
- •IV. Группы и политические интересы
- •IV.1. Национальные меньшинства
- •IV.1.1. Арабы-мусульмане
- •IV.1.2. Другие
- •IV.2. Социальные группы
- •IV.2.1. Женщины
- •IV.2.2. Сексуальные меньшинства
- •IV.2.3. Социально слабое население
- •IV.2.4. Поселенцы
- •IV.3. Институты гражданского общества
- •IV.3.1. Сми и деятели искусства
- •IV.3.2. «Сохнут»
- •IV.3.3. Профсоюзы
- •IV.3.4. Армия
- •IV.3.5. Бизнесмены
- •IV.3.6. Академия
- •IV.3.7. Школа
- •IV.4. Общественные организации
- •IV.4.1. Левые
- •IV.4.2. Правые
- •IV.4.3 Центристские и неполитические
IV.2. Социальные группы
IV.2.1. Женщины
Несмотря на существующее в Израиле не только декларированное, но и осуществляемое равенство полов, а также на то, что Израиль принадлежит к тем немногим странам в мире, где премьер-министром была женщина (Голда Меир в 1969-1973 гг.), – в израильской политике, несомненно, присутствует «женская тема». У этой темы есть очевидное электоральное обоснование: в нынешнем Кнессете, например, только 14 депутатов-женщин (из 120). Это – рекордное число; до сих оно колебалось между 7 (избраны в 1988 г.) и 12 (в 1955 г.) депутатками; ввиду незначительности отклонений вряд ли этот рекорд означает тенденцию, а не случайную флуктуацию. Столь невысокое представительство не может быть объяснено даже тем, что депутатов-женщин «по определению» нет в харедимных партиях или, например, в «Объединенном арабском списке», – даже за вычетом последних доля женщин в Кнессете, мягко говоря, далека от 50% (эти показатели примерно идентичны тем, которые можно видеть в парламентах других стран, за исключением скандинавских и некоторых других).
Частичное объяснение этому поразительному расхождению с декларированным равноправием женщин можно найти в том значении, которое придается в Израиле военной карьере (так как женщин – боевых генералов в ЦАХАЛе пока не наблюдалось). Однако то же самое влияние, которое оказывает на все стороны жизни в стране сложная внешнеполитическая обстановка и, как ее следствие, всеобщая воинская обязанность, имеет и обратный эффект. В Израиле рядовой является ситуация, когда израильтянка средних лет является одновременно и женой военнослужащего, призываемого на ежегодные военные сборы, и матерью солдат действительной службы, и при этом сама проходила в той или иной форме военную службу. Поэтому общественно-политические женские организации (о которых мы будем говорить ниже, в следующей главе) в своей пропаганде используют дополнительный психологический эффект, так как могут говорить эмоционально, не рискуя выглядеть патетически (советское «как мать и как женщина» звучит здесь вовсе не анекдотично). Яркой иллюстрацией вышесказанному является деятельность организации «Арба имагот» («Четыре матери»), в течение долгих лет боровшейся за вывод израильских войск из Ливана и сыгравшей в этом (правда, с существенной помощью СМИ) ведущую роль в израильском обществе.
В этом контексте неудивительно, что в Израиле нет классического западного феминизма, – за исключением требования предоставления женщинам равноправия при наборе в боевые части.
Вернемся к представительству женщин в израильской политике. В правительстве Э.Барака два министра – женщины: Далия Ицик («Исраэль Ахат») – министр окружающей среды и Юлия Тамир («Исраэль Ахат») – министр абсорбции. Что касается оппозиции, то в «Ликуде» одним из признанных лидеров партии (и возможным претендентом на первое место) является Лимор Ливнат, а Наоми Блюменталь – председатель парламентской комиссии по алии и абсорбции. С 1992 г. в Кнессете действует постоянная комиссия по положению женщины в обществе. В Кнессете 15-го созыва ее председатель – Яэль Даян («Исраэль Ахат»).
Если же обратиться к муниципальной политике, то и здесь сохраняется та же пропорция: среди членов муниципалитетов женщины составляют около 12-13%; этот процент медленно, но верно растет. После муниципальных выборов 1998 г. впервые две женщины стали мэрами крупных городов: Мирьям Файерберг («Ликуд», Нетания) и Яэль Герман («Мерец», Герцлия); упомянем также Даниэлу Вайс (беспартийный кандидат), избранную председателем маленького, но очень влиятельного в ЙЕША муниципалитета Кдумим.
Из женщин, занимавших другие высокие посты, отметим Государственного прокурора Эдну Арбель и предыдущего Государственного контролера Мирьям Бен-Порат.
