Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PSIKhOLOGIChESKIE_PROBLEMY_RUSSKIKh_EMIGRANTOV_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Л. Айхман

Актуальность психолого-педагогических идей А.П. Нечаева для современных исследований личности

Б.Г. Ананьев отмечал: «Разработка истории отечественной психоло­гии актуально необходима нам не только потому, что она вскрывает ве­ликое историческое прошлое нашей науки, но и потому, что она возвра­щает к новой жизни идеи, которые по-настоящему могут быть поняты и творчески развиты лишь сейчас».

В этой связи несомненный интерес представляет жизнь и творчество Александра Петровича Нечаева — одного из крупных организаторов рус­ской психологической науки, одного из первых в отечественной психоло­гии ученых, изучавших проблемы психодиагностики и коррекции разви­тия личности, вопросы творческих способностей, психогигиены трудовой и умственной деятельности, проблемы прямого и косвенного внушения, роль суггестии в педагогическом процессе, многие вопросы из областей психофизиологии, педологии, дифференциальной психологии.

Цель данного исследования — показать роль и место А.П. Нечаева в становлении и развитии педагогической психологии в России, актуаль­ность его творческого наследия для современных исследований.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1) изучить вехи жизни и творческого пути А.П. Нечаева по имеющимся архивным документам и материалам; 2) дать характеристику вклада А.П. Нечаева в развитие психологической науки в России; 3) провести апробацию идей и методов профессора А.П. Нечаева в со­временных условиях.

А.П. Нечаев родился в Петербурге 5 сентября 1870 г. в семье с интерес­ными традициями и изумительной родословной, которая своеобразно совме­щала в себе светские и религиозно-духовные начала. Его отец — Петр Ивано­вич Нечаев был достаточно известной в России личностью: профессор Духов­ной семинарии, член Святейшего Синода. Мать принадлежала к древнему роду немецких колонистов и была правнучкой Александры Николаевны Пургольд, певицы, постоянной участницы балакириевского кружка. Родная сестра Александры Николаевны была пианисткой, женой Римского-Корсакова.

В юности А.П. Нечаев увлекался античной философией. Чудом со­хранился сборник стихов А.П. Нечаева, строчки которых убедительно доказывают факт литературно одаренной личности.

В 1897 г. он заканчивает два факультета (естественный и историко-филологический) Петербургского университета, там же он и был остав­лен на преподавательском поприще в звании — приват-доцента.

Во время обучения в университете студент А.П. Нечаев отдается чте­нию педагогических трудов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, которые произвели на него сильное впечатление и побудили заняться психологи­ей. Ко времени студенчества относятся и его первые научные исследова­ния: «Учение Спинозы о праве и государстве», удостоенная серебряной медали на юридическом факультете, и «Психология Гербарта», удосто­енная историко-филологическим факультетом золотой медали. Заслугой Нечаева-студента является перевод психологических трудов Гербарта, которые были изданы самостоятельной книгой.

В 1898 г. А.П. Нечаев уезжает на стажировку во всемирно известные лаборатории В. Вундта и Г. Мюллера. Здесь ученый заинтересовался вы­яснением значения методов экспериментальной психологии в процессе разработки проблем школьного обучения.

Огромное влияние на становление А.П. Нечаева оказали занятия у про­фессор Циэна в Йене (1899). В лаборатории Циэна А.П.Нечаев получил ценные навыки исследования психических процессов, которые помогли ему в корне уяснить основы методологии психологического эксперимента.

Систематическое посещение лекций К. Шерринга по патопсихологии в ее отношении к нормальной психологии дало основу для формирования интереса А.П. Нечаева к изучению проблем памяти.

Стажировка за границей закончилась первым признанием на Париж­ском Конгрессе. Доклад А.П. Нечаева был встречен с одобрением и Альфред Бине пригласил ученого в свою лабораторию. Здесь А.П. Нечаев продолжает исследования памяти.

В сложной обстановке борьбы за демократизацию школы и науки на­чинается русский период творчества А.П. Нечаева. С сентября 1900 г. он возобновляет чтение лекций в Петербургском университете, занимается организацией психологического кабинета. В это время выходит книга А.П. Нечаева «Современная экспериментальная психология в ее отноше­нии к вопросам школьного обучения». На ее презентации А.П. Нечаев знакомится с А.Ф. Лазурским. Это была встреча двух творчески одарен­ных личностей, которые на многие годы сохранили привязанность и на­стоящую дружбу.

По предложению профессора М. Скойтена, А.П. Нечаев был избран членом-корреспондентом Педагогического отдела при городском обще­ственном управлении Антверпена. В зарубежной периодике появляются отзывы о новой русской книге.

