Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PSIKhOLOGIChESKIE_PROBLEMY_RUSSKIKh_EMIGRANTOV_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Причины эмоционального дискомфорта

Эмоциональный комфорт (а также противоположное понятие — эмо­циональный дискомфорт), имеет метафорическое, условное содержание. Это понятие можно заменить, хотя и не в полной мере, термином «удовле­творенность или неудовлетворенность жизнью», либо еще более конструк­тивным понятием «благополучие или неблагополучие». Разумеется, что показатели благополучия для каждого, субъективны. Существуют и объек­тивные показатели, где оценка опирается на объективные критерии успешности, показатели здоровья, материального обеспечения и другие показа­тели. (Куликов, 2000). В целом эмоциональный комфорт или дискомфорт складывается из многих компонентов: это физическое (телесное), социаль­ное, духовное, материальное, психологическое благополучие. При их бла­гоприятном сочетании можно говорить о гармонии личности.

На переживание благополучия или неблагополучия влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения че­ловека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда компонентов. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным положением и статусом, удовлетворенность межличностными отношениями, чувством общности. Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры, осознание и переживание смысла своей жизни, уверенности в успехе собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т.д. Физическое (телесное) бла­гополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощу­щение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Матери­альное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых...), полнотой своей обеспеченно­сти, стабильностью материального достатка.

Наиболее интересным является психологическое благополучие. В его основании лежит полный душевный комфорт, который имеет сложную структуру. Когнитивный компонент благополучия возникает при целост­ной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, адекват­ного понимания им текущей жизненной ситуации. Эмоциональный ком* понент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувст­ва, которые обусловлены успешным функционированием всей личности.

Субъективное благополучие имеет особую значимость для личности. Оно связано с доминирующим психическим состоянием, способствующим согласованному протеканию психических процессов, успешному поведе­нию и деятельности или наоборот неблагоприятному для гармонии всех этих компонентов; в этом случае можно говорить об эмоциональном дис­комфорте. Наиболее сильные причины эмоционального дискомфорта на­ходятся внутри самой личности, а влияние среды менее сильно, хотя она безусловно дает толчок внутреннему разладу. Неблагополучие в межлич­ностных отношениях часто ведет к эмоциональному дискомфорту.

Опираясь на данные исследований Л.В. Куликова, М.Ю. Долиной и М.С. Дмитриевой, можно говорить о пяти группах причин эмоциональ­ного дискомфорта (Куликов, 2000):

1. Нарушение межличностных отношений: столкновения с начальст­вом, проблемы с общением, дискриминация и осуждение со стороны дру­гих, неприятные соседи и др.

2. Внутриличностные причины: трудности с возможностями выра­зить себя, проблемы с сексуальным партнером, чувство одиночества, не­достаток активности, энергии,

3. Причины перегруженности делами: перегруженность семейными обязанностями, нехватка времени для семьи, перегруженность иными заботами.

4. Социально-бытовые причины: растущие цены, проблемы с транс­портом и др.

5. Незащищенность: проблемы с местом работы из-за своего пола, за­бота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи, финансовая нена­дежность.

Для взрослых людей наиболее значимым и доминирующим является фактор здоровья. Потребность сохранения и улучшения здоровья наибо­лее актуализирована и интенсивна, она может стать причиной устойчиво­го напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности.

Особую значимость эти факторы приобретают в условиях эмиграции, когда меняется, становится неопределенной жизненная концепция, когда теряется социальный статус и отсутствуют привычные стереотипы. В окружении непривычной социальной среды, среди людей с несколько иным менталитетом, с другими мерками, обычаями, правилами, исход­ными убеждениями и другим жизненным опытом влияние непсихологи­ческих причин эмоционального дискомфорта обретает особую роль. Не­достаточное знание языка обостряет все перечисленные выше компонен­ты, лишает личность возможности равноправного общения, не дает воз­можности конкурировать, снижает чувство самоуважения и уверенности в себе, усиливает степень эмоционального дискомфорта.

Одной из важных причин эмоционального дискомфорта является ощущение маргинальное™. Маргинальны те люди, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как его полноправные участники (Стефаненко, 1993). Лю­ди, оказавшиеся в эмиграции, становятся в конце концов «культурными гибридами». Они и их дети застревают как бы между двух культур: рус­ской и немецкой. Такое состояние социологи называют маргинальной си­туацией, а того, кто оказывается в ней — маргинальной личностью. Эмиг­ранты оказываются как на краю немецкого общества, которое так полно­стью их и не принимает, так и на краю бывшего советского, которое они отвергли сами. Находясь между ними, они становятся маргиналами.

