Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология труда Канашевич.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.88 Mб
Скачать
  1. Тенденции изменения содержания труда и его профессиональной структуры в условиях постиндустриального развития

Существенные изменения в содержании труда и трудовых функци­ях работников произошли в процессе научно-технической революции 50-60 гг. и информационно-технологической революции 70-90 гг. XX столетия. Определяющим фактором этих изменений выступает на­учно-технический прогресс, сопровождающийся процессами механи­зации, автоматизации и компьютеризации труда.

Самым значительным социальным последствием изменений в эко­номике второй половины XX века стало перемещение центра тяжес­ти общественного производства в нематериальную область, в сферу услугсервисное общество», «экономика услуг»), В результате суще­ственно сократилась доля населения, занятого в промышленности, воз­росло количество конторских служащих, занятых в торговле. Произошло относительное и абсолютное сокращение удельного веса промышлен­ного рабочего класса. Уже в 1956 г. в США численность служащих («бе­лых воротничков») превысила численность рабочих. В промышленно­сти ведущих западных стран к 2005 г. было занято лишь порядка 14 % экономически активного населения. В развитых западных странах наи­более значительная занятость в промышленности сохраняется в Герма­нии и Японии. Сегодня порядка 70-80 % экономически активного насе­ления развитых стран занято в сфере услуг или так называемом третич­ном секторе (медицина, образование, управление, сервис).

Одновременно в процессе научно-технической революции 50-60 гг., а затем информационно-технологической революции 70-90 гг. XX века формируется иной, чем прежде, способ производства общественного богатства посредством воплощенных в технологии знаний и на осно­ве компьютерно-информационной базы труда. В высокотехнологичных отраслях общественного производства основными средствами произ­водства становятся знания и информация, работник же имеет дело с информационным ресурсом и производит информационный продукт, его отличает преимущественно интеллектуальный и психологический характер производительной отдачи. Этот новый тип работника пред­ставлен различными специалистами и менеджерами, дипломированны­ми техниками и высококвалифицированными рабочими.

По мнению испанского экономиста и социолога М. Кастельса, на­учно-технический прогресс «глубоко трансформировал природу' труда

и организацию производства» [15. С. 255]. В информационно-иннова­ционной экономике произошли существенные изменения в содержании т руда и структуре трудовых функций работника, в облике и запросах рабочей силы.

К199Л-М годам экономисты и социологи фиксируют появление в ведущих западных странах новых постиндустриальных моделей труда:

  1. происходят изменения в структуре квалификации: раньше ее ве­дущими компонентами являлись навыки и умения, зависящие от опыта работы;

  1. простые и однообразные функции специализированного труда по обслуживанию станков и конвейерных линий сменяются комплеком новых, более сложных и более универсальных функций по управ­лению, наладке, ремонту, программированию автоматизиро­ваннем

  2. меняется уровень и структура напряженности труда - раньше трудовой процесс основывается, прежде всею, на физической нагрузке работника, возросшей свободы выбора и значение личностных психи­ческих, волевых качеств работника;

I) нарастает профессионализация труда - инновационное произ­воле то превратило узкоспециализированных рабочих в универсальных высококвалифицированных работников, по уровню подготовки прибли­зив их к специалистам:

  1. одновременно проявляется тенденция углубления специализа­ции и даже уникализации труда - увеличивается количество профес­сий, не имеющих аналога, требующих высокой квалификации работ­ника;

  2. наряду с тенденциями «децентрализации рабочих задач» и «ин­дивидуализации труда в трудовом процессе», набирают силу процессы формирования сетевых форм организации производства и взаимодей­ствия работников в трудовом процессе посредством интерактивных компьютерных сетей.

Рассмотрим более подробно эти наиболее явные тенденции дина­мики постиндустриального труда.

