
- •Психологические проблемы русских эмигрантов в германии
- •Часть I л.А. Вербицкая
- •И.В. Мурин программы подготовки бакалавров
- •В.Н. Троян
- •А.А. Крылов, н.С. Хрусталева, л.А. Цветкова
- •А.Л. Свенцицкий социально-психологические проблемы эмиграции
- •Е.П. Ильин
- •Часть II м. Ойстрах
- •Литература
- •О. Шульц Влияние социально-психологического тренинга на изменение особенностей личности в условиях эмиграции (на примере германии)
- •И. Франц психологические особенности готовности ребёнка к школе в росси и германии
- •С. Щетникова социально-психологическая адаптация подростков из семей немецких переселенцев
- •Литература
- •Г. Майер
- •Е. Куликова исследование самоактуализации, ценностных ориентации и конфликтности у лиц с разным профессиональным и социальным статусом
- •Е. Таслер социально-психологические особенности женщин, ориентированных на профессионально-трудовую деятельность в условиях эмиграции
- •А. Шульце служба «телефона доверия» для русскоязычного населения германии
- •М. Якхо особенности социально-психологической адаптации русскоязычных пожилых эмигрантов
- •Е. Шульц
- •Н. Агаркова ценностные ориентации личности и успешность адаптации русскоязычных эмигрантов (на примере германии)
- •Р. Райхерт психологические особенности пожилых людей в условиях эмиграции в германии
- •Литература
- •Э. Платто агрессия и социальная неудовлетворенность подростков в условиях эмиграции в германии
- •Л. Лицукова сравнительный анализ взаимодействия родителей с подростками в русскоязычных эмигрантских и коренных немецких семьях
- •С. Сатарева особенности социализации двуязычных детей младшего школьного возраста
- •И. Циммерман
- •Причины эмоционального дискомфорта у эмигрантов и
- •Немцев-переселенцев четвертой волны в начальный
- •Период пребывания в германии
- •Причины эмоционального дискомфорта
- •Л. Айхман
А.Л. Свенцицкий социально-психологические проблемы эмиграции
Последние минуты на родной земле перед отъездом в эмиграцию у каждого отдельного человека проходят по-разному, но в то же время в чем-то одинаково для всех. Провожающие еще раз повторяют то, что уже сказано-пересказано, кто-то из них пытается шутить, у другого на глазах слезы. И оставшиеся минуты порой кажутся нестерпимо длинными. Но вот последние объятия и поцелуи. Дальше начинаются формальности — придирчивые таможенники, пограничники с непроницаемыми лицами. Сиюминутные заботы отвлекают на время от всего прочего. Но даже если сейчас отправляются вместе с Вами самые близкие люди — жена или муж, дети, нет-нет да и нахлынет щемящее чувство тревоги: как-то сложится жизнь? И это беспокойство будет расти и расти...
Конечно, каждый из принявших решение эмигрировать, уезжает со светлой надеждой на лучшее. Один рассчитывает на помощь со стороны, другой — на свои знания и умения, а иной — просто на счастливый случай и удачу. Но личные проблемы, ранее человеку неизвестные, возникают у него с самого порога новой жизни. У кого-то они не заканчиваются никогда. Кто-то, особенно при знании иностранного языка, не без труда, но все же сравнительно неплохо со временем вписывается в новую действительность и даже преуспевает (и не только по прежним, советским или российским стандартам). Однако так или иначе, проблемы включения в совершенно новую социальную, политическую, культурную действительность, адаптация к ней, реализация своих возможностей касаются всех и каждого. Данными проблемами — и в теоретическом, и в прикладном плане занимаются специалисты по социальной психологии.
Хотя история социально-психологической мысли насчитывает более двух тысячелетий, науку эту можно считать сравнительно молодой. Ведь подавляющая часть теоретических положений и экспериментальных данных, которыми оперирует современная социальная психология, были сформулированы и получены в течение последних пятидесяти лет. К слову, в России подготовка дипломированных социальных психологов началась со второй половины 1960-х годов.
Социальная психология — это наука, которая пытается понять и объяснить, каким именно образом на мысли, чувства и поведение отдельных индивидов влияет присутствие других людей. А это влияние исключительно велико. Герой одной из пьес Ж.-П. Сартра, узнав, что он обречен навсегда оставаться взаперти, в компании совершенно несовместимых людей, восклицает: «Ад — это другие!». Не будучи, к счастью, в столь крайней ситуации, как этот персонаж, каждый из нас, тем не менее, отдает себе отчет в том, насколько значительным является влияние других людей на нас. Именно другие люди могут превратить нашу жизнь в сущий ад или, наоборот, сделать ее довольно сносной и даже приятной. В эмиграции зависимость человека от окружающих его людей — родных и близких, знакомых и незнакомых, соотечественников и местных уроженцев ощущается им в громадной степени.
Первейшая из социально-психологических проблем эмиграции — это адаптация к совершенно новым условиям жизни. Начнем с того, что зачастую эмигрант недостаточно знаком с законами и обычаями страны, в которую он приехал. Это порождает и первые трудности. Если говорить о взрослых людях, то каждый из них имеет собственную, сформированную на основе прошлого опыта (в другой стране!) систему установок. Под установкой в социальной психологии понимается предрасположенность личности воспринимать тот или иной объект (явление) вполне определенным образом, включающим позитивную или негативную оценку этого объекта. Сложившиеся установки нередко приходят в противоречие с новыми, во многом непривычными обстоятельствами жизни эмигранта. Ему приходится испытывать порой болезненную ломку прежних взглядов и убеждений, того, что вошло, как говорится, в плоть и кровь еще с детства. Это обстоятельство провоцирует не только внутриличностные, но и межличностные конфликты эмигранта с теми, кто вступает с ним в непосредственный контакт.