С 1900г. начинает существовать «Коммерческое училище А.П. Нечаева», где разрабатывались совершенно новые технологии в учебно-воспитательном процессе, вводились новые программы, учитыва­лись возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Воодушевленный поддержкой ученый представляет книгу на обсуж­дение в качестве диссертации. Сейчас сложно восстановить ход тех дале­ких событий, но думается, что попытка А.П. Нечаева защитить свои идеи на факультете, возглавляемом А.И. Введенским, была обречена на про­вал. Учитель не понимал увлечение А.П. Нечаевым экспериментальными исследованиями.

24 октября 1901 г. — день провала диссертационной защиты. Одно­временно он стал днем организации первой в России экспериментальной лаборатории педагогической психологии.

С 1903 г. более 10 лет А.П. Нечаев ведет отдел «Психология в Рос­сии» в журнале «Архив для психологии».

За участие в Международной выставке «Детский Мир» в 1903 г. А.П. Нечаев и его лаборатория были награждены двумя золотыми медалями.

Стремясь к осуществлению своих идей, А.П. Нечаев вместе со свои­ми единомышленниками организует при Педагогическом музее специ­альный педагогический Отдел им. К.Д. Ушинского. Был выбран Устав будущего Педагогического института, составлено Положение о фонде им. К.Д. Ушинского, разработана программа Педологических курсов.

В 1904 г. А.П. Нечаева избирают в число членов-учредителей Гер­манского общества экспериментальной психологии. Под его руково­дством начинают работать Педологические курсы в Петербурге, их пе­чатным органом стали «Книжки Педагогической психологии», входив­шие в состав издаваемого в то время В.М. Бехтеревым «Вестника психо­логии» под редакцией А.П. Нечаева.

В 1905 г. вышла в свет книга А.П. Нечаева «Ассоциация сходства». В 1906 г. в Одессе состоялась защита магистерской диссертации ученого. Н.Н. Ланге, оппонент А.П. Нечаева, подчеркнул значение его работы в области педагогической психологии. Факультет единодушно признал А.П. Нечаева магистром философии.

В 1906 г. была создана Лига образования, у истоков которой стоял, наряду с другими видными деятелями, А.П. Нечаев.

В 1906 г. проходил первый Всероссийский съезд по педагогической психологии при непосредственном участии и организации А.П. Нечаева.

На съезде были приняты решения о преподавании психологии в шко­лах, организации особой комиссии для сбора, обработки и издания мате­риалов о явлениях «душевной жизни учащихся», создании комиссии по подготовке психологических изданий, пропаганде психологических зна­ний, внедрении психологии в школьную практику. Г.Н. Челпанов высту­пая с докладом, утверждал, что «психология должна служить, главным образом, для целей философского образования». В связи с этим возникла острая полемика между Г.Н. Челпановым и А.П. Нечаевым, который на­стаивал на внедрении эксперимента в психологию.

В 1907 г. при непосредственном участии А.П. Нечаева Педагогиче­ские курсы были преобразованы в Педагогическую Академию, слушате­ли которой проходили практику в коммерческом училище А.П. Нечаева под непосредственным руководством И.П. Павлова, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта и других видных педагогов и ученых.

В 1908 г. во Франкфурте-на-Майне состоялся Конгресс по экспери­ментальной психологии. На выставке были представлены хроноскоп, та-хистоскоп и аппарат для исследования памяти, подготовленные А.П.Нечаевым и его коллегами/Все приборы получили очень высокую оценку. Профессор Циммерман попросил разрешения изготовить данные приборы у себя в мастерской. Через 6 лет он писал А.П. Нечаеву о том, что в работе пользуется приборами русских ученых.

В 1909 г. в Петербурге было утверждено Общество эксперименталь­ной педагогики с целью координации деятельности возникших в разных концах страны экспериментально-педагогических организаций. Предсе­дателем общества был избран А.П. Нечаев.

В 1910г. проходил Съезд по экспериментальной педагогике, где А.П. Нечаев выступил с докладом об экспериментальных исследованиях на базе экспериментальной школы при Педагогической Академии. Идею массовых школьных экспериментов поддержал Н.Н. Ланге, создавший в Одессе экспериментальную психологическую лабораторию. Педагогиче­ская Академия приобрела известность своими печатными работами. Под редакцией А.П. Нечаева было выпущено 14 книг, четыре ежегодника Экспериментальной педагогики, 15 томов «Педагогической Академии в очерках и монографиях», три тома материалов экспериментально-педагогических съездов.