Информационно-инновационная экономика формирует новую струк­туру трудовых функций работника - комбинирует в его труде различ­ные трудовые функции, минимизируя закрепление обособленных функции

, что способствует «обогащению труда». Так, например, уже на рубеже 1990-х гг. рабочий инструментальщик гибкого производства знал во 100-120 видов инструментов и 20-25 типов оснастки станков для 35- 10 изделий в год. В труде современного работника комбинируются различные трудовые функции, связанные с оперированием так назы­ваемой мехатроникой. Он одновременно осуществляет ремонт, профи­лактику, наблюдение за процессами и программирование оборудования. ( Д кураторы гибких производственных систем (ГПС) сегодня выполняют несколько профессиональных функций, осуществляя не только их поддержание, но даже программирование.

Научно-технический прогресс производства, процессы его комп­лексной автоматизации и информатизации способствовали универсализации труда - простые и однообразные функции специализирован­ного труда по обслуживанию станков и конвейерных линий сменяются комплексом более сложных и более универсальных функций по управ­лению, контролю, наладке, ремонту, программированию автоматизиро­ванных систем. Работник высокотехнологичных отраслей современно- I о производства перестает быть придатком машины. На его долю остаются универсальные функции технического, экономического, инфор­мационного обеспечения, управления и контроля.

Современные средства производства требуют формирования многопрофильной рабочей силы и профессионализации труда, содействует интеллектуально-профессиональному, характеру участия работника в создании новой стоимости. Децентрализация програм­мирования по рабочим местам технически возможна и экономически in шее эффективна, нежели сосредоточение специалистов в специальным бюро с единой ЭВМ. Лучше знающие ситуацию инструменталь­щики, операторы, техники, быстрее осуществляют необходимые изме­нения [8. С. 56-57 ]. Работник такого мультипрофессионального типа, пинающийся высоким уровнем образования и ответственности, сред- неклассовыми ценностями, определяет характер новых рабочих мест и по уровню подготовки приближается к специалистам.

Возникает новое соотношение умственного и физического тру- оа п трудовой деятельности работника, возрастает творческий ком­итент умственно; о труда. Тип современного работника - работаю­щий посредством знаний. В новой экономике возникает объективная потребность в высвобождении высококвалифицированного работника только из-под власти машин, но и от персонального административого контроля, расширяется свобода выбора им

да, принятия на себя рисков и ответственности за вверенный участок. Формирование рынков продукции, сделанной на заказ, также усилива­ет тенденцию «индивидуализации труда в трудовом процессе». «Но­вые социальные и экономические организации, базирующиеся на ин­формационной технологии, - отмечает М. Кастельс, - нацелены на де­централизацию менеджмента, индивидуализацию работы и формиро­вание рынков продукции, сделанной на заказ, тем самым сегментируя работу и фрагментируя общество».

Набирают силу явления, связанные с сетевыми формами организа­ции производства, которые также вносят свои изменения в содержание трудовой деятельности, порождая новые формы взаимодействия лю­дей н трудовом процессе. Обращая внимание на сложность и противо­речивость процессов, связанных с формированием новых, постиндуст­риальных моделей труда, М. Кастельс писал: «Новые информацион­ные технологии обеспечивают в одно и то же время децентрализацию рабочих задач и их координацию в интерактивной сети в реальном вре­мени, будь то между континентами или этажами одного и того же зда­ния» 115. С. 255].

Формирование на рубеже XXI века постиндустриальных моделей труда сопровождалось становлением новой профессиональной струк­туры рабочей силы.

В течение 1970—1990 гг. в развитых западных странах наиболее суще­ственно увеличилась численность менеджеров, профессионалов, техников и «белых воротничков» в целом, включая работников торговли и конторских служащих, хотя их численность уже стабилизировалась. По оценке испанс­кого экономиста и социолога М. Кастельса, в США уже 1/3 рабочей силы, а в развитых европейских странах - 1/4 связаны с информационно насы­щенной деятельностью. Ядро этих работников составляют менеджеры, про­фессионалы и техники.