Важной социально-психологической проблемой эмиграции является удовлетворение потребностей в информации, необходимой для нормальной жизнедеятельности. В первую очередь, это касается тех, кто не владеет в достаточной степени языком страны пребывания. У них может возникать состояние своеобразного информационного голода. Источники информации на родном языке суживаются до одной-двух эмигрантских газет, одного-двух каналов телевидения. Поэтому для таких эмигрантов приобретают особую роль неформальные источники информации — члены семьи, друзья и знакомые. Однако порой в местах неофициальных встреч эмигрантов (курсы, клубы пенсионеров, другие неформальные объединения) возникают слухи, далекие от действительности. Поскольку эмигрант «без языка» не имеет возможности сравнительно быстро убедиться в недостоверности слухов, они могут дезорганизующим образом влиять на его психическое состояние. Правда, в последние годы возможности эмигрантов в получении информации на родном языке расширяются. Так, в США, Германии, Израиле, многих других странах можно принимать отдельные каналы Российского телевидения. Однако оборотная сторона этого прогресса состоит в том, что увлечение передачами по этим каналам, порой характерное для эмигрантов, не знающих языка страны пребывания, увы, не способствует их погружению в соответствующую языковую среду.
Известно, что каждый человек, кем бы он ни был, обычно входит в состав тех или иных социальных групп. Психологи издавна разделяют все человеческие группы на первичные и вторичные. Первичные — это, прежде всего, семья, компании друзей, единомышленников; вторичные — все остальные. В эмиграции, особенно на первых порах, единственной первичной группой остается семья. И от того, как будут складываться внутрисемейные отношения на новом месте, зависит многое для каждого эмигранта — и взрослого, и ребенка. По данным социально-психологических исследований, человек обычно склонен переносить восприятие своего состояния в первичной группе на восприятие других, более крупных социальных структур. Так, если человек остро ощущает неблагополучие взаимоотношений в своей семье, то он также проявляет тенденцию менее позитивно относиться и к обществу в целом. Можно сказать, что в подобных случаях имеет место своеобразная социально-психологическая иррадиация, по аналогии с явлением, известным в медицине, когда болевое ощущение распространяется за пределы непосредственно пораженного участка тела или органа. Таким образом, благоприятный психологический климат семьи является необходимой основой адаптации эмигранта в новом обществе.
Многочисленные наблюдения говорят о том, что сложившиеся в семье взаимоотношения подвергаются серьезным испытаниям в условиях эмиграции. Порой происходит перераспределение семейных ролей, болезненное для иных людей. Так, среди супругов новым лидером может оказаться тот, кто лучше знает язык страны пребывания, кто нашел сравнительно хорошую работу. Конечно, умаление прежнего семейного статуса другого супруга затрудняет его адаптацию в новой среде. Тем более, что это нередко сочетается со страхом потери навсегда прежнего социально-профессионального статуса. По мнению отдельных психологов, во избежание подобного рода травмирующих личность психических состояний, необходимо формировать у людей установку на вероятность понижения социально-психологического статуса с первых же дней эмиграции. Тому, кто психологически готов к такой ситуации, легче в конце концов мобилизовать свои силы для достижения желанных целей.
С течением времени по мере того, как эмигрант все лучше знакомится со страной, овладевает в достаточной степени ее языком и укрепляет свои профессиональные позиции, расширяется и круг его общения. Все чаще он вступает в неформальный контакт с представителями коренного населения, другими иностранцами. И здесь нередко обнаруживается коренное социально-психологическое различие между людьми, воспитанными в разных социальных культурах.
Несколько лет назад в США вышла книга В. Лефевра — ученого, давно эмигрировавшего из СССР и известного в советский период своими трудами по системотехнике. Автор на основе своих наблюдений пишет о том, к чему стремятся в споре люди, принадлежащие к разным культурам — американцы, с одной стороны, и советские, — с другой. Обнаружилось, что американцы направлены, прежде всего, на компромисс. Они стараются найти точки соприкосновения, готовы к уступкам, хотят найти взаимовыгодное для обеих сторон решение. Бывшие же советские люди обычно нацелены в споре на победу. Они настойчиво добиваются полного разгрома своего противника, подчинения его своей логике, своим представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не без оснований можно сказать, что россияне в этом смысле очень похожи на бывших советских граждан. Категоричность, изначальная уверенность в своей правоте, нетерпимость к чужим мнениям, верованиям, обычаям— это стойкое наследие прошлого, характерное для современной постсоветской ментальности. И с таким багажом порой пытается влиться в новую жизнь немало эмигрантов из современной России. Отсюда вытекает насущная социально-психологическая задача формирования толерантности, т. е. признания плюрализма как необходимого свойства общественной жизни, согласия с той непреложной истиной, что взгляды и поведение других людей совсем не обязательно должны быть похожи на твои собственные. В арсенале социальных психологов имеются специальные тренинги, цель которых состоит в том, чтобы формировать терпимость по отношению к представителям других культур, их ценностям, верованиям и обычаям.
Итак, жизнь людей в условиях эмиграции порождает у них немало самых различных проблем, в том числе социально-психологических. С этими проблемами так или иначе связаны и все другие. Социальные психологи сравнительно недавно обратились к изучению проблем эмиграции в ряде стран, включая и Германию. Следует отметить, что они занимаются не только научными исследованиями. Социальные психологи дают конкретные рекомендации организациям, имеющим дело с эмигрантами, проводят с ними групповые и индивидуальные занятия, консультации. Конечная цель этих усилий состоит в том, чтобы всемерно помочь людям, оказавшимся в новых, во многом непривычных условиях жизни.