Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.3 Mб
Скачать

3.3. Концепция межгосударственного сотрудничества

в области прав человека

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что с момента принятия Всеобщей декларации прав человека в результате эффективной деятельности ООН сложилась концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, которая представляет собой некий общий знаменатель того, что могут сделать государства, объединив усилия в сфере обеспечения прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека, создав юридическую основу для последующей кодификации в этой области, способствовала эволюции концепции прав человека. Развитие этой концепции идет по следующим направлениям: толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека; детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их регламентация в отношении отдельных социальных групп; создание института международной защиты прав человека.

Толкование принципов, основополагающих

для концепции прав человека

Несмотря на признание Всеобщей декларации прав человека мировым сообществом, начиная с 80-х годов прошлого столетия страны Афро-Азиатского региона стали выступать с критикой принципа универсальности прав и свобод человека, закрепленного во Всеобщей декларации, называя его абстрактным, нереальным, отражающим лишь европейские ценности и не учитывающим национальные, религиозные, исторические, географические особенности каждого государства или группы государств. Так, например, во время проведения Второй Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 года представители отдельных государств (Китая, Кубы, Индонезии, Сирии, Пакистана, Йемена, Сингапура и др.) заявили о новой концепции прав человека, суть которой, в отличие от традиционной западной, сводилась к следующему:

а) основное внимание должно уделяться региональной специфике отдельных стран при трактовке и применении прав человека;

б) социально-экономическим правам должен отдаваться приоритет перед гражданскими и политическими, "причем акцент делается на особую значимость коллективных прав в ущерб индивидуальным правам";

в) установление статуса личности относится исключительно к внутренней компетенции государства, поэтому принцип невмешательства во внутренние дела государства должен быть определяющим даже при грубых нарушениях прав человека <1>. Именно такую концепцию прав человека отстаивал Советский Союз при выработке Всеобщей декларации прав человека.

--------------------------------

<1> См.: Бахмин В.И. Вторая Всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1994. N 1. С. 150.

Большинство государств - участников Венской конференции по правам человека не поддержали сторонников "азиатской" концепции, и в итоговом документе - Венской декларации и Программе действий - было зафиксировано, что "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе. Придавая важное значение национальной и региональной специфике различных исторических, культурных и религиозных особенностей, необходимо иметь в виду, что все государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, обязаны поощрять и защищать все права человека".

Детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод

человека и их регламентация в отношении

отдельных социальных групп

Всеобщая декларация легла в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. Основные фундаментальные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах (Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 года) и в региональных соглашениях (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народа 1981 года). Кроме того, серьезный вклад в осуществление кодификационного процесса в области прав человека внесли конвенции ООН, МОТ и ЮНЕСКО, регулирующие права и свободы отдельных групп населения (Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д.). Отличием этих международных договоров по правам человека от Всеобщей декларации являются детальная трактовка прав человека, закрепление гарантий их реализации государством, выделение особой категории прав человека, не подлежащих ограничению со стороны государств ни при каких обстоятельствах (недопустимость пыток и жестокого обращения, свобода мыслей и убеждений, право на судебную защиту). Учитывая юридическую обязательность конвенционных норм для государств, ратифицировавших указанные международные договоры, кодификационная деятельность в области прав человека не только способствовала увеличению количества международных стандартов, но и активизировала национальное нормотворчество по их закреплению в законодательстве государств.

Создание института международной защиты прав человека

Всеобщая декларация прав человека, основанная на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, закрепила возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Однако функции контроля и защиты прав человека Декларация возлагала лишь на государство. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооруженным конфликтам, показали неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением. Поэтому начиная с середины 70-х годов XX столетия в международно-правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека. В первом и основном документе СБСЕ - хельсинкском Заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливается равное взаимодействие международно-правового и национального регулирования прав человека. Государства должны "поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных и других прав и свобод. Совместно и самостоятельно действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека" <1>.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. Т. I. С. 77.

В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно документу любое государство имеет право "свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы... и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву". Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право "поддерживать связь с международными органами, наделенными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека" <1>.

--------------------------------

<1> Международное сотрудничество в области человека: Документы и материалы. М., 1993. С. 296, 300.

В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было подчеркнуто, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона, носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства" <1>. Таким образом, был юридически оформлен институт международной защиты прав человека. Функции международной и внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением; на внутригосударственном же уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. Т. I. С. 79.

Несмотря на то что концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека находится в состоянии развития, можно сформулировать ее основные положения. Во-первых, принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права, требующих своего безусловного соблюдения. Этот принцип не противоречит другим принципам международного права, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы международного права, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение применения силы или угрозы силой в международных отношениях. Права и свободы человека не должны также использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, независимость и равноправие государств, т.е. на те принципы, на которых основывается сама идея международного сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Международное право / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. М., 2008. С. 273.

Во-вторых, права человека образуют единый комплекс, они неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, следовательно, не должны противопоставляться друг другу. Признание неделимости прав человека не исключает их приоритетов. В частности, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении других прав и свобод человека. В то же время соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе.