Сохранятся ли эти тенденции динамики социально-экономичес­кой структуры постиндустриального общества в XXI веке? Согласно прогнозам М. Кастельса, группа менеджеров, профессионалов и техни­ческих специалистов останется самой динамичной, а вот численность работников «сервисных профессий», занятых в торговле, и конторских служащих, уже в 2005 г. несколько сократилась в связи с процессами информатизации («офисная автоматизация»), и в дальнейшем прогно­зируется нарастание этой тенденции. Будет наблюдаться замедление тем­пов снижения занятости в промышленности и даже несколько увели­чится численность квалифицированных рабочих и ремонтников.

18

Высокие темпы прироста занятости ожидаются в отдельных секто­рах сферы услуг. Наиболее быстрорастущий сектор-деловые услуги (ра­боты по компьютерной обработке данных, по подбору и переподготовке кадров, проектирование и архитектурные услуги). Динамично развивают­ся услуги здравоохранения (особенно услуги престарелым); занятость в ресторанном (в барах, ресторанах быстрого обслуживания) и отельном бизнесе (уже сегодня в США здесь занято в 2 раза больше работников, чем в сельском хозяйстве; социологи в этой связи говорят об «обществе гам­бургеров», «макдонализация общества») [15. С. 200-225].

Труд лежит в основе всех общественных явлений, выступает как условие и процесс жизнедеятельности отдельного индивида и обще­ства в целом, и поэтому именно г руд определяет положение различных групп работников, их социальные качества. В индустриальном обще­стве стратификация преимущественно базировалась на классовых основаниях (отношение к средствам производства), проанализированных К Марксом, и статусных (ранжирование профессий, функций по их престижу), выявленных М. Вебером, или их сочетании.

Важнейшим результатом изменений в социальной структуре раз­витых индустриальных стран со второй половине XX века стало то. что сегодня социальный статус работника уже не столь жестко определяет­ся собственностью на средства производства. Собственность на средства производства как фактор стратификации в условиях постиндуст­риального развития все больше уступает место знаниям, во многом оп­ределяющим статус человека в современном обществе.

Прежние традиционные связи работника с определенной социально-экономической группой (классом) все меньше определяют его соци­альную идентичность, мотивы действия и культурные предпочтения. Классовая структура общества все заметнее трансформируется новой системой стратификации, субъектами которой являются уже не классы, а социопрофессиональные и социокультурные общности {группы) людей

Уровень социально-трудовых отношений определяется, с одной стороны, в зависимости ог субъектов этих отношений (индивидуаль­ный, групповой, смешанный уровни), а с другой - исходя из масшта­бов трудовой деятельности (уровень предприятия / организации, от­расли экономики, региона, национальной или глобальной экономики).

Для каждого уровня социально-трудовых отношений характерны свои цели или иначе - предметы этих отношений. В качестве пред­метов индивидуальных трудовых отношений выступают различные сто­роны трудовой активности человека, специфика которых определяется спецификой этапа его жизненного цикла. Обычно исходят из трехфаз­ной модели: на первом этапе жизненного цикла определяющую роль играет трудовое самоопределение, профориентация, профобучение; на этапе собственно трудовой жизни- найм / увольнение, оценка, ус­ловия и оплата труда; на этапе старости - пенсионное обеспечение и поддержание трудовой активности. Все многообразие предметов груп­повых (коллективных) трудовых отношений может быть представлено в виде трех групп: 1) отношения занятости; 2) отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; 3) отношения по поводу воз­награждения за труд.

На формирование социально-трудовых отношений оказывают вли­яние обстоятельства исторического, экономического, политического, со­циокультурного порядка. Выделим наиболее значимые факторы соци­ально-трудовых отношений.