За последние годы дважды (в 1977 и 1992 гг.) в выборах в Кнессет участвовали «женские» списки, но оба раза они не прошли электоральный барьер.
Главными общественными (не политическими!) женскими организациями в Израиле являются:
ВИЦО (английская аббревиатура WIZO – Women International Zionist Organization, «Всемирная Женская Сионистская Организация») основана в 1920 г.; занималась изначально профессиональным обучением среди женщин и социальной помощью, за рубежом – сионистской деятельностью среди женщин. Сегодня в ВИЦО 52 отделения (вне Израиля), в работе которых участвуют 250 тыс. женщин. Основная работа организации в Израиле посвящена социальной сфере и укреплению положения женщины в обществе. Президент ВИЦО – Михаль Модаи, председатель израильского отделения – Тельма Нери.
После создания Государства Израиль ВИЦО пыталась играть и политическую роль: на выборах в Кнессет 1-го созыва организация участвовала отдельным списком, получила один мандат, и ее председатель Рахель Коген-Каган была избрана в Кнессет. После этого попытка не была повторена, однако через 12 лет Р.Коген-Каган была вновь избрана в Кнессет, на этот раз – от Либеральной партии. Ввиду исторических связей ВИЦО считается организацией, ориентированной правоцентристски; большинство ее руководства происходит из бывшего либерального истеблишмента (в частности, сегодняшний председатель – вдова Ицхака Модаи, бывшего лидера либералов и министра финансов в правительстве «Ликуда»). Однако в целом из трех крупных женских организаций Израиля ВИЦО – наименее политизированная и наименее политически ангажированная.
«Наамат» (аббревиатура «Нашим Овдот у-Митнадвот», т.е. «Работающие женщины и добровольные помощницы») основана в 1921 г. и с момента основания прямо связана с профсоюзным объединением «Гистадрут»: организация действует на базе городских рабочих советов, то есть местных отделений «Гистадрута»; даже выборы в «Наамат» проводятся как часть общей избирательной кампании «Гистадрута»). Руководила организацией всегда «Авода» (в прошлом – «Маарах», МАПАЙ); та же партийная принадлежность и у сегодняшнего ее председателя Офры Фридман. Многие руководительницы «Наамат» были членами Кнессета от «Аводы», и наоборот, большинство видных деятельниц партии «Авода» (в том числе – Голда Меир) в начале своей карьеры занимало посты в «Наамат».
Формально утверждается, что в организации 350 тыс. членов; речь, видимо, идет о женщинах – членах «Гистадрута», обладающих правом голоса на выборах. Основная деятельность носит социальный и профсоюзный характер (защита прав трудящихся женщин и т.п.); как особый проект упомянем тесное сотрудничество с Раввинатом Израиля в помощи выяснению статуса разведенных женщин и т.д.
Международная деятельность «Наамат» проводится в 13 зарубежных отделениях, чья общая численность – около 100 тыс. человек.
«Эмуна» («Вера») – организация, связанная с национально-религиозным движением «Мизрахи»; основана как часть национально-религиозного сионизма в 1935 г. «Эмуна» также занимается оказанием социальной помощи и борется за повышение статуса женщины в обществе, но главное направление работы организации связано с образованием; среди образовательных проектов отметим прежде всего широкую сеть детских садов (в 60 населенных пунктах Израиля) и систем «продленного дня». Другой проект – «Амация» – занимается усыновлением (и удочерением) в Израиле детей-сирот из-за границы.
В 1977 г. «Эмуна» стала международной организацией, действующей вне Израиля в 32 отделениях; президент Всемирной «Эмуны» – Сара Герцог.
В идеологическом (да и организационном) плане «Эмуна» тесно связана с МАФДАЛом, членом Кнессета от которой была в 70-е гг. Сара Штерн-Катан, возглавлявшая «Эмуну» в те же годы. На выборах 1988 и 1992 гг. председатель организации Йегудит Хибнер (бывший посол Израиля в Норвегии) участвовала в предвыборном списке партии, но в Кнессет не прошла. В 1999 г. на внутренних выборах МАФДАЛ неудача постигла нынешнего председателя «Эмуны» Рахель Сливецки.
Среди арабского населения Израиля не существует значительного женского общественного движения. Единственное политическое достижение этого сектора – Хусния Джабара, избранная в Кнессет по списку МЕРЕЦ в 1999 г.
Среди женщин – выходцев из СНГ наиболее значительных успехов добились Лариса Герштейн, заместитель мэра Иерусалима, и Марина Солодкина, член Кнессета с 1996 г. и в течение почти года (после выборов 1999 г.) заместитель министра абсорбции.