Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.3 Mб
Скачать

7.8.1. Пределы и принципы ограничения прав и свобод человека

Важнейшим вопросом при рассмотрении содержания ограничения прав и свобод человека является проблема установления пределов такого ограничения. По этой проблеме существует довольно широкое разнообразие взглядов. Основное внимание в этих взглядах уделяется вопросу о пределах осуществления прав и свобод. Так, в частности, Б.С. Эбзеев высказывает точку зрения, согласно которой определение пределов ограничения основных прав и условий их реализации является объективной потребностью нормального функционирования общества, с одной стороны, а также непосредственно свободы личности - с другой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научн. трудов / Под ред. В.М. Баранова. Ч. I. С. 7.

Заслуживающую внимания позицию высказывает В.С. Шевцов, по мнению которого объем права имеет как свои естественные пределы, так и вполне определенные пределы в конкретной ситуации, которые являются динамичными и не могут расширяться или, напротив, сужаться до полного исчезновения. Такие изменения могут происходить по причинам, непосредственно не зависящим от государства, особенно в условиях тяжелых кризисных условий. В результате происходит ограничение тех или иных прав и свобод человека <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 261 - 262.

Интересное определение пределов осуществления прав и свобод дает А.А. Астрахань, под которыми он понимает отвечающую требованиям социальной справедливости, соответствующую интересам общества и государства систему критериев и ориентиров правомерного поведения, соблюдение которых является обязательным условием надлежащего пользования своими правами. Исходя из данного определения можно выделить следующие ключевые моменты: во-первых, это система критериев и ориентиров правомерного поведения (поведения, соответствующего предписаниям правовых норм); во-вторых, эти критерии должны отвечать требованиям социальной справедливости (должны исходить из интересов граждан, общества и государства); в-третьих, они являются обязательными условиями надлежащего пользования правами и свободами. Таким образом, под юридическими пределами осуществления прав и свобод понимается совокупность правовых средств, устанавливающих объем и границы права и свободы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Астрахань А.А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан. М., 1986. С. 90 - 91.

Обычно предлагается использовать традиционное положение о том, что осуществление прав и свобод не должно нарушать права других лиц, или, иначе говоря, свобода одного лица ограничивается свободой других. Данная точка зрения разделяется большинством исследователей. В частности, А.В. Малько считает, что "свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе" <1>. Вместе с тем В.А. Толстик отмечает, что "в реальной жизни довольно часто возникают ситуации, когда осуществление своих прав одним человеком приводит к невозможности осуществления этих прав другим человеком" и принцип ненарушения прав других лиц вряд ли может служить надежной базой для определения пределов правового ограничения. Поэтому для того, чтобы исключить подобные противоречия, необходимо выработать иные основания для определения пределов ограничений <2>. При этом, как представляется, необходимо исходить из следующих принципов определения этих пределов:

--------------------------------

<1> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 104.

<2> См.: Толстик В.А. Противоречия в понимании и практике ограничения прав и свобод человека и гражданина // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научн. трудов / Под ред. В.М. Баранова. Ч. I. С. 160 - 161.

1) принцип соразмерности ограничений их целям;

2) принцип пропорциональности;

3) принцип необходимости;

4) принцип целесообразности.

Принцип соразмерности ограничений их целям означает, что общая свобода действий человека может быть ограничена настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели. Однако не исключается возникновение ситуации, при которой ограничение, необходимое для достижения той или иной цели, может быть неадекватным, т.е. тяжесть воздействия на права и свободы настолько велика в сравнении с общественным интересом и целью, что ограничение становится несоразмерным. Если же достижение цели возможно различными путями, то необходимо выбрать наименее радикальный по отношению к субъектам путь реализации ограничения. Кроме того, при ограничении не должна быть нарушена сама сущность ограничиваемого права. И итогом реализации принципа соразмерности должна стать гармония, заключающаяся в разумном равновесии используемых ограничений и достигаемых целей.

Суть принципа пропорциональности состоит в том, что при осуществлении тех или иных действий или при принятии решений, затрагивающих индивидуальные права и свободы, он требует обязательного наличия причинной связи между решениями или действиями органов власти и целями, ради которых эти действия предпринимаются. Иными словами, принцип пропорциональности определяет основание пределов ограничений, которые не должны выходить за рамки соответствующих целей.