В-третьих, как нарушение принципа уважения прав человека воспринимаются не только грубые и массовые нарушения (например, геноцид или политика апартеида), но и нарушения прав отдельных лиц, если заинтересованное государство дало согласие на их рассмотрение на межгосударственном уровне. Международное право не препятствует государствам давать согласие на обсуждение вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц, в международных органах. Соответствующие положения содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Первом факультативном протоколе и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Американской конвенции о правах человека 1969 года, в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах, созданных этими договорами, жалоб частных лиц (петиций).

В-четвертых, внутригосударственное законодательство в области прав человека, регулирующее правовое положение населения, должно соответствовать международным стандартам, установленным международными договорами в указанной сфере. Иными словами, современное международное право исходит из того, что вопросы уважения и защиты прав человека носят международный характер. Таким образом, рассмотрение в международных органах нарушений прав человека и обращение по подобным вопросам одних государств к другим ныне не являются вмешательством во внутренние дела. Это было подтверждено в документах Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принятых 3 октября 1991 года. В них, в частности, указывалось, что обязательства, принятые в области защиты прав человека, "являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства" <1>. Формирование этого принципа обеспечивает более надежную основу для защиты прав и свобод человека.

--------------------------------

<1> Хлестов О.Н. ООН и актуальные проблемы защиты прав человека // Дипломатический ежегодник 2005. М., 2006. С. 93.

В-пятых, международное сотрудничество в области прав человека должно быть деидеологизировано и деполитизировано <1>. По-прежнему трудно изжить политизацию проблемы прав человека, когда за обсуждением того, как соблюдаются права человека в той или иной стране, скрываются политические соображения. Как справедливо отмечает С.В. Черниченко, "в угоду политическим интересам преувеличиваются масштабы и серьезность нарушений прав человека в государствах, отношения с которыми складываются неблагополучно, и приуменьшают их в государствах, являющихся политическими союзниками" <2>. Такая политика двойных стандартов в области прав человека неприемлема. В целях деполитизации сотрудничества государств в области прав человека в 1993 году участники Всемирной конференции по правам человека приняли Венскую декларацию и Программу действий, где они признали "важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека" <3>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 - 28.

<2> Там же. С. 31.

<3> Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий с выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на открытии конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.

К сожалению, международные механизмы и процедуры, целью которых является обеспечение выполнения своих обязательств в области прав человека, не решают проблему политизации и деидеологизации. На международных форумах представители государств-участников по-прежнему подвергаются давлению со стороны государств своего гражданства. Менее остро проблема политизации стоит в органах, члены которых выступают в личном качестве, в частности как независимые эксперты или специальные докладчики.

Решению проблемы деполитизации вопросов, связанных с правами человека, по нашему мнению, могло бы способствовать выдвижение в качестве международных должностных лиц людей добросовестных и, насколько это возможно, объективных. Другой важный вид деятельности, направленный на деполитизацию вопроса о правах человека, связан с совершенствованием критериев рассмотрения индивидуальных жалоб. Если заинтересованное государство является участником договоров, предусматривающих создание контроля, юридических проблем не возникает. Не возникает проблем и в случае согласия заинтересованного государства на рассмотрение индивидуальных случаев вне контрольных механизмов, например, в Совете по правам человека.

На исключение политизированного подхода и двойных стандартов в сфере прав человека направлена и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 60/251 от 3 апреля 2006 года, в соответствии с которой был создан Совет по правам человека, заменивший Комиссию ООН по правам человека. В резолюции (п. 4), в частности, указано, что Генеральная Ассамблея ООН постановляет далее, что в своей работе "Совет должен руководствоваться принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека..." <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.provoteka.ru/pst/103/51131.html.

Как отметил А.В. Яковенко, "новый орган (Совет по правам человека. - А.К.) сумеет избежать ошибок Комиссии и, в частности, откажется от практики выдвижения политизированных проектов страновых резолюций" <1>.

--------------------------------

<1> Новости - Грузия. 21 июня 2006 года.

Несмотря на то что проведением расследования ситуаций, свидетельствующих о нарушениях прав человека, занимался специальный комитет Комиссии ООН по правам человека, в который в соответствии с резолюцией ЭКОСОС N 1503 (XLVIII) должны были входить "независимые" лица, беспристрастность которых не вызывает сомнений <1>, Комиссии ООН не удалось полностью устранить политизацию и применение двойных стандартов в ходе расследования случаев нарушения прав человека. В этой связи международное сообщество вправе рассчитывать на то, что Совет, а точнее, отдельные его государства-члены, откажется от избирательной и конфронтационной практики выдвижения политизированных и далеких от объективности проектов резолюций о положении в области прав человека в отдельных государствах.

--------------------------------

<1> Процедура рассмотрения сообщений о нарушении прав человека и основных свобод // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы / Под ред. А.Л. Адамишина. М., 1989. С. 460.