Осенью 1912г. А.П.Нечаев по поручению учебного отдела Мини­стерства Торговли и Промышленности готовит материал к предстоящей Всероссийской Гигиенической выставке по вопросу влияния совместного обучения на психику учащихся. А.П. Нечаев впервые ввел совместное обучение в своем «Коммерческом училище». Результаты исследований доказали пользу совместного обучения. А.П. Нечаеву была присуждена высшая награда выставки — «Почетный диплом».

В этом же году лаборатория экспериментальной педагогической пси­хологии достойно представляет отечественную науку на Берлинском конгрессе.

В 1914г. А.П. Нечаев едет в Австралию.

С 1917 по 1921 г. А.П. Нечаев является сначала директором Самар­ского педагогического института, а потом — первым ректором Самар­ского государственного университета.

В 1922 г. он занимает должность директора Московского государст­венного Психоневрологического института дефективного ребенка, одно­временно являясь профессором психологии в Медико-педагогическом институте и на Высших Педагогических курсах. В 1923 г. он был избран председателем Первого Всероссийского Психоневрологического съезда в Москве, а в 1924 — почетным председателем Второго Всероссийского съезда в Ленинграде. В 1925 г. А.П. Нечаев был отнесен квалификацион­ной комиссией при Совнаркоме к «Группе выдающихся ученых».

Самым плодотворным периодом в советское время был период 30-х годов. В это время появляются работы А.П. Нечаева в области гигиены, пособия по обучению чтению. Особой популярностью среди педагогов пользовалась монография А.П. Нечаева «Курс педагогической психоло­гии для народных учителей».

Большую работу А.П. Нечаев проводит в области психолого-педагогической журналистики. С начала XX века он возглавляет отдел экспериментальной педагогики в «Педагогическом сборнике», активно работает в изданиях «Вестник воспитания», «Русская школа», «Школа и жизнь», «Исторический вестник», «Ежегодник экспериментальной педа­гогики», «Свободное воспитание».

В 1928г. А.П. Нечаев проводит экспериментальное исследование разных групп изобретателей. В результате исследований он пришел к выводу, что «высота развития отдельных способностей человека в большей степени связана с особенностями развития психических процессов, чем со специальной выучкой». Говоря о профессиональном становлении, А.П. Нечаев отмечал, что оно зависит от особенностей мотивации выбора профессии.

Волна репрессий 30-х годов не могла обойти судьбу А.П. Нечаева. «Враг народа» (еще вчера известный и почитаемый ученый, консульти­ровавший В.И. Ленина, И.В. Сталина), отдавший всю свою жизнь делу просвещения, становления и развития психолого-педагогической науки, А.П. Нечаев был арестован.

Ему ставят в вину то, что, изучая источники школьной неуспеваемости и утомляемости, а также работу автотранспорта, он останавливается не только на положительных, но и отрицательных сторонах изучаемых проблем и яв­лений, а именно: на чрезмерном утомлении студентов, на неудобных условиях ночлега на автобазах за городом. Его также обвинили в том, что на встрече аспирантов, отвечая на вопрос о положении психологов в фашистской Германии, он указывал не только на разрушение фашистским режимом крупнейшего центра педагогической психологии, но также признал, что некоторые психологические журналы и лаборатории в Германии, несмотря на тяжелую политическую обстановку, продолжают работать в прежнем режиме. Кроме этого, занимаясь изучением ребенка, А.П. Нечаев отмечал, что «среднего ребенка — нет». В условиях же формирования уравнительных отношений в обществе утверждения ученого о существовании одаренных детей, о том, что «талант, это счастливый дар природы», вызывали сначала недоумение, а потом возмущение блюстителей классовой идеологии.

Итак, постановлением Особого совещания НКВД от 2 апреля 1935 г. профессор А.П. Нечаев был приговорен к ссылке в Казахстан за «контр­революционную агитацию» с предъявлением обвинения по статье 58.10.

Почему так «мягко» по тем временам был наказан «враг народа»? Огромную роль в этом сыграла письмо И.П. Павлова, который выступил в защиту ученого.

А.П. Нечаев писал в это время: «На 65-м году жизни, после 40 лет беззаветного служения родной стране, родному народу, я стою бессиль­ным перед клеветническим наветом, ... лишенный всего. Мне тяжело допустить мысль, что мои ученики свяжут с именем Нечаева незаслу­женную кличку "враг"».

С 1935 г. имя А.П. Нечаева не произносится, его книги и учебники были изъяты из употребления.

Данная статья содержит некоторые новые факты из жизни и творче­ства А.П. Нечаева, установленные в архивах. Это — дань памяти велико­му ученому.

Проведенное исследование деятельности и творческого наследия А.П. Нечаева позволяет утверждать, что ученый внес весомый вклад в становление и развитие отечественной психологии.