Принцип необходимости означает, что если для достижения данной цели ограничения существует несколько возможных средств, то из них следует выбрать такое, от которого можно ожидать наименьшего воздействия на защищенные законом права.

Принцип целесообразности заключается в том, что права и свободы могут ограничиваться только до тех пределов, которые согласуются с целями ограничений. За пределами этих целей ограничение уже неправомерно.

Наряду с рассмотренными основными принципами ограничения прав и свобод можно выделить и некоторые дополнительные. Так, Л.Я. Морозова, анализируя социальную и правовую природу ограничения политических прав и свобод, выделяет следующие принципы: целесообразность (оптимальные как по форме, так и по объему ограничения с точки зрения наличия или отсутствия объективных потребностей); демократизм (не с целью ущемления прав одних и расширения прав других субъектов, а с целью защиты интересов личности, общества и государства); законность (устанавливаются только законом, а не подзаконными актами); минимальная достаточность (в той мере, в какой это необходимо); единство (в соответствии с едиными для всех требованиями, без предпочтения отдельным субъектам); дифференцированность (степень и характер ограничений определяется их правовым статусом, а также особыми политическими или криминогенными особенностями в момент реализации (военное положение, чрезвычайное положение и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Морозова Л.Я. Институт ограничения политических прав и свобод работников правоохранительных органов в Российской Федерации. М., 1996. С. 57.

Как справедливо отмечает И.И. Котляр, необходимо также соблюдать принципы законности, правопорядка (как применение ограничений с санкции законодательной власти), достоинства личности, абсолютизации прав и свобод граждан, равенства и отсутствия дискриминации и соразмерности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Котляр И.И. Права человека. Минск, 2002. С. 87 - 90.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с носящим рекомендательный характер документом - Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1984 года - ограничения должны соответствовать целям Пакта (ст. 5), не должны применяться с иной целью, чем та, для которой они предусмотрены (ст. 6). Государство, применяя ограничения, не должно идти дальше того, чем это требуется для достижения цели (ст. 11). Часто в статьях Сиракузских принципов встречается положение о том, что ограничения не должны быть "произвольными" и "неразумными" (ст. ст. 7, 16, 34 и др.), т.е. они должны быть введены по законодательно установленной процедуре и быть необходимыми в обществе. В ст. 9 указывается, что никакие ограничения не должны умалять значение п. 1 ст. 2 Пакта, в соответствии с которым государства - участники Пакта обязуются уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся на их территории и под их юрисдикцией, права, признаваемые Пактом, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства. Иными словами, государства, устанавливая ограничения прав и свобод, не должны переходить тот предел, за которым ограничение переходит в дискриминацию по различным основаниям <1>.

--------------------------------

<1> Сиракузские принципы, разработанные группой известных юристов, были приняты в 1984 году на конференции, проходившей в г. Сиракузы (Италия). См.: Пчелинцев С.В. Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных документов, не имеющих официального статуса: проблемы применения // Юрист-международник. 2006. N 1. С. 36 - 37.

Схожие положения относительно пределов ограничения прав и свобод в период чрезвычайного положения содержатся и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В Конвенции также предусмотрена процедура дерогации, т.е. отступления от обязательств по Конвенции (ст. 15). При этом пределы отступлений от обязательств должны быть соразмерны существующей опасности и быть оправданными в течение всего времени действия. Ограничения не должны противоречить другим обязательствам государства по международному праву. Кроме того, как представляется, ограничительные меры должны носить временный характер, т.е. действовать на период чрезвычайного положения.

Подводя итог вышеизложенному, следует согласиться с выводом относительно пределов допустимого ограничения прав и свобод человека, предложенным И.Д. Ягофаровой. По ее мнению, ограничения прав и свобод допустимы в следующих общепринятых и наиболее целесообразных пределах:

- ограничения могут применяться только для тех целей, ради которых они вводятся, далее этих целей ограничение неправомерно;

- ограничения должны быть соразмерны поставленным целям;

- ограничения не должны препятствовать осуществлению других прав, свобод, а также обязательств;

- ограничения права не должны нарушать саму сущность права;

- ограничения не должны трансформироваться в дискриминацию;

- ограничения должны быть разумны и необходимы в целом и в каждой конкретной ситуации;

- ограничения в чрезвычайных ситуациях, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, должны носить временный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ягофарова И.Д. Указ. соч. С. 136 - 137.