Определяющее влияние на систему социально-трудовых отношений в современном обществе оказывают рыночные механизмы. Процесс раз­деления труда и его обособления лежат в основе возникновения и разви­тия товарно-денежных отношений и рыночного механизма аллокации производственных ресурсов и благ. Диалектика этих процессов такова, что сам рыночный механизм становится важным фактором формирова­ния и развития социально-трудовых отношений. В процессе взаимодей­ствия спроса и предложения определяются цены потребительских това­ров и услуг, а также и факторов производства, важнейшим из которых является труд. Рынок труда выступает как механизм, обеспечивающий распределение и перераспределение общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффек­тивности труда и производства. Осуществление трансакционных сделок на рынке труда порождает возникновение целого ряда сложных социаль­но-трудовых отношений, в том числе, отношений иерархии, подчинения носителя трудовой функции работодателю.

История индустриального общества является в значительной сте­пени историей поиска путей и способов урегулирования социально-­трудовых отношений между работниками и работодателями в услови­ях рыночной экономики. В конечном счете, приходит осознание того, что в целях эффективного использования труда и достижения соци­альной справедливости необходимо дополнение рыночных механиз­мов установления социально-трудовых отношений иными, нерыноч­ными социальными и политическими механизмами их регулирования. Важным фактором, определяющим систему социально-трудовых от­ношений на национальном уровне, выступает социальная политика государства и особенности ее проведения - правового регулирова­ния социально-трудовых отношений на основе принципов социаль­ного партнерства, обеспечения, социальной защиты, социальной по­мощи и социальной поддержки населения, равных возможностей до­ступа к рабочим местам на рынке труда.

Важным фактором формирования и развития социально-трудо­вых отношений являются сами процессы развитие общественного труда, прежде всего, его разделения и кооперации. Степень разде­ления и кооперации груда определяют уровень сложности, многооб­разие форм и видов занятости, профессий и специальностей, уровень требований к качеству труда и рабочей силы, специфику социально-­трудовых отношений, возникающих по поводу и в процессе трудовой деятельности. В условиях постиндустриального развития среди фак­торов, оказывающих наиболее значимое воздействие на социально­трудовые отношения, следует отметить формирование компьютер­но-информационной базы труда и нового способа производства об­щественного богатства - посредством воплощенных в технологии знаний. Эти процессы расширяют сферу самостоятельных решений и действий работника, ломают традиционное разделение исполни­тельского и управленческого труда, дополняя представительское уча­стие работников в управлении их непосредственным участием в вы­боре режимов и методов труда, в принятия на себя рисков и ответ­ственности.

Фактором, все более активно воздействующим на социально-тру­довые отношения в современном мире, выступает глобализация, ко­торую связывают с качественно новыми уровнями интегрированнос­ти, целостности и взаимозависимости мира, созданием транснацио­нальных форм хозяйственной, информационной, политической и других

видов деятельности. Будучи единым процессом, глобализация по разному проявляется в различных сферах человеческой деятель­ности. Определяющими сегодня являются процессы экономической глобализации, среди проявлений которой формирование транснаци­ональных экономических структур, развитие средств транспорта и коммуникации, растущая миграция рабочей силы, бурный рост мировой торговли, товарами, услугами, знаниями, идеями и др. Фор­мируется глобальная экономика, «способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты» (М. Кастельс) [15. С. 105]. Все эти процессы могут дать непредви­денные результаты для развития отношений в сфере труда на нацио­нальном уровне.

Наряду с макроэкономическими факторами, влияющими на раз­витие отношений в сфере труда, необходимо учитывать микроэко­номические факторы, определяющие состояние социально-трудо­вых отношений на уровне конкретного предприятия (организации). К ним относятся особенности и место данного предприятия в систе­ме национальной экономики (его отраслевая и региональная принад­лежность, организационная форма, технические параметры и др.), а также его внутренние характеристики - организационно-экономи­ческие (кадровая политика, система организации, нормирования, мотивации, оплаты труда) и социальные (стиль руководства, степень зрелости и сплоченности трудового коллектива, состояние формаль­ных и неформальных коммуникаций, корпоративная культура орга­низации).