- •109387, Г. Москва, ул. Тихая, 30,
- •Введение
- •Общая характеристика организационной структуры профсоюзов и проблемы ее реформирования в условиях глобализации.
- •Развитие профсоюзного движения в условиях деятельности общенациональных и транснациональных компаний Российской Федерации
- •Противоречия между новыми и традиционными формами союзной структуры.
- •Корпоративные профсоюзы как угроза традиционной профсоюзной системе
- •Некоторые особенности организационно-правового регулирования вопросов социального партнерства в вертикально-интегрированных компаниях.
- •Часть 2 ст. 33 тк интересы работодателей в социальном партнерстве на уровнях выше локального представляют соответствующие объединения работодателей.
- •Практика организационного строительства зарубежных профсоюзов в условиях глобализации экономики15[15]
- •Пути организационного укрепления профсоюзных структур в условиях глобализации российской экономики
- •Библиография
- •Проведение конференции работников оао «ржд»
- •Академии труда и социальных отношений предлагает следующие публикации:
- •109387, Г. Москва, ул. Тихая, 30
- •И деятельность профсоюзных структур
- •Проблемы оптимизации
- •117454, Г. Москва, ул. Лобачевского, 90
Противоречия между новыми и традиционными формами союзной структуры.
В зависимости от отношения того или иного профсоюза к вопросу создания профсоюзных организаций в национальных и транснациональных компаниях, в настоящее время в России сложились различные формы взаимодействия отраслевых профсоюзов с работодателями и, соответственно, различные формы организационных структур профсоюзов в вертикально-интегрированных компаниях:
межрегиональные профсоюзные организации (МПО объединяет все профсоюзные организации компании; МПО входит как структурное подразделение в отраслевой профсоюз; совет МПО заключает единое соглашение с руководством компании, обязательное для всех предприятий компании). В России такие организации сформированы в профсоюзе работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, идет процесс их формирования в Общероссийском профсоюзе работников связи РФ;
в компании нет единой профсоюзной организации (на каждом предприятии имеется своя первичная профсоюзная организация и заключается отдельный коллективный договор; возможно создание совета председателей первичных профсоюзных организаций либо социального совета, в который входят руководители предприятий и председатели профсоюзных организаций). Такой принципиальной позиции придерживаются Горно-металлургический профсоюз России, Общероссийский Электропрофсоюз;
объединенная первичная профсоюзная организация компании (входит на правах первичной организации в отраслевой профсоюз; профсоюзные организации структурных подразделений действуют как цеховые профсоюзные организации; в компании заключается единый коллективный договор). Такие организации действуют в профсоюзе работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ (профсоюзная организация АвтоВАЗа);
интересы работников компании представляет центральный комитет профсоюза (в компании нет единой профсоюзной организации; ЦК заключает соглашение или единый коллективный договор с руководством компании, положения которого распространяются на все подразделения компании; на отдельных предприятиях заключаются коллективные договоры, конкретизирующие положения соглашения). Такой коллективный договор заключен ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей с руководством компании «Российские железные дороги» в декабре 2004 года;
корпоративные профсоюзы отдельной компании (создаются по инициативе работодателя; председатель профсоюза является сотрудником администрации компании; профсоюз фактически является отделом компании по социальным вопросам; соглашение не отражает интересы работников). Примером такого профсоюза является профсоюз работников Сбербанка.
Для того чтобы разобраться в причинах столь противоположных позиций в отношении профсоюзных организаций национальных и транснациональных компаний, а также в причинах пробуксовки решений по вхождению профсоюзов в рыночную экономику, необходимо обратиться к истокам образования профсоюзных структур в российском профсоюзном движении.
Территориально-производственная организация советских профсоюзов отражала структуру управления государством и промышленностью, и это имело большое значение с точки зрения их функциональной эффективности.
Профсоюзные органы на каждом из трех уровней - национальном, территориальном и на уровне предприятия - были включены в систему отношений с их политическими и экономическими «партнерами». Единство вертикали и степень централизации структуры профсоюзов основывались на использовании административных и экономических ресурсов централизованной партийно-государственной системы. Соответственно вся профсоюзная система была максимально централизована, вышестоящие органы имели статус руководящих и сосредоточивали в своих руках от 80 до 90 % взносов и почти всю собственность.
Как только прежняя административная и экономическая системы прекратили существование, профсоюзы лишились предоставленной советским государством санкции на участие в управлении производством и распределении благ.
Профкомам пришлось самостоятельно выстраивать свои отношения с администрацией предприятия, вышестоящие органы утеряли многие позиции влияния на деятельность низовых структур, и ответом на их ослабление стала децентрализация профсоюзного движения.
Вертикаль перестала быть каналом передачи административных и материальных ресурсов партийно-государственной системы, и низовые комитеты теряли интерес не только к сохранению ее влияния, но и к своему участию в ее деятельности.
Вместе с тем сохранению вертикального строения профсоюзов способствовал затянувшийся процесс демонтажа и реорганизации государственной системы управления трудовыми отношениями.
Но хотя профсоюзы и утратили большую часть своих административных, финансовых и правовых ресурсов, им удалось пережить тяжелейшие обвалы экономики и вступить в период экономического подъема конца 1990-х гг.