Необходимость быстрого вхождения в новую среду в совершенно непривычных условиях резко мобилизует все внутренние силы человека, побуждает его к высокой активности. Можно привести сотни примеров, когда, попадая в чужую культуру, люди готовы были понимать друг дру­га, перенимать все лучшее и ценное и достигать поразительных результа­тов в своем творчестве и деятельности. В чем проявляются слабые сторо­ны маргинальной личности? Если человек не может приспособиться, найти себя в новой стране, он вынужден влачить существование изгоя. Такой человек исключен из чужого для него общества. Для людей, пере­живающих на чужбине внутреннее одиночество, характерна утрата соци­альных связей, безработица, отсутствие друзей, пассивность поведения, агрессивность к обществу, к его порядкам и устоям.

Охотнее всего эмигранты предпочитают промежуточный вариант: находясь в новом обществе, они, в основном, остаются в своей среде, живут, общаются, встречаются, дружат лишь со своими соотечественни­ками и говорят на своем родном языке. Это несомненно является хоро­шей психологической защитой.

Одной из разновидностей маргинального конфликта можно считать состояние ностальгии. Ностальгию, на наш взгляд, следует рассматривать как устойчивое психическое состояние, отражающее эмоциональное и социальное неблагополучие и дискомфорт человека в чужом для него обществе. Этот дискомфорт возникает из-за отсутствия родной языковой и социокультурной среды, из-за нарушения всей совокупности жизнен­ных проявлений. Состояние ностальгии проявляется тогда, когда человек испытывает чувство утраты, разлуки со всем тем, что формировало его сознание (К. Ясперс). Ощущение утраты усиливается по мере того, как человек начинает полностью осознавать, что пути назад не существует. Ностальгия может быть вызвана следующими причинами:

1. Разлука с привычными чувственными переживаниями (дефицит в новом обществе привычных для человека зрительных, звуковых, вкусо­вых образов.

2. Утрата чувства собственной значимости. Нарушение представле­ний о самом себе. Эмигранты постоянно «возвращаются» к пройденным этапам жизни, где они чувствовали себя спокойно и уверенно. Именно такое «возвращение» заставляет их постоянно вспоминать, говорить и рассказывать о «прежней жизни», где у них все было.

3. Потеря корней, истоков исхода, путаница в самоидентификации: «это возникающие вопросы, кто мы теперь, где наша история, история нашей семьи и могил?»

Это достаточно сложные вопросы для тех, кто пытается вытеснить из своего сознания страну исхода и все, что с ней связано. Многие эмигран­ты часто оказываются в состоянии «общественного небытия», так как не знают, кем себя считать: русскими, евреями, немцами и т. д. Некоторые эмигранты третьей и четвертой волны часто рассматривают свою при­надлежность к России и русскому языку как своего рода компромети­рующий фактор в глазах западного общества. Стремление поскорее «от­креститься» от своих корней и перейти в другую культурно-языковую группу порождает впоследствии массу внутренних конфликтов личности, которые лишают человека чувства самодостаточности. По законам куль-турантропологии считается, что человек принадлежит, независимо от его национальности, к той культурной группе, в которой сформировались его сознание и язык. Эмигранты из бывшего СССР первого поколения, неза­висимо от их национальности, остаются русскими, если русский язык и культура сформировали их сознание (Фрейнкман-Хрусталева, 1996).

В связи с этим особо остро встает проблема межкультурной адапта­ции и неизбежный при этом эмоциональный дискомфорт. Таким образом, анализ проблемы адаптации эмигрантов и переселенцев показывает, что в психологической литературе хорошо показана важность множества пси­хологических проблем, сопровождающих эмиграцию и переселение. Вы­явлены многие существенные факторы, определяющие успешную или неуспешную адаптацию, описаны механизмы этого процесса. Вместе с тем, отсутствует достаточно точный количественный анализ значимости причин эмоционального дискомфорта у эмигрантов и немцев-пересе­ленцев четвертой волны. Современная социально-экономическая ситуа­ция в Европе и Германии имеют свою специфику, которая оказывает не­малое влияние и на жизненные планы, и на общее самочувствие этих лю­дей. Все это подтверждает актуальность эмпирического изучения психи­ческого состояния эмигрантов и переселенцев с целью получения новых данных по этому аспекту адаптации. Полученные результаты могут быть полезны для тех работников, которые осуществляют психологическую и социальную поддержку названным группам населения.

Целью нашей работы было выявление причин и уровня эмоциональ­ного дискомфорта, тревожности и неудовлетворенности жизнью у эмиг­рантов и немцев-переселенцев четвертой волны в начальный период пре­бывания в Германии.

Мы предполагали, что уровень эмоционального дискомфорта, тре­вожности и неудовлетворенности жизнью у эмигрантов и немцев-переселенцев выше, чем у людей, проживающих в привычных социаль­ных условиях.

Причинами эмоционального дискомфорта и основными препятст­виями на пути благоприятного протекания адаптационного процесса у эмигрантов и немцев-переселенцев могли быть, в частности, потеря со­циального статуса (социальная смерть), отсутствие ясной концепции бу­дущего, потеря привычных стереотипов, неудовлетворение важных соци­альных потребностей в признании, самореализации, личном успехе. Ме­тоды исследования следующие:

1. Анкета «Причины беспокойства», которая содержит 34 причины эмоционального дискомфорта (в статье используются материалы только анкеты).

2. Опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде».

3. Опросник доминирующих состояний «ДС».

Исследование проводилось в Германии, с января по май 2001 г. Объ­ектом нашего исследования были эмигранты и немцы-переселенцы чет­вертой волны в начальный период пребывания в Германии (12-18 меся­цев). Количество испытуемых составляет 40 чел. Из них 15 мужчин и 25 женщин в возрасте от 18 до 61 года.

Большинство участников опроса компактно проживают в специаль­ном общежитии для переселенцев, они проходят специализированное обучение немецкому языку согласно государственной программе по адаптации и интеграции переселенцев в Германии. Шок первых дней сглаживается постоянным вниманием работников социальных служб, люди получают необходимую поддержку, информацию, социальную и материальную помощь.

Работу имеют несколько человек, но не согласно своему призванию и образованию, что накладывает отпечаток на успешность адаптации. Большинство тяжело переносят потерю своего социального статуса. Оп­рос проводился индивидуально с каждым человеком. Многие люди да­вали рекомендации и дополнительные варианты вопросов и утвержде­ний, которые, по их мнению, более полно отображают суть и дают боль­ше степеней свободы для выявления причин эмоционального диском­форта и делают изучаемое поле более широким. Вот некоторые из этих суждений:

1) трудности и проблемы в общении с местным населением;

2) низкая конкурентоспособность в связи с недостаточностью зна­ния языка;

3) непроизвольная дискриминация со стороны представителей ко­ренного населения;

4) трудности с детьми и потеря родительского авторитета в связи с тем, что дети успешнее и быстрее усваивают немецкий язык;

5) ностальгия и неясная тревога, мешающая успешному самоутвер­ждению;

6) неясная концепция будущего для себя и своих детей;

7) потеря самоуважения и беспомощность в решении возникающих проблем.

Группа нормативной выборки — это люди, проживающие в привыч­ной социокультурной среде в России в количестве 117 человек, из них 105 женщин и 12 мужчин (группа 1).

Все респонденты с высшим или незаконченным высшим образовани­ем. Ответы давали врачи, работники детских дошкольных учреждений и студенты.

Группа эмигрантов и немецких переселенцев разнородна по нацио­нальному составу, возрасту и образованию, общим является малый срок пребывания в Германии (группа 2).

Обобщенные сравнительные данные о блоках причин, беспокоящих респондентов (в баллах), представлены в табл. 1.

Таблица 1

Блоки причин

1 группа

2 группа

Нарушения межличностных отношений

Перегруженность делами

Незащищенность

3,18

3,63

3,65

2,61

2,97

4,17

Таким образом, очевидно, что главная болевая точка — это чувство незащищенности, которое возникает вследствие недостаточной адаптированности, неуверенности в собственных возможностях, в плохой ори­ентации в новых условиях, опасениях за свое здоровье и здоровье членов своей семьи.

Эти факторы раскрывают данные табл.2, в которой сравниваются не блоки, а отдельные причины, по которым обнаружены самые большие различия между двумя группами и которые беспокоят эмигрантов в большей степени, чем россиян.

Таблица 2

Причины беспокойств

Группа 1

Группа 2

Надежность места работы

Обстановка в стране

Состояние здоровья членов семьи

Состояние здоровья респондента

3,20

3,19

4,64

3,47

4,73

4,03

5,45

4,10

Эмигрантов беспокоит обстановка в стране, причем их волнуют ос­тавшиеся в России родственники, их судьба. В стране пребывания они испытывают тревогу по поводу того, не изменится ли социальная поли­тика столь благоприятная для эмиграции. Россиян же были более беспо­коили растущие цены.

В табл. 3 представлено распределение главных причин эмоциональ­ного дискомфорта (ЭД) у эмигрантов.

Таблица 3

Причины эмоционального дискомфорта

Балл

Забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи

4,64

Финансовая ненадежность семьи (или собственная нена­дежность одинокого взрослого человека)

4,29

Перегруженность делами

4,00

Трудности с возможностью выразить себя

4,00

Беспокойство, вызванное внутриличностными конфликтами

3,90

Раздумья о смысле жизни

3,87

Недостаток отдыха

3,80

Проблемы с сексуальным партнером

3,72

Недостаток активности, энергии

3,71

Проблемы в общении с сотрудниками (коллегами) на работе

3,61

Неудовлетворенность своей работой

3,56

Проблемы с детьми

3,56

Анализ материалов показывает, что в контрольной группе россиян выделен фактор перегруженности делами, а в группе эмигрантов и пере­селенцев доминируют проблемы с детьми. Дети в условиях эмиграции адаптируются легче, быстрее выучивают немецкий язык; авторитет роди­телей падает, и возникают конфликтные ситуации в семье

Многие из группы эмигрантов и немецких переселенцев отмечали в беседе неудовлетворенность своим социальным статусом. Если они в стране исхода занимали определенное положение, занимались любимым делом по своей специальности, то здесь подавляющее большинство не работают, а те, кто имеет возможность трудиться, работают не по специ­альности и, как правило, выполняют работу, низко квалифицированную. Из 40 исследуемых работает лишь 6 человек, разумеется, не по специаль­ности, работу выполняют грязную, физически тяжелую и малооплачи­ваемую. Парадокс, но эти люди, имеющие «плохую» работу, очень боят­ся ее потерять, так как устроиться на другую нет никакой надежды. По­этому очень значимой названа причина эмоционального дискомфорта — беспокойство о надежности рабочего места. (Те, кто не работает, также выделили эту причину.) Часто также называлась причина: проблемы с местом работы из-за своего пола. Интересно то, что имелись в виду не сексуальные причины. Женщины убеждены, что мужчинам легче найти работу, мужчины же убеждены в обратном.

В ответ на профессиональную, материальную и социальную неустро­енность возникает эмоциональное напряжение и экзистенциальный ваку­ум, что в сочетании с другими факторами может привести к так называе­мой «социальной смерти». У людей, находящихся в условиях другого общества, часто возникает отсутствие ясной концепции будущего. Дей­ствительно, как можно строить планы на будущее, не имея представления о своем месте в новом обществе, без понимания основных механизмов, движущих людьми, называемыми коренным населением, без обратной связи, подтверждающей последовательную логичность пребывания в чу­жеродной среде. Сильным стрессором является также тревога по поводу будущего своих детей. Пассивный образ жизни и отсутствие самореали­зации личности приводит к целому ряду необратимых последствий: су­жению социального пространства, падению самооценки, деформации интересов, апатии, депрессии и ностальгии, проявлениям экзистенциаль­ного вакуума.

Эмигранты нуждаются в специалистах, которые сами прошли суро­вую школу эмиграции и хорошо знают о проблемах, знают русский язык, привычки и стереотипы, менталитет, достоинства и недостатки людей своей нации.

Литература

Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика/ Под ред. В. Ю. Большаков. СПб., 2000.

Куликов Л.В. Психология здоровья. СПб., 2000.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998.

Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодейст­вию. М., 1993.

Фрейнкман-Хрусталева Н.С. Из записок психолога: Творческая интелли­генция в эмиграции. Берлин, 1996.

Шахтарина М.А., Янковский Л.В. Опросник адаптации к новой социо­культурной среде // Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов, 1998.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]