А.П. Нечаев являлся одним из крупных организаторов русской пси­хологической науки. Он был среди тех психологов, которые способство­вали внедрению эксперимента в проблемы обучения и воспитания. А.П. Нечаев являлся организатором первой в России экспериментальной лаборатории педагогической психологии, Педагогических курсов для учителей, одним из организаторов Педагогической Академии, съездов по педагогической психологии. Под его редакцией издавался ряд специали­зированных психологических журналов.

Исследования А.П. Нечаева не потеряли своей теоретической и прак­тической значимости и в настоящее время. По-прежнему актуальны вы­воды ученого о большом значении косвенного внушения в педагогиче­ском процессе. Не теряют научного интереса его суждения об умствен­ном развитии ребенка. Экспериментальное изучение А.П. Нечаевым мнемических процессов личности, выявление факторов эффективности активного внимания и условий его формирования, проблема «переноса знаний», исследование условий рациональной организации умственного труда, внедрение психологической службы в школьный процесс актуаль­ны и для современных исследований.

В научном плане необходимо отметить заслуги А.П. Нечаева не только как организатора практической психологии, но и как одного из исследователей проблемы развития личности ребенка, он призывал к сочетанию семейного и школьного воспитания, экспериментально исследовал круг реальных пред­ставлений детей, посещавших и не посещавших детский сад, эксперименталь­но обосновал эффективность совместного обучения мальчиков и девочек, тем самым указывая на социальный фактор как условие психического развития личности. В вопросах воспитания личности А.П. Нечаев особую роль отводил формированию волевых категорий, материалистически понимая природу во­ли, «сознательно мотивированного поступка». К числу важнейших факторов, определяющих развитие психики, ученый относил игру. Рассматривая перио­дизацию психического развития личности, он утверждал, что время смены периодов индивидуально и детерминировано как половыми особенностями и личным опытом индивида, так и средой. Интересны исследования А.П. Нечаева в области изучения внушаемости. Он установил, что воздействие взрослого на подростка может быть более эффективным через косвенное вну­шение, и показал значение суггестии в педагогическом процессе. Отдельные исследования А.П. Нечаева были посвящены изучению «настроения ожида­ния» (в современной трактовке — установка) как существенного признака произвольного внимания. Заслуживает внимания идея А.П. Нечаева о роли самообразования в получении новых знаний, эта проблема актуальна и для современной школы. Изучая мнемические процессы, А.П. Нечаев эксперимен­тально подтвердил наличие смешанных типов памяти: зрительно-моторной, моторно-слуховой, зрительно-слуховой; установил, что осмысленный матери­ал заучивается быстрее и менее утомительно, а самым эффективным способом заучивания является рациональный. А.П. Нечаев изучал условия рациональ­ной организации умственного труда, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

Оставленное А.П. Нечаевым наследие, в частности, предложенный им проективный метод изучения когнитивных стилей учащихся позволяет по-разному формировать учебный материал (в зависимости от стилей учеников), что способствует повышению эффективности обучения. Эта методика была опробована нами в ряде школ г. Семипалатинска, где получены интересные результаты. Опираясь на идею и разработки А.П. Нечаевым показателя умст­венного развития школьников, который отражает особенности взаимодействия мышления, памяти и перекпючаемости внимания и связан с успешностью обучения, мы также рассчитали интегральный показатель умственного разви­тия школьников, который позволял прогнозировать ожидаемый уровень ус­пешности обучения. Этот метод позволяет планировать и профориентационную, и коррекционную работу. Отдельно хочется обратить внимание на еще одну плодотворную идею А.П. Нечаева о важности обучаемости, которую он понимал как восприимчивость к помощи, выделяя при этом разные виды по­мощи: пассивно-направляющую (помощь взрослого, способствующая активи­зации произвольного внимания ребенка), активно-направляющую (ребенок выбирает способ действия и осуществляет его, а взрослый контролирует и оценивает действие) и активно-обучающую (взрослый предлагает способ действования). Эти идеи А.П. Нечаева также были апробированы в 1994 г., в ре­зультате чего получены интереснейшие результаты. К концу первой четверти дети с высоким уровнем психологической готовности к школе и первой груп­пы по восприимчивости к помощи прошли материал по чтению (обучение проводилось с использованием метода обучения чтению А.П. Нечаева), а к концу года более 85% детей читали со скоростью 110-120 слов в минуту (уровень второго и третьего класса). Материал по математике был освоен на уровне второго класса.

Проделанная нами работа показала, что творческое освоение про­шлого нашей науки имеет смысл, так как результаты применения мето­дик, в частности, профессора А.П. Нечаева, убедительны и бесспорно необходимы в теоретическом и прикладом аспекте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]