Уже в 1992 г. большинство профсоюзов вело коллективные переговоры на отраслевом уровне, заключало тарифные соглашения, устанавливающие базовые социально-экономические нормативы для работников отрасли.
К тому моменту, когда поступления от первичных организаций остались единственным источником финансирования профсоюзной вертикали, необходимость вышестоящей структуры уже не ставилась под сомнение.
Вместе с тем необходимо отметить, что в отраслевых переговорах центральные органы недостаточно опирались на активность профсоюзных организаций. Зачастую, не имея возможности подтвердить свои требования организацией коллективных действий, отраслевые комитеты не могли добиться уступок от оппонентов. В результате заключаемые соглашения не имели нормативной силы, поскольку не содержали реальных обязательств, либо не исполнялись работодателями.
Процесс отчуждения низовых организаций от отраслевых переговоров в определенной степени стал следствием сохранения традиционной территориально-отраслевой структуры, отражавшей структуру управления советской промышленностью, а не современную систему экономических и административных связей.
Ведение переговоров в рамках существующих институтов не могло заинтересовать низовые органы, так как вышестоящие соглашения заключались либо с министерствами, которые потеряли свое прежнее руководящее значение, либо с недостаточно сформировавшимися объединениями работодателей, что не гарантировало обязательность соглашений для всех предприятий отрасли и не усиливало позиций профкомов на предприятий в переговорах.
Отсутствие или низкий уровень организации работодателей на отраслевом и территориальном уровне стал традиционной проблемой развития системы социального партнерства и самих профсоюзов.
Приватизация промышленности в 1990-е гг. привела к исчезновению единой структуры целого ряда отраслей. Ее сменила сложная и интенсивно меняющаяся, порой скрытая система экономических связей, относительная стабилизация которой наметилась лишь к концу десятилетия.
Однако отраслевые профорганы часто оказывались не способны установить контакты с новыми партнерами в новых экономических структурах, инициировать ведение многоуровневых коллективных переговоров с ними на уровне предприятия и на уровне компании.
Глобальная централизация капитала потребовала от профсоюзов серьезного реформирования традиционной системы профсоюзных органов и соглашений. Это не означало неизбежного исчезновения традиционной структуры, но консервирование устаревшей системы работы профсоюзных органов снижало способность отраслевых профсоюзов реагировать на изменения в тех социально-экономических процессах, равноправными участниками которых они стремятся быть.
Напротив, реформирование системы коллективных переговоров при укреплении и совершенствовании традиционной структуры обеспечивает не только сохранение целостности отраслевых профсоюзов, но и большую независимость участников переговоров.
«Наша позиция состоит в том, что профсоюзная структура, претендующая на роль эффективного защитника социально-трудовых прав и интересов трудящихся, должна быть асимметричной по отношению к хозяйственной структуре, работников которой она представляет, должна являться частью иной, более широкой организации, основанной на балансе интересов на федеральном и местном уровнях, в отрасли и регионе»12[12].
В настоящее время развитие социального партнерства как формы ведения диалога с работодателем используется для преодоления ограниченности некорпоративной структуры профсоюзов.
С целью координации усилий первичных организаций разных предприятий одной компании для ведения коллективных переговоров в масштабе всего бизнеса, общий координирующий орган может представлять собой как постоянно существующий институт (комитет), так и по мере необходимости, возобновляющий работу совет представителей членских организаций. Создание такого органа необязательно исключает сосуществование разных принципов строения организации профсоюза, хотя и ведет к усложнению структуры профсоюзного движения.
Эффективность проведения отраслевых и внутрикорпоративных переговоров при этом зависит от авторитета профлидеров, их способности обеспечить поддержку выдвигаемых требований коллективными действиями профсоюзных организаций.
Тем не менее, даже в тех случаях, когда альтернативная структура не нарушает территориально-производственного построения профсоюза, когда новая форма ведения коллективных переговоров не приводит к возникновению альтернативной организации, противоречие между новой практикой и традиционной структурой не снимается: первая всегда потенциально угрожает последней. Именно поэтому развитие процесса внутрикорпоративных контактов в ряде случаев завершилось созданием корпоративных структур.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что на определенном этапе система территориальных и отраслевых органов профсоюзов не смогла сформировать эффективную вертикаль соглашений, которая обеспечила бы сохранение структуры, поскольку сама структура была сориентирована на взаимодействие с ныне не существующей государственной экономикой и не опиралась на организованную рабочую силу.
Тенденция к так называемой «корпоратизации» отражает реакцию профсоюзов на изменения в экономической среде, стремление отразить в деятельности и структуре профсоюзов становление новых экономических связей и структур.
Сохранение сложившегося противоречия между территориально-производственной структурой профсоюзов и вертикально интегрированной структурой производства без целенаправленных мер по развитию социального партнерства и организационному укреплению существенно ослабляет вертикаль профсоюзов в результате развития корпоративных профсоюзных структур.
Вместе с тем сам факт создания межрегиональных профсоюзных организаций в рамках вертикально интегрированных компаний без пересмотра роли первичной организации не приводит к повышению эффективности социального партнерства и защитной деятельности профсоюзов. Это отчетливо продемонстрировал процесс возникновения и деятельности «корпоративных профсоюзов».
*******
