические ответы в равной мере приложимы к образованию, семье и к любой другой сфере, нацеленной на конструктивное развитие людей.

Итак, я ставлю вопросы: какова цель? Каков оптималь­ный индивид? Я часто задавался этими вопросами и чувство­вал нарастающую неудовлетворенность существующими отве­тами. Они слишком неопределенны, слишком относительны, чтобы иметь какую-либо ценность для построения науки о личности. Они непригодны, так как зачастую содержат скры­тое предубеждение. Я имею в виду распространенное представ­ление о человеке, завершившем психотерапию или же полно­стью зрелом, как о личности, наконец-то приспособленной к обществу. Но к какому обществу? Любому обществу, вне за­висимости от того, каковы его особенности? Для меня это неприемлемо. Я также имею в виду представление, подразу­меваемое во многих психологических работах: успешная пси­хотерапия означает, что человек перешел из одной диагнос­тической категории, считающейся патологической, в другую, считающуюся нормальной. Однако накапливается все боль­ше и больше свидетельств того, что в вопросе о диагностичес­ких категориях так мало согласия, что использование их в качестве научных понятий практически лишено смысла. Но даже если человек становится нормальным... это ли адекват­ный итог психотерапии? Более того, опыт последних лет зас­тавляет меня задуматься, не является ли сам термин «психо­патология* просто-напросто удобной корзиной для всех тех аспектов личности, которых диагносты (как группа) больше всего боятся в самих себе. В силу этих и других причин само по себе изменение диагноза — это не тот результат психотера­пии, который бы меня удовлетворил.

Теперь я обращаюсь к другому распространенному пред­ставлению в данной области — психическому здоровью. Че­ловека, оптимально психологически развитого, называют психически здоровым. Но кто определяет психическое здо-

438 Часть IV. Философско-аксиологические эссе