Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PSIKhOLOGIChESKIE_PROBLEMY_RUSSKIKh_EMIGRANTOV_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

А. Шульце служба «телефона доверия» для русскоязычного населения германии

После окончания второй мировой войны Берлин был городом с очень высокой квотой самоубийств. В 1956 г. берлинский врач и теолог доктор Клаус Томас (Klaus Thomas) основал первую в Германии телефонную кризисную линию «Arztliche Lebensmudenbetreuung» («Врачебная по­мощь уставшим от жизни»). К началу 60-х годов почти во всех крупных городах Западной Германии были созданы пункты телефонного консуль­тирования. Открытие новых «TS» («Telefonseelsorge») базировалось на инициативе местных активистов движения и в основном при поддержке и финансировании церковными организациями. И уже к началу 1980-х гг. вся ФРГ была покрыта сетью из 80 пунктов «TS». Крупные объединения в Германии являются членами IFOTES: Евангелическая конференция и Католическое объединение «TS» и «Открытая дверь».

В бывшей ГДР первый Telefonseelsorge заработал в 1985 г. в Дрездене. Один день в неделю доктор Кирхнер (Kirchner) консультировал звонящих по своему частному телефону. С 1988 г. начал действовать «KTS» Berlin-Mitte. Каждый день волонтеры несли свою вахту на горячей линии. В 1990 г. про­изошло объединение Германии. Разрушение социальной системы ГДР тре­бовало от «TS» усилить свою функцию психологической поддержки населе­ния бывшей ГДР. С 1991 г. Berlin-Mitte является членом национального сою­за «TS». Более 25 тысяч людей позвонили по телефону в 1999 г. на «KTS». 136 волонтеров были собеседниками этих ищущих поддержку абонентов.

Созданный студентами-психологами СПбГУ, проживающими в Гер­мании, телефон экстренной психологической помощи на русском языке с

1999 г. работает в рамках международной организации по оказанию раз­личных видов помощи «International Helppoint». (Осенью 2000 г. руково­дитель «KTS» Уве Мюллер (Uwe Muller) организовал при поддержке се­ната службу «Helpline International Helppoint GmbH» — в рамках между­народной организации по оказанию различных видов помощи. «Телефон доверия» на русском языке является членом этой организации.) «Телефон доверия» на русском языке является частью немецкой телефонной служг бы «KTS» и входит в международную федерацию служб телефонной психологической помощи IFOTES (International Federation of Telephonic Emergency Services). Эта организация существует около 40 лет, коорди­нирует и поддерживает работу 340 служб неотложной телефонной помо­щи более чем в 30 странах мира. В качестве ассоциированных членов в «IFOTES» входят 12 национальных ассоциаций и служб, в том числе и Россия. В них работают более 20 тыс. волонтеров, ежегодно отвечающих более чем на 4 миллиона жизненно важных звонков, 600 профессиональ­ных работников поддерживают их работу. Наиболее важной задачей яв­ляется координация и поддержка деятельности членов федерации, под­держка усилий по созданию служб неотложной телефонной помощи в тех странах, где они отсутствуют. В 1967 г. члены IFOTES выработали еди­ные нормы: службы неотложной телефонной помощи (TES) стремятся компенсировать недостаток межличностного общения, который все люди могут испытывать в повседневной жизни; TES предлагает слушание и возможность анонимного личностного обмена с человеком, переживаю­щим моральные, социальные и психологические трудности и желающим выйти из своей изоляции; 24 ч. в сутки служба открыта для каждого, осо­бенно для того, кто переживает кризис и задумывается о самоубийстве; TES предоставляет возможность поделиться своими чувствами тем, кто озабочен настолько личной проблемой, что не решается ее разделить со знакомыми ему людьми; человеку, который не в состоянии сам разо­браться со своими проблемами, поскольку эти проблемы завели его в тупик, повторяющиеся запросы и потребности не могут быть выполнены, TES предоставляет возможность раскрыть их перед другим человеком, они информируют и направляют людей к соответствующим социальным службам.

Работа служб основана на принципах анонимности и конфиденци­альности.

Сегодня по «Телефону доверия» звонят и те, кто сам готов на обще­ственных началах помогать другим. Подобное стремление заслуживает уважения и поддержки, однако само по себе не является гарантией ус­пешной работы в «Службе доверия». От работающего на телефоне требуется постоянная готовность с тактом вести диалог о тяжелых, а иногда по-настоящему экстремальных ситуациях позвонившего человека, уметь адекватно реагировать на выражение ярости, агрессии, на оскорбление и на «безобидное молчание» с последующим вешанием трубки.

Будучи подготовленными к приему звонков, волонтеры должны кон­структивно относится к звонящим и самим себе, осознавать отношения, развивающиеся во время беседы, уметь психологически грамотно оцени­вать их. Таким образом, к данной работе могут быть допущены люди, прошедшие базовую подготовку и готовые постоянно совершенствовать­ся в течение всего периода работы в телефонном консультировании.

В настоящее время обучение волонтеров для работы на «Телефоне доверия» проводится под руководством выпускников психологического факультета, прошедших специальную подготовку у немецких специали­стов. Немецкая программа обучения адаптирована под русскоговорящего абонента, ибо у эмигрантов есть и свои специфические проблемы. Не­мецкая годичная фаза подготовки волонтеров (минимум 100 ч.) является стандартом практически для всей Германии. Обучение бесплатно и гото­вит людей для волонтерской работы. В процессе обучения большое вни­мание уделяется таким трудным и важным темам будущих консультан­тов, как экзистенциальные аспекты консультирования, кризисные со­стояния, суицид, психология острого горя, утраты, психология болезни и умирания. Кроме того много внимания отводилось следующим темам: а) семья и партнерство, б) конфликты поколений, в) сексуальные пробле­мы, г) зависимости: наркомания, алкоголизм, д) телефонная работа с ду­шевнобольными, е) психология «зависающих, регулярных абонентов», ж) механизмы психологической защиты.

Во второй половине курса обучения участники группы получают возможность непосредственного телефонного консультирования, в пер­вое время, естественно, только под руководством опытных работников. С 1999 г. для работы в «Службе доверия» проводится отбор, собеседование и обучение кандидатов, не имеющих психологического образования. Се­годня из 49 волонтеров «Телефона доверия» 12 человек являются студен­тами психологического факультета СПбГУ.

Волонтеры, живущие на социальную помощь, имеют возможность отрабатывать на «Телефоне доверия» так называемую «общественно-полезную деятельность» (40-60 ч. в месяц).

Для многих наших соотечественников помощь по телефону на рус­ском языке не только самый доступный, но и зачастую единственный вид психологической помощи.

За 2 года нами был проанализирован и обобщен опыт работы кон­сультантов, ответивших на тысячи звонков русской и немецкой линий службы «Телефона доверия». Темы, которые волнуют людей, обращаю­щихся на русскоязычную линию «Телефона доверия», это прежде всего состояния депрессии, глубокой подавленности, полной социальной рас­терянности, вызванные изменением привычного стереотипа жизни. С одной стороны, происходит потеря своего профессионального статуса, положения в обществе, привычных человеческих контактов, а с другой стороны — информационная и психологическая невключенность в жизнь Германии, с ее другим укладом жизни, другим языком, другим менталитетом (Фрейнкман-Хрусталева Н. Советы психолога. Берлин, 1993-1994).

Для многих эмигрантов и переселенцев психологическая адаптация в Германии — серьезнейшее испытание в жизни. «Безъязычье», безработица, жизнь на социальное пособие и общественная изоляция заставляют людей постоянно испытывать «комплекс иностранца», который робеет перед полицией, соседями, школьными учителями, чиновниками... По мнению немецких исследователей, проблемы, связанные с социальной некомпетентностью, такие, как недостаточная вера в себя и принятие своего «Я», страх критики и неудачи, недостаточные социальные навыки, сопровождаются боязнью социальных контактов. Согласно нашим иссле­дованиям, русскоговорящие абоненты чаще, чем абоненты KTS, обраща­ются за различной информацией только потому, что из-за слабого знания немецкого языка боятся выйти на «контакт» с немецкими учреждениями (63% звонящих не знают или плохо знают немецкий язык).

Освобождение индивида от социальных классовых связей, согласно Максу Веберу, порождает тенденцию к индивидуализированным формам существования, которые вынуждают человека, чтобы выжить материаль­но, ставить себя в центр собственных жизненных планов. В следствие индивидуализации социального риска социальные проблемы оборачива­ются такими психическими нарушениями, как личная неудовлетворен­ность, чувство вины, страхи, конфликты, чувство неполноценности, нев­розы. Социальная изоляция, в которой могут оказаться русскоязычные эмигранты приводит к проблемам, которые можно определить как «кол­лективные ненормативные жизненные события», которые вызывают кризис ориентации в жизни и предъявляют к социальной компетентности людей прежде не встречавшиеся требования.

В этической хартии IFOTES сказано, что «службы неотложной теле­фонной помощи подтверждают: достоинство всех людей; право на ува­жение своих мыслей, желаний, того, ради чего человек живет; право выражать себя своими собственными словами..., если возможно, на своем родном языке». Русскоговорящие эмигранты Германии имеют такую возможность.

Периодически реклама «Телефона доверия» публикуется в русскоя­зычных газетах Берлина, в первую очередь «Европацентр». Большое внимание уделяется рекламе в общественных местах. Буклеты и листовки «Телефона доверия» доставляются в туда, где гипотетически может ока­заться человек, переживающий кризис. Это и приемные русскоговорящих врачей, учреждения социальной помощи, бюро по трудоустройству, об­щежития для переселенцев.

Проблемы людей, обратившихся на «Телефон доверия», понятны и знакомы консультантам, сидящим на другом конце телефонной линии. Волонтеры, работающие на «Телефоне доверия», сами прошли путь пси­хологической адаптации. Они самореализуются, помогая